Конспект урока на тему «Формирование экологических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр экологического характера»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями, здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №34

Невского района города Санкт-Петербурга.

Формирование

экологических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством дидактических игр экологического характера.

Автор:

Потапова Татьяна Владимировна — учитель начальных классов

( класс особый ребенок)

г. Санкт-Петербург

2013 год

  1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ

Экологическое воспитание детей – новое направление в педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное, в программах ознакомления детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей “живых” представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе. Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средства развития экологического сознания у населения планеты. Непрерывное экологическое образование — это необходимость, которую осознали не только специалисты, но и значительная часть населения земли. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня в прямую связывается с сохранением жизни на земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Человечество должно позаботится о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Экологическое воспитание детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры экологического воспитания детей, таким образом есть целенаправленный педагогический процесс.

В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят формировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов, можно отнести игру, в которой будут заняты и взрослые, экологическая культура которых также будет совершенствоваться, если в детских учреждениях, которые посещают их дети, проводится эколого-педагогическая работа.

  1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ.

В экологическом воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр: игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д.Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. По мнению авторов, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов.

Такие игры будут способствовать решению различных учебных задач: формирование навыков умственной деятельности детей, усвоение новых знаний, правильному использованию приоритетных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей.

Дидактическая игра может стать своеобразной формой организации обучения, методом (приемом) закрепление знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.

Игры с готовым содержанием и правилами.

Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами, сравнивать их, отмечать изменение отдельных признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия — проводятся по определенному программному содержанию. Педагогу в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил и действий. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать « Вершки и корешки», « Путаница», « Чудесный мешочек», « Узнай на вкус» и т. д.

В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. В начале учебного года, хорошо давать не сложные задания («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку»: самый большой, поменьше маленький и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении детей по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и по отдельности. Особое значение игровые упражнения имеют в начале учебного года. В конце учебного года дети уже могут определить оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

Игра « Детки на ветке «

Цель: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры: Дети смотрят листья деревьев и кустарников, называют их по предложению учителя «Детки, найдите свои ветки» — ребята выбирают к каждому листу соответствующий плод.

Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Настольно – печатные игры — это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.). В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо притворяет восприятие картинки, либо составляется с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

В начале года дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В конце учебного года большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Игра «Четыре картинки»

( Автор — художник И. Раевская.)

Цель: Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать

внимание и наблюдательность.

Ход игры: Игра состоит из 24-х картинок с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов. Педагог перемешивает карточки и раздает их участникам игры поровну. Каждый играющий должен подобрать четыре одинаковых по содержанию карточки (например: четыре карточки с птицами или с грибами). Начинающий игру, рассмотрев свои карточки одну из них предлагает сидящему слева тот, если карточка ему нужна оставляет ее себе, а любую не нужную тоже передает соседу слева и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Выигрывает тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Словесные игры — это игры содержанием которых является разнообразные знания имеющиеся у детей само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают впечатления, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа: «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», « Нужно — не нужно» и т.д.

Игра «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры: Первый вариант: Педагог читает в вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

Второй вариант: Педагог называет времена года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросом.

Методика обучения игре.

Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В начале года на первом этапе педагог проигрывает игру вместе с детьми. По ходу он сообщает одно правило тут-же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила.

На втором этапе педагог выключается из игры, он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель лишь наблюдает за действиями школьников. Начиная со средней группы, путь обучения игре иной. Учитель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя одно, два важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Педагог наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

Подвижные игры — природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, получаемые в ходе игры, способствуют углублению интереса к природе.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель игры: Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры: Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Педагог по очереди обходит домики, стучит и говорит: «Тук тук-тук, кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Му-му-му», «Бе-бе-бе», «Мяу-мяу-мяу» и т.д. Педагог отгадывает, кто живет в домике.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

Большое значение для развития детей с интеллектуальной недостаточностью имеют творческие игры, связанные с природой. В них дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности педагогу использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений. Учитель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.

При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги.

Особое внимание на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме того, необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в классах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, снег, шишки, камешки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Педагог, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении и т.д.

На каждом году обучения должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудования для поделки цветного льда.

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволяют формировать у них начало экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру — деятельность которой преобладает в жизни детей.

3.СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТИАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами так, по мнению А.В. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон. Благодаря которому, школьники быстрее усвоят новый материал.

Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Важна и другая сторона явлений: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. Таким образом, использование игр в процессе обучения не препятствует становлению самостоятельной игровой деятельности школьников. Наоборот, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем. В зависимости от учебной задачи и содержание занятия в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные литературные персонажи и т.д.

Идея использования сюжетно-дидактической игры в работе с школьниками развита в исследованиях А.А. Смоленцевой. Автор считает, что такую игру можно использовать для развития познавательных способностей детей и активизации их игровой деятельности в свободное время.

