Конспект урока для 9 класса «Основы делопроизводства»

Егорова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы. УМК В.В.Бабайцевой




Конспект урока для 9 класса «Основы делопроизводства»

Пояснительная записка.

До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен. Ученики практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении, а такие знания, владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему в жизнь.

Русский язык – один из самых сложных языков мира, поэтому особенно важным для каждого человека является умение ясно и точно излагать свои мысли.

Сегодня во всем мире менеджеры тратят от 50 до 90 % своего рабочего времени на процессы, сопряженные с обработкой информации, а в современных рекомендациях российскому предпринимателю говорится: «В деловой жизни бизнес часто соседствует с обманом. Не верьте обещаниям. Только грамотно составленный, имеющий юридическую силу документ является гарантом успешной сделки!»

Цели и задачи курса.

В современных условиях подготовка учащихся к социальной адаптации, развитие у подростков самостоятельности, активности и творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, а также необходимость совершенствования работы с документами.

Цель элективного курса - познакомить учащихся с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

Задачей курса является обучение школьников навыкам в составлении деловых бумаг, умения правильного создания отдельных документов: заявления, резюме, автобиографии, писем и телеграмм.

Курс рассчитан на 17 часов и адресован учащимся 9 классов негуманитарного профиля. Данная программа не дублирует содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 9 класса, которые предусматривают знакомство с основными особенностями официально-делового стиля и его основными жанрами.

Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих самостоятельную работу учащихся.

Основные формы и способы организации обучения: эвристическая беседа, лекция, диалог, моделирование речевых ситуаций, наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, ролевые игры, анализ текста, а также составление деловых бумаг.

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по определенной теме, составление деловых бумаг, тест.

Базовые принципы обучения: практическая направленность, речевая ситуативность, культурно-речевое развитие учащихся.

Курс, предлагая диагностические творческие работы делового и академического письма, готовит выпускников к сдаче ЕГЭ, формирует и развивает у будущего специалиста – участника профессионального общения – комплексную коммуникативную компетентность в деловом языке. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта, а следовательно, получают реальную возможность быть востребованными на современном рынке труда.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, служебный этикет;

- нормы и правила делового общения;

- структурные элементы деловой беседы, требования к ведению телефонных разговоров;

- основные функции делового письма, его жанры;

- композиционные модели деловых бумаг;

- основные требования к языку деловых бумаг и документов;

уметь:

- вести деловую беседу, телефонный разговор;

- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;

- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.

Содержание курса.

п/п

Темы занятий

Кол.

часов

Основные понятия.

Методическое оснащение.

Официально-деловой стиль. Значение официально-делового стиля. Написание доверенности.

1

Официально-деловой стиль

Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык.10-11 кл. – М.: Русское слово, с. 413-418

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, с.39-44.

Понятие делопроизводства, становление делопроизводства в России. Понятие документирования.

1

Делопроизвод-ство, документирова-ние

Басаков М.И. Делопроизводство. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2005, с.5-9.

Общие нормы и правила оформления документов. Размеры полей деловых бумаг, сокращение слов и словосочетаний в тексте.

1


Басаков М.И. Делопроизводство. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2005, с.9-12.

Оформление документов в анкетной и трафаретной формах. Написание автобиографии.

1

Автобиография, ее структура.

Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980, с. 73-75.

Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002, 133-136

Оформление служебных писем. Разновидности служебных писем, их структура.

1

Коммерческий запрос, ответ на запрос, письмо-предложение, письмо-претензия.

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс,2005, с.261-268

Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004, с.47-57.

Язык и стиль делового письма. Общие требования к оформлению деловой корреспонденции.

1

Культура официальной переписки, ясность и недвусмыслен-ность, коммуникатив-ная точность

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс,2005, с.225-228

Этикет в деловой переписке. Основные этические требования к ведению телефонных разговоров.

1

коммуникатив-ная установка, этикетно-речевые формулы, начало разговора, основной момент разговора, завершение разговора.

Басаков М.И. Делопроизводство. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005, с. 293- 295. Русский язык и культура речи: / Под. ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002, с. 165-171.

Прикладная этика. Элективный курс /авт.-сост. Г.Ю.Лазновская. – Волгоград: Учитель, 2006, с.116-125


Жанры деловой речи. Этика деловых споров.

1

Деловая беседