Конспект урока музыки "Ярмарка" 4 класс

Конспект урока музыки

4 класс Тема урока: «Ярмарка».

Тип урока: первичное усвоение новых знаний

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение: ПК, проектор

Методы: с.-деятельностный подход

Виды деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицировали, музыкально – пластическое движение

Цель – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирования музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского – балет «Петрушка».  

Задачи:

1.Образовательные:

1) Знакомство с образом ярмарки на примере балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского

2)Повторение средств музыкальной выразительности

2.Развивающие

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3)Развитие практических навыков игры на ДМИ

4) Развитие творческого отношения к музыке.

5)Активизация познавательной деятельности.

3.Воспитательные

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, слове, пластике (импровизация), игре на детских муз. Инструментах)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении муз. произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семья и народа

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского языка

Ход урока

Организационный этап

«-Прозвенел звонок, начался урок.

-Добрый день, ребята!

-Добрый день!»

Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш – ... музыка

Актуализация знаний

У. - Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы свами отправимся в путешествие. Но сначала давайте попробуем определить куда же мы свами отправимся.

(звучит песня Золотая ярмарка 1 куп)

У. Ребята, вам понравилась песня? Почему?

(Ответы детей)

У.: Замечательно. А о чем она? И так темой нашего урока будет…

(ответы детей)

У: молодцы! Вот мы и определили тему нашего урока Ярмарочное гулянье.

Постановка цели задачи урока:

У: А какую мы свами поставим перед собой цель ( узнать, что такое ярмарка, познакомится с традицией ярмарочных гуляний)

(ответы детей)

У: Совершено верно! Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сегодня проявил себя, свои музыкальные, артистические и творческие способности

Первичное усвоение новых знаний

У: - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

(как вы представляете себе ярмарку?…вам поможет иллюстрация на  экране)

(Ответы детей.)

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:

   1 команда -  вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей.  (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)

  2 команда -  вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – сахарница, солонка).

  3 команда - вы продаете сказочных птиц - сувениры. (На столе – изделия народных промыслов).

Каждый из вас продавец. По моей команде каждый,  не сговариваясь,  начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)

Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)

Стоп. Спасибо, ребята.

Теперь нам, я думаю понятно, что происходило  на ярмарке.

- На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!  (На экране изображение скоморохов)

Без этого весельчака и балагура не обходилась ни одна ярмарка. Он

пел, танцевал, шутил со всеми. Кто этот герой?  -

(Ответы детей - конечно, Скоморох)

На иллюстрации справа вы видите Скоморохов, которые разыгрывают кукольные представления. Посмотрите, какой кукольный герой появился на нашей  ярмарке? (ответы детей – Петрушка)

     Эй! Народ честной да удачливый,
    Все на ярмарку поворачивай.

     Поближе подходите!
    Глаза получше протрите!
    У нас тут уйма идей
    Для взрослых и для детей.

(ребенок декламирует стихи)

- И у нас сегодня много идей и затей..

Игра «Я- композитор»

- Давайте попробуем сочинить музыкальное произведение «Петрушка».

1. Какое настроение будет у нашего произведения?  (Из предложенных на доске прилагательных выберите подходящие) (на доске прилагательные: резкая, торжественная, праздничная, печальная, нежная, яркая…)

- Молодцы, ребята. (на экране появляются названия средств музыкальной выразительности).  

2. Какую мелодию можно подобрать к нашему музыкальному произведению? (протяжную или отрывистую?)   - (ответы ребят)

3. Какой темп - скорость будет у нашей «Ярмарки»  

- (ответы ребят)

4. А теперь подберите динамические оттенки. (Что такое динамика? – громкость) (ответы ребят)

5. Какие музыкальные инструменты исполнят наше произведение? (ответы ребят)

- Каждый из вас побывал в роли композитора и сочинил веселое и задорное музыкальное произведение.

Слушание музыки. 

- А теперь давайте послушаем, какой образ Петрушки, образ ярмарки получился у  русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (на экране – фото композитора, годы жизни)

- Сопоставьте образ Петрушки композитора и тот, который получился у

нас. (Слушание фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского).

   1) Совпало ли настроение музыкального произведения Стравинского с тем, что у нас получилось?

   2) Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив в шум и  гомон?

Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.

Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.

А сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент балета и познакомится с Петрушкой которого придумал Иван Федорович Стравинский (видео ролик)

Физминутка (видео)

Пение частушек.

    Эй, не стойте у дверей,
   Заходите к нам скорей! – выкрикивает Петрушка.
   Мы все частушки пропоем     Вас послушать позовем.

У: Ребята, а что такое частушка, как вы думаете?

