Я и КОМПЬЮТЕР
(декада по информатике)
Введение
Хорошо разработанная и организованная предметная неделя по любому предмету позволяет задействовать нестандартное мышление, осуществить перенос знаний на новую область, организовать продуктивную работу, сформулировать нестандартные ответы, развить интерес к предмету.
За несколько лет мною выработана такая организация и проведение декады, которая способствует повышению интереса у ребят к предмету.
Проведение недели информатики способствует:
-
формированию у обучающихся познавательных способностей, стремления к самореализации и самосовершенствованию;
-
раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, тех личностных качеств, которые являются уникальным даром человека;
-
профессиональной ориентации учащихся.
Я и компьютер
Проведение недели информатики
Подготовительный этап
С советом кабинета на предварительном заседании (за месяц до мероприятия) обговаривается примерный план проведения декады. Сразу же члены совета кабинета определяются в сборе материала для осуществления плана. На этом же совете необходимо определить, какие творческие работы следует подготовить (т.е. оформить!) и поместить в первый день информационной недели на стенде. Это лучшие проекты учащихся, интересные сообщения (вне предела учебной литературы), оригинальные решения (программы) задач, составленные учениками кроссворды, дидактические сказки, плакаты, буклеты, шпаргалки и т.д.
Между членами совета кабинета происходит распределение: кто какой материал будет оформлять. Это должно быть готово к заседанию совета, на котором утверждается план проведения недели «Я и компьютер».
За три дня до начала информационной недели «Я и компьютер» на стенде объявлений вывешивается художественно оформленное сообщение о предстоящем проведении недели информатики и победители прошлой информационной недели.
Основной этап
В первый день вывешивается красочно оформленный план предметной недели.
В ходе информационной недели члены совета кабинета ежедневно информируют учителя о проделанной работе, при необходимости обращаются к нему за помощью.
По итогам каждого дня недели совет кабинета выпускает сводку о прошедших мероприятиях.
В рамках недели информатики в классах проводится устный журнал.
Проведение информационной недели завершается подведением итогов. Отдельно определяется класс-победитель. Им становится класс, учащиеся которого не только принимали участие во всех мероприятиях и конкурсах, но и победили хотя бы в нескольких(по усмотрению совета кабинета) из них. На школьной линейке активные учащиеся награждаются грамотами, памятными подарками.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
НЕДЕЛИ ИНФОРМАТИКИ
«Компьютерный мир»
(1 вариант)
Название мероприятия |
Сроки |
Класс |
Ответственный |
|
1
2
3 4 5 |
Конкурс творческих работ на ПК «Объявление» Конкурс творческих работ на ПК «Реклама» Викторина «Знаешь ли ты?» Фотоколлаж «Я и мой мир» Выпуск газет, буклетов |
11.11
12.11 13.11 14.11 15.11- 16.11 |
8-9
6-7
7-8 5-9
5-6 |
учитель
учитель
учащийся учащийся
учащийся
|
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
НЕДЕЛИ ИНФОРМАТИКИ
«Компьютерный гений»
(2 вариант)
Название мероприятия |
Сроки |
Класс |
Ответственный |
|
1
2
3
4 5 |
Конкурс творческих работ на ПК «Одежда для слова» Минипроект: «Компьютер-это нужно!» Конкурс «Лучший кроссворд, сканворд по информатике» Пользовательский чемпионат Мой блог, сайт
|
12.11-
13.11
14.11 15.11 17.11 18.11- |
6-9
5-7
7-9 5-9 5-9 |
учитель
учитель
учащийся учитель
учащийся |
Творческие задания
Конкурс творческих работ «Объявление», «Реклама»
Его целесообразно провести в группах. Учащиеся 5-7 классов создают свое объявление на компьютере с помощью программы Word, а учащиеся 8-9 классов — PowerPoint.
Для подведения итогов каждого конкурса необходимо организовать жюри в составе учителя информатики, завуча школы и старшеклассника.
Викторина
Вопросы викторины (смотрите далее) подбираются таким образом, чтобы привлечь внимание как можно большего числа учащихся и вызвать у них интерес к предмету. Ученикам каждого класса предлагается давать от класса групповые ответы на вопросы викторины.
В данной викторине нужно не только выбрать вариант ответа, но и обосновать ответ на вопросы № 3, № 4, № 6, № 9, № 11.
Фотоколлаж «Я и мой мир»
Особенно ценятся фотографии автора. Коллаж должен быть сделан с помощью компьютера по оригинальному замыслу учащегося. Оценивается и название творческой работы.
