Конспект урока изобразительного искусства по программе Неменского «Деревня - деревянный мир» в 4 классе














Конспект урока


изобразительного искусства


по программе Б.М. Неменского


« Деревня - деревянный мир»

в 4 классе

учителя начальных классов


МОУ ООШ с. Благодатное


Шихановой Валентины Михайловны











2011-2012 уч. год



Тема урока: «Деревня - деревянный мир».

Тип урока: комбинированный

(сочетание изучения новой темы с контролем знаний)

Цели :

Образовательные:

-продолжить знакомство учащихся с образом традиционного русского дома- избы;

-раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой;

- учить воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств.

Развивающие:

-развивать образное мышление, наблюдательность, учебно - творческие способности;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к родному краю, к истории и традициям своего народа;

-учить трудолюбию, аккуратности.


Задачи:

-повторить конструкцию избы и назначение ее частей;

-познакомить с приёмами украшения избы.

-развивать графические навыки, умение работать с гуашью.



Оборудование:

для учителя: ИКТ, ТСО, демонстрационный и раздаточный материал,

для учащихся: альбом, кисти, гуашь, учебник по изобразительному искусству и художественному труду Б.М. Неменского «Каждый народ – художник».

Литературный ряд: стихотворения С. Есенина, М. Пляцковского.

Музыкальный ряд: народные и инструментальные мелодии.

Зрительный ряд: презентации: « Деревня моя», «Деревянное зодчество», «Украшение русской избы», «Картины художников с изображением деревенской избы».

Ход урока.

1. Организационный момент.


Учитель обращается к ученикам:

ЧТИТЕ НАУКИ, ЛЮБИТЕ ИСКУССТВА,

БЕЗ СОЖАЛЕНЬЯ БЕРИТЕСЬ ЗА ТРУД.

ДЕТИ! ТОГДА БЛАГОРОДНЫЕ ЧУВСТВА

В ВАС БЛАГОРОДНУЮ ПОЧВУ НАЙДУТ!

2. Беседа по теме урока.


Учитель. Особенности искусства нашей Родины складывались в древности с историей народа, в гармонии его жизни с природой. Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.


В каком жилище мы побываем сегодня на уроке?

На этот вопрос мы сможем ответить, разгадав кроссворд.



Вопросы к кроссворду:

1. Дощечка, на которой живописец смешивает краски. ( палитра)

2.Жанр изобразительного искусства - изображение природы. (пейзаж)

3.Человек необычной силы, стойкости, отваги. (богатырь)

4. Мягкие цветные карандаши. (пастель)

Ключевое слово: изба.

п

а

л

и

т

р

а





п

е

й

з

а

ж









б

о

г

а

т

ы

р

ь



п

а

с

т

е

л

ь




Один из замечательных памятников архитектуры - простая деревенская изба. О какой же избе пойдет речь на уроке? Быть может, о какой – нибудь необыкновенной, единственной?

Нет, о самой обычной избе русского крестьянина, которую, и вы, ребята, наверно, не раз видели, а может быть, и жили в ней.



3.Постановка проблемы:

- Ребята, как вы думаете, нужно ли нам знать историю русского жилища? Почему?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Учитель. – Так что же такое изба? На этот вопрос вы должны были ответить дома.

Ребята класса были заранее разбиты учителем на группы.

Каждая группа ребят готовила мини проект по заданной теме :


1 тема: «Откуда пошло название «изба»? Из чего строили избы? Кто строил избы? Как их строили?

2 тема: «Деревянные дома в нашем селе» Кто их строил? Как украшали?

3 тема: « Деревня в произведениях русских художников». Что изобразили художники на своём полотне? Какие краски использовали при изображении избы? Что они хотели показать своей работой?

4.Опрос домашнего задания.

Защита проектов.


1 группа сообщает о своей работе по теме: « Откуда пошло название «изба»?»


Изба- русский срубной дом. Главное место в нем занимает печь, по – этому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа»- теплое место). Избы высокие строения, в два этажа. Нижний этаж- подклеть - защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках - песок, опилки: все для тепла. Строили избы плотники- мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте- апреле делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу. Возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно высыхали. Дома ставили так, чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, « как мера и красота скажут». Около избы ставили клеть-помещение, где хранили инструменты, посуду и т. д. Около клети помещались амбары - помещения, где хранили зерно, семена, муку. Изба, клеть и амбар - это крестьянский двор. Ограждала его изгородь.

Просмотр слайдов «Деревянное зодчество».


2 группа сообщает о своей работе по теме «Деревянные дома в нашем селе».

У нас в селе Благодатном много деревянных домов. Несмотря на то,

что они давно построены, в них и сейчас живут люди.

Особенно много домов сохранилось на улице Центральной, она недаром

так названа, ведь, почти 200 лет назад улица была центром деревни, там

жила в основном прислуга и крестьяне, которые работали у графа

Н. Давыдова - именно он является основателем села Благодатное.

Как же строили деревянные дома, ведь наше село далеко находится

от леса? Оказывается, его подвозили специально на лошадях из города Хвалынска.

После революции в небольших деревянных домиках стали жить

рабочие, крестьяне, переселенцы из окрестных деревень.

Многие дома не сохранились до нашего времени: разобраны на дрова,

сгорели, разрушились. Но некоторые и по сей день радуют нас.


Просмотр презентации «Деревня моя», выполненной учеником 4 класса

Садртдиновым Д. под руководством родителей и учителя.


3 группа сообщает о своей работе «Деревня в произведениях русских художников».

Мы назвали свой проект «Путешествие в картинную галерею».

Многие русские художники посвятили свои полотна деревне. Совершим небольшую экскурсию в картинную галерею.

Показ презентации подготовленной ученицей 4 класса Ивановой Анастасией

«Картины художников с изображением деревенской избы».


1.картина. Дорожка, изображенная художником, на переднем плане картины, ведет нас

в деревню. Здесь мы видим простую деревенскую избу, она изображе-

на крупнее всех построек. Рядом с избой амбар, где хранятся разные припасы,

вещи. Картина «Деревня летом» П.И. Петровичева наполнена теплом. От

нее трудно оторвать взгляд, она притягивает своей простотой.

Художник взял золотисто- коричневые краски которые наилучшим

образом отразили необычную красоту избы.

2.картина. А вот мы уже с вами на крестьянском дворе, который изобразил художник С. А. Виноградов на картине « Крестьянский двор». Здесь мы видим крестьянок, занимающихся ремонтом одежды во дворе. Крупным планом на данном полотне изображен крестьянский деревянный дом. Когда-то он был большим и красивым, а теперь он обветшал и предстал перед нами покосившимся от времени. Об этом говорят и прохудившаяся крыша, и полуразрушенная пристройка к дому. Для изображения дома художник использует серо-голубые оттенки и неспроста, ведь по- иному не передашь то, что дом очень стар.

3.картина. На картине A. M. Васнецова «За варкой варенья» мы видим главного «героя» -большой деревянный дом, его дверь распахнута настежь, как будто приглашает нас с вами в гости. Весь дом утопает в зелени сада, но нам хорошо видна большая крыша. Для ее изображения автор использует пастельные, приглушенные оттенки желтого и коричневого цвета, а вот дом он изображает ярко-желтыми красками.



4.картина. Но вот летний пейзаж сменяется зимним. На картине «Зима» Н. Н. Дубовского мы тоже видим деревню. Деревянные избы стоят в больших белых шапках. Окна домов темными пятнами выделяются на общем фоне картины. Они как бы удивленно смотрят на одинокую старушку, идущую по зимней дорожке. Для изображения домов автор картины берет нежно-коричневые, ближе к желтому цвету, краски.


Своими произведениями художники хотели показать, как они любят свою Родину, простую и скромную, но до боли родную каждому русскому человеку.


Учитель. Мы с вами увидели, как прекрасен и чудесен теплый цвет и оттенки дерева, доброго и надежного, дубленого холодными ветрами, насквозь прогретого солнцем и теплом разгоряченных рабочих рук. Словно внутри разгорается огонь, и вся изба начинает светиться янтарным жаром, всеми оттенками старого червонного золота. Недаром писал Сергей Есенин:

И теперь, когда вот новым светом

И моей, коснулась жизнь, судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Хочу похвалить ребят за то, что они хорошо справились со своей работой. Все учащиеся подошли к выполнению заданий творчески. Мы увидели презентации, услышали исторические сведения, даже совершили виртуальное путешествие.

Каждая группа сумела раскрыть предложенную тему в полном объёме.


5. Изучение нового материала.


Учитель. В начале урока мы говорили, что избы делали из дерева.

-Почему исконным материалом для русских построек стало дерево?


Дети. Россия- страна лесная. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам рек и озер. Лесные чащи укрывали жителей от врагов, давали им приют, кров, пищу. Из дерева русский крестьянин рубил себе избу, возводил крепости, строил церкви, мастерил почти все, что было ему нужно в быту - от сохи до ложки.


Учитель. Формы жилища (его конструкция) зависят от природных условий.

Богатая узорчатость украшений изб и предметов быта имеет сходство с ажурностью, прозрачностью русского леса.

Такую связь можно назвать «гармония». Гармония (от греческого - связь, созвучие, соразмерность) - в архитектуре, в изобразительных искусствах, в природе - стройная согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.


Сегодня на наш урок пришел Мастер Украшения вместе со своими помощниками.

Они расскажут, как украшали своё жилище русские люди.


Доклады учеников. Показ презентации «Украшение русской избы»


1. Интересная деталь украшения - венчающее кровлю бревно - охлупень в виде коня. Конь - охлупень воспринимался в народе как защитник крестьянской семьи.




2. Еще одна деталь убранства избы - причелина - доска, закрывающая торцы подкровельных слег, она часто покрывается резьбой.










3.Полотенце - короткая резная доска, закрывающая стык. На конце причелин и полотенец резная круглая розетка – символическое изображение солнца. В этих символах, ставших давней традицией, слышатся отголоски далеких времен, когда славяне- язычники поклонялись самому могучему и доброму божеству: Яриле - Солнцу. Вырезая символ солнца - розетку, русский крестьянин, словно навсегда овладевал частичкой его вечного живительного тепла.