Частушка – это веселая, задорная песенка, в которой много куплетов, пояаились частушки 200 лет назад.

У: Какой характер у частушки?

(ответы детей. Озорной, насмешливый, шутливый)

У: Скажите, а почему на праздничных гуляньях почти всегда поют частушки?

Д:. Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки всем хочется петь и танцевать.

У: А мы умеем петь частушки? Давайте проверим

(выдаю тексты частушек, давайте вспомним мелодию частушек

(все вместе 1)

К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

- Молодцы, вспомнили мелодию. Усложним задание.  Петь мы будем стоя, поочереди – мальчики, девочки. Во время проигрыша не стойте смирно, придумайте танцевальные движения, например, (показываю «ковырялочка»). 

(пение с  движениями)

(девочки)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Ложки деревянные,

Матрешечки румяны

(мальчики)

              Мы на ярмарке бывали

              И подарки выбирали.

              Принесли вам сундучок –

              Позолоченный бочок.

(вместе)

              Велика Россия наша,

              И талантлив наш народ.

              О Руси родной умельцах

              На весь мир молва идет.

Пели с душою вы, молодцы! Будете знатные вы….(кто?)

Ну конечно же, певцы!

Игра «Что находится в огромном мешке»

- Наш Петрушка-затейник принес огромный мешок, без вас открывать запретил, что в мешке – не сказал, вам загадку загадал.

Смотрим на экран ( на экране загадка)

«Дорог этот предмет к обеду», — гласит русская пословица.

Этот предмет -  самый практичный  из всех столовых приборов.

Он изготавливается из золота, серебра, дерева и т.д.

Этот предмет иногда украшают росписью.

Часто его используют для декора помещений, то есть для украшения.

А также этот предмет используют как музыкальный инструмент.

Что находится в мешке?

Конечно, деревянные ложки.

Игра на муз. инструментах

Следующую потеху придумал для вас Скоморох.

Ложки – это ударный инструмент, они издают хлопающий звук.

Давайте попробуем взять в руку ложку. Для это покажите мне ладонь правой руки. (я также показываю им  свою ладонь).

Указательным пальцем я прижимаю черенок ложки (я показываю) Повторяйте за мной.

Посмотрите на свою ложку. Углубление черпака смотрит как раз на меня.

Держим первую ложку.

Вторую ложку мы зажимаем остальными тремя пальцами (я показываю ребятам). Черпаки смотрят в разные стороны.

Очень сильно не зажимайте ложки, иначе никакого музыкального звука мы не получим.

Держим 2 ложки.

А теперь ударяем о левую ладонь 2 ложками. Мы услышим красивый звук.

Пробуем все вместе.

А) Молодцы, теперь попробуйте исполнить следующий ритм: (предлагаю ритм)

Я наиграю вам русскую народную мелодию.

Попробуйте подыграть на музыкальных  ложках, исполните этот же самый ритм.

(исполнение с музыкой).

Задание Б смотрим по времени!!!!!

Б) 2 куплет мы исполним следующим образом.

Немного развернитесь на стуле ( в сторону прохода между рядами)

Для игры на ложках мы будем использовать правую ногу. Посмотрите, как я ударяю ложками о ногу (я показываю), а теперь повторите за мной (дети исполняют)

А теперь то же самое задание выполним с музыкой. (исполнение)

Молодцы, ребята, справились с этим сложным заданием.

Как думаете, какие еще муз. инструменты можно услышать на ярмарке? Слайд с муз. инструментами.

Пришла пора нам с ярмаркой прощаться

И ей мы До свиданья говорим.

За добрый смех и за участье

Друг друга мы благодарим!

Песня «Ярмарка» (обсуждаем настроение, содержание песни)

Рефлексия

- Итак, давайте вспомним, где мы сегодня побывали.  (На ярмарке.)

Мы сами были композиторами, сочинили музыкальное произведение под названием «Петрушка», вспомнили некоторые средства музыкальной выразительности, такие как динамика….

Вспомните, какой известный русский композитор написал замечательный балет «Петрушка»? (И.Ф,Стравинский)

Вы замечательно спели  веселые….(частушки) – были вокалистами.

Играли на музыкальном инструменте…. (на ложках).

Спасибо вам за этот замечательный праздник.

Скажите ребята, а кто сегодня остался доволен своей работой и какую бы вы постали себе оценку?

У: Ребята, я принесла каждому из вас нотку, которую вы можете подержать в руках. Но она не простая. На обратной стороне нотки написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому – то найти поговорку или загадку про ярмарку, кому – про петрушку, кому –то сочинить частушку, а кому – нарисовать рисунок по теме «Ярмарочное гулянье»

До свидания, ребята! До скорой встречи!





Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.