Выпуск газет, бюллетеней, рефератов
Работы учащиеся создают самостоятельно. Темы рефератов выбирают на свое усмотрение. Если кому – либо из учащихся требуется консультация, он обращается к ответственному ученику за данное мероприятие, либо к учителю.
Конкурс «Одежда для слова»
Учитель выписывает слова-понятия на доске, которые изучались учащимися ранее. Задача учеников – выбрать на свое усмотрение слово и представить его наглядно на компьютере (в виде схемы, таблицы, рисунка, и других вариантов – см. Приложение 1). Школьникам разрешается пользоваться дополнительной литературой.
Примерный список слов: мышь, клавиатура, компьютер, папка, диск, корзина, окно, монитор, задача, принтер, алгоритм, файл, дискета, операция и т. д.
Пользовательский чемпионат
Можно предложить следующие задания:
-
Создать рецепт торта по образцу (образец оформления текста выдается каждому участнику).
-
Создать 5-6 слайдов на одну из тем:
1) Мое хобби; 2) Я здесь живу; 3) Размышление о…;
4) Компьютер – помощник в учебе.
Переходы на слайды сделать по гиперссылкам.
-
В Excel оформить решение одной из задач –
1. Два автогонщика поспорили. Один другому дал фору 1 минуту. В конце гонки второй гонщик обогнал первого и пришел первым. На сколько быстрее ехал второй гонщик, если длина дистанции 24 км и время первого гонщика 0, 12 минут?
2. Весной на деревьях стали распускаться листья. Утром (600 ч.) в первый час лист вырастает на А мкм. В последующие часы до 1700 часов лист вырастает на В мкм. После 1700 его рост замедляется на С мкм. Через сколько лист полностью сформируется, если его размер 5 см? Считаем, что сначала была почка и ночью процесс роста листа замедляется.
Минипроект: «Компьютер — это нужно!»
Используя различные программы (Paint, Word, PowerPoint и др.) создать проект по заданной теме.
Конкурс «Лучший кроссворд, сканворд по информатике»
Учащиеся разрабатывают кроссворды, сканворды, связанные с тематикой предмета. Кроссворд или сканворд может быть разработан группой школьников, целым классом. При выявлении лучшего шедевра учитывается правильность использованного материала, оригинальный подход в составлении, сложность, количество составленных вопросов.
Проведение устного журнала
Задача данного задания заключается в развитии интереса к науке и формировании умения работать с научно-популярной литературой. Отдельные учащиеся подбирают литературу соответствующей тематики и выступают с сообщениями на уроке. Тему предлагает учитель. Остальные учащиеся, прослушав сообщения и проанализировав их, должны оформить результаты (сделанные выводы) в произвольной форме (плакаты, таблицы, схемы, рисунки и т.д.) Качество выполнения работы повысится в случае выполнения работы не каждым учеником, а группой учащихся.
-
Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией?
а) CD—ROM дисковод; б) жесткий диск;
в) дисковод для гибких дисков; г) микросхемы оперативной памяти.
-
Производительность работы компьютера зависит от:
а) размера экрана монитора; б) частоты процессора;
в) напряжения питания; г) быстроты нажатия на клавиши.
-
Задан полный путь к файлу: C:DOCGAMESTEST.TXT Каково имя каталога, в котором находится этот файл?
а) DOC; б) TXT;
в) GAMES; г) C:
-
В состав мультимедиа – компьютера обязательно входит:
а) принтер; б) CD—ROM дисковод и звуковая плата;
в) модем; г) сканер.
-
Инструментами в графическом редакторе являются:
а) линия, круг, прямоугольник; б) выделение, копирование, вставка;
в) карандаш, кисть, ластик; г) наборы цветов.
-
В текстовом редакторе при задании параметров страницы устанавливаются:
а) отступ, интервал; б) поля, ориентация;
в) размер, начертание; г) стиль, шаблон.
-
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 341, 222, 111.
а) 8; б) 5; в) 2; г) 16; д) 3.
8. В каком направлении от монитора вредные излучения максимальны?
а) от экрана вперед; б) от экрана назад;
в) от экрана вниз; г) от экрана вверх.
9. Заражению компьютерными вирусами могут подвергнуться:
а) видеофайлы; б) графические файлы;
в) программы и документы; г) звуковые файлы.
10. Процессор обрабатывает информацию:
а) в десятичной системе счисления; б) в двоичном коде;
в) на языке Бейсик; г) в текстовом виде.
11. Наибольший объем будет иметь файл, содержащий:
а) 1 страницу текста;
б) черно – белый рисунок 100 x 100;
в) аудиоклип длительностью 1 мин;
г) видеоклип, длительностью 1 мин. (ответ обосновать)
12. С клавиатуры снимается код в виде:
а) двоичном;
б) десятичном;
в) шестнадцатеричном,
г) восьмеричном.
13. Расставь правильно ответы на вопросы:
1) двадцатеричная система пришла от…
2) десятичная система пришла от…
3) пятеричная система пришла от…
4) двенадцатеричная система пришла от…
а) римлян; б) индийцев;
в) майя; г) вавилонян; д) англичан.
(Учитывается правильность ответов и время выполнения задания).
Что помещаем на стенд
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРС
1. На лучший дизайн кабинета информатики
2. На лучшее сочинение
«Если б я вел урок информатики…»
Необходимо вписать в клетки надписи на некоторых клавишах клавиатуры компьютера
-
Клавиша, которую иногда называют самой главной клавишей.
-
Самая длинная клавиша.
-
Клавиша, предназначенная для перехода со строчных букв на заглавные.
-
Клавиша, при нажатии на которую происходит отмена действия.
-
Клавиша удаления символов после курсора.
-
Клавиша удаления символов перед курсором.
-
Клавиша, предназначенная для постоянного печатания заглавными буквами.
-
Клавиша перехода в начало текста, документа.
-
Клавиша перехода в конец текста, документа.
10.Клавиша, предназначенная для вставки чего-либо.
(Клетки с цифрами не считаются)
|
|
|
|
|
|
||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
||||
9 |
|
|
|
|
|||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
СИНОНИМЫ
В приведенном перечне слов и словосочетаний найдите синонимы.
8 бит, CD—ROM, RAM, Web — страница, WWW, азбука, алфавит, аргумент, байт, винчестер, «всемирная паутина», гибкий диск, гистограмма, графопостроитель, дискета, дисплей, жесткий диск, каталог, колонка, компьютер, константа, лазерный диск, микросхема, монитор, ОЗУ, оперативная память, оптический диск, папка, параметр, плоттер, постоянная величина, приложение, программа в Windows, разъем, сайт, слот, столбец, столбчатая диаграмма, флоппи-диск, чип, ЭВМ.
Задачки
Составьте программу преобразования
десятичных натуральных чисел в римскую систему нумерации.
Что позаимствовала информатика из бытовой жизни?
Объяснить назначение каждого слова с обыденной точки зрения и с точки зрения информатики:
вирус, блокнот,
м
еню, ножницы,
карандаш, лейка,
кошка Мурка,
собака Бобик, мышка,
рабочий стол, окно, урна.
Приложение 1
Приложение 2
Работы учеников
Л |
Й |
А |
Ф |
* |
Я |
|
П |
М |
Е |
Т |
О |
Д |
И |
У |
В |
И |
Х |
Р |
А |
Т |
Т |
О |
К |
Я |
М |
И |
А |
Ь |
А |
К |
П |
А |
П |
Ж |
Д |
О |
К |
Н |
Т |
О |
С |
Вопросы
1. Что означает этот значок ? (архив).
2. Найдите в сканворде, что можно архивировать? (файл).
3. Что должен указать пользователь при создании архива? Найдите подтверждение в сканворде (имя).
4. Где происходит выбор действий при работе с архивом? (окно).
5. При извлечении файлов из архива обязательно нужно выбрать …? (путь).
6
Найдите слова – названия предметов на рисунке, как вычеркнуто слово «монитор». С оставшимися буквами составьте слова, (чтобы в новом слове хотя бы одна буква присутствовала) относящиеся к информатике.
. Какую кнопку обычно нажимают после выполнения всех настроек в окне? (ОК).
О |
Д |
П |
А |
П |
К |
А |
|
О |
Ш |
А |
Ш |
Ь |
Ж |
О |
Р |
К |
И |
М |
Ы |
З |
И |
Т |
К |
С |
В |
А |
Л |
К |
Н |
М |
О |
И |
С |
У |
Р |
И |
О |
П |
Ь |
Д |
С |
И |
Д |
В |
М |
Г |
Ю |
А |
К |
Б |
Л |
О |
Н |
Е |
Т |
Т |
Е |
К |
О |
И |
К |
Р |
Я |
16