Учитель. Окна - это глаза дома. Над оконцами мастер ставил козырьки наличники. Наличник - декоративное обрамление дверного или оконного проема. Наличник прикрывал окна от дождя и снега. Но постепенно этот тип защиты выродился и его заменили парными ставнями и другими украшениями. Наличники стали одним из главных элементов декоративного убранства избы. Волюты- завитки, украшающие верх оконных наличников.






Физкультминутка


Нужно ставить новый дом, Непременно ставить нужно!

Ну-ка сильно, ну-ка дружно

Всех работать мы зовем,

Будем ставить новый дом.

Ряд за рядом бревна

Мы положим ровно!

Вот и печка, и труба,

Для крылечка два столба.

Чердачок построим,

Тесом дом покроем,

Ну, готово!

А теперь ставим

Лестницу и дверь.

Окна расписные,

Ставеньки резные.

Щели паклею забьем.

И, готов наш новый дом!

( Дети имитируют строительство дома)


3.Объяснение учителя с наглядной демонстрацией приемов работы.

1. Этап. На доску вывешивается деревенский пейзаж.

Учитель. Сегодня мы вместе с Мастером Украшения будем украшать избу. А именно, украшать окна избы и причелину. Для работы нам понадобится гуашь. Вспомним основные правила работы с гуашью. В переводе с французского «гуашь» означает « водяная краска», они не прозрачны, хотя легко разводятся водой. Нужно помнить: работая с гуашью, не надо наносить слишком толстый слой, потому что при высыхании он может растрескаться. Смешивая краски, не берите больше трех цветов, а то вы не получите нужного результата. Характерный цвет деревенских изб, это мы наблюдали сегодня на примере картин известных художников, серебристо- серый, золотисто- коричневый.


Теперь перед нами стоит вопрос, что изобразить на наличниках и причелине?


2. Этап. Показ учителя приемов украшения окон, причелины, полотенца.

Часто для украшения используются геометрические фигуры. Как мы уже говорили ранее,

орнаменты, взятые человеком у природы, различные животные.

(После показа приёмов украшения учитель убирает свои образцы)


  1. Выполнение практической работы.


(Во время работы в классе звучит инструментальная музыка.)

-Ребята, сегодня в работе нам поможет народная инструментальная музыка. Многие инструменты, которые будут здесь звучать, тоже сделаны из дерева: балалайка, свирель и т.д. Вслушайтесь в эти чудесные мелодии, и они помогут передать настроение, создать образы. На столах ребят приготовлены модели домов. Дети гуашью изображают на моделях причелину, украшают окна. Готовую избу они прикрепляют на общее панно, которое висит на доске. Постепенно перед нами появляется настоящая деревня, можно сказать иначе - деревянный мир.

Физминутка.

Жура- Жура - журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

  • Где же лучшая земля? Отвечал он пролетая:

  • Лучше нет родного края!

7.Выставка и оценка работ.

8.Обобщение пройденного материала.

-О чем говорили на уроке?

-С какими новыми элементами избы познакомились?

-Что понравилось?

- Чем бы вы еще хотели заняться на следующих уроках?

9. Художественное слово о родном крае, о русской деревне.

На парте у каждого ученика лежат стихи С. Есенина о деревне. Ребятам, которые быстрее всех закончили работу, учитель предлагает их прочесть про себя.


Учитель. У большинства людей чувство Родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется еще чувством Родины малой, первоначальной, Родины в смысле родных мест, отчих краев, деревушки. Это малая Родина со своим особым обликом, скромной красотой, предстает человеку в детстве, и с нею, этой отдельной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине.

Если, вы, ребята, сейчас будете любить свое село, отчий дом, то и любовь к большой Родине- России вы пронесете в своем сердце через всю жизнь. Где бы вы ни были, как бы ни сложилась ваша судьба.


Наш отчий край, частица ты России,

Тебя мы любим и боготворим.

Цвети, расти и набирайся силы.

Тебе слова признанья говорим.


Дети читают наизусть стихотворение М. Пляцковского «Родина».


«Родина»- мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.


Родина, отечество святое:

Перелески, рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.


Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера

Родниковой свежести отведав,

С краешка звенящего ведра.


Это позабудется едва ли-

И на век, останется святым...

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, грудью защитим!


10.Домашнее задание.


В нашем селе, как вы видели из презентации, еще остались деревянные дома, проходя мимо, понаблюдайте, как они украшены, спросите у хозяев дома, кто их построил. На следующем уроке расскажите о своих наблюдениях.

В учебнике « Каждый народ-художник» Б.М. Неменского много интересных сведений по теме нашего урока, прочитайте их.

















* * *

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. Есенин.

* * *

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное

-Дышит запахом меда и роз.


Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома, Опрокинулась под окном.


Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег на плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.


Я люблю этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.


Голос громкий и всхлипень зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд кирпичный,

В завывании дождевом?


Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

С. Есенин






Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.