В экологическом воспитании также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения школьников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы, а также к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них. Исследования С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой, показали, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления школьников с природой — это игровые обучающие ситуации (И.О.С.).

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр И.О.С. тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Исследованием выявлены три типа И.О.С. ,использование которых обладает различными дидактическими возможностями: И.О.С. с игрушками-аналогами, И.О.С. с литературными персонажами, И.О.С.-путешествия.

  1. Первый тип И.О.С. строится на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек которые изображают животных и растения. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработки умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал, что особенно важно для младших школьников.

РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ.

Дидактическая цель: Определить основные различия живых и игрушечных рыбок.

Ход игры: Педагог предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме. Спрашивает: «Где они живут?». Предлагает рассказать об игрушечных рыбках: дети наблюдают за рыбками в аквариуме. Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Взрослый наливает в таз воды, дети пускают игрушки и наблюдают за ними. Ребята кормят рыб в аквариуме, наблюдают за тем, как они поедают корм, учитель предлагает покормить игрушечных рыбок в тазу. Дети насыпают в таз корм и наблюдают за игрушками. Педагог говорит: « Игрушечные рыбки не могут есть, потому что они не живые. Но для них можно сварить в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть, их можно держать в руках и не беспокоится за их жизнь, ведь они не живые. С живыми рыбками играть нельзя. На них можно смотреть, давать им корм, а доставать из воды нельзя, они могут умереть». Затем учитель предлагает детям поиграть с игрушечными рыбками или понаблюдать за рыбками в аквариуме.

  1. Вторую группу И.О.С. составляют И.О.С. с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. В коррекционных учреждениях учителя часто используют таких кукол, как буратино, незнайка, петрушка и др.; чтобы привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Однако их роль в обучении, как правило, не велика: в основном они выполняют развлекательную функцию. А в ряде случаев даже мешают проведению занятия. Куклы из сказок это не просто симпатичные игрушки, которые развлекают ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, проистекающей от сюжета сказки. Школьникам они интересны тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются черты характера этих героев. Например, карлсон и незнайка очень часто чего, то не знают и по этому, попадают в сложное положение и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что школьники начинают их учить – объясняют им, рассказывают им то, что уже сами знают, то есть из обучаемых дети превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.

КАРЛСОН ВЫРАЩИВАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ЛУК.

Дидактическая цель: Расширить их представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений; воспитать наблюдательность, сочувствие, бережное отношение к результатам труда.

Ход игры: Дети рассматривают посаженные 1-2 недели назад луковицы, измеряют длину зеленых ростков. Раздается шум мотора и в комнате появляется Карлсон. В руках у него коробочка, где он посадил лук. Карлсон вырастил его на чердаке детского сада и хочет подарить его малышам. Учитель рассказывает школьникам о том, какие условия необходимы для роста лука. Ребята замечают, что ростки у луковицы Карлсона маленькие, изогнутые, желтого цвета. Все недоумевают. Выясняется, что Карлсон каждый день поливал землю, в которую была посажена луковица. Значит, вода и почва тут ни при чем. Что же произошло? Дети спрашивают, где Карлсон держал коробочку с луковицей. Ребята догадываются, какую ошибку совершил их друг, для того, чтобы вырасти, луку было мало света. Карлсон очень расстроился, и дети предлагают ему поставить коробочку на подоконник, где тепло и много света. В течение нескольких дней они наблюдают за луком. Вскоре ростки становятся зелеными. Карлсон радуется вместе с ребятами.

3. Третья группа И.О.С. –это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др.), в процессе которой дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы школьники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Учитель берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника и – это главное в подобном типе И.О.С.- в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми интересными явлениями и объектами. В таких И.О.С. большую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли.

ТАЙНЫ ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЫ.

Дидактическая цель: Уточнить представление детей о лесе, о поляне; показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знания правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать доброжелательные отношения ко всему живому.

Ход игры: В помещении класса (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты – зеленое покрытие (трава), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды, грибы». По краям покрытия можно поставить макеты деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т.д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Педагог предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет, рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы. В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографируют» птиц и зверей, а в свободное время проявлять «фотографии» (сделать рисунки), оформить выставку.

Все И.О.С. требуют от учителя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно чтобы сам педагог легко входил в игру — в ряде случаев он исполняет две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается учителем, который проводит занятия с детьми.

Преимущество игрового обучения, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картин очевидно. И.О.С. помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Под ред. Л.Б. Баяревой, Н.Н. Яковлевой.– СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баяревой, 2011

  2. Мы: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2000.

  3. Л.М.Молодова. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск: «Асар» 2002.

  4. С.Н. Николаева, И.А. Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Изд. «Гном и Д.» 2003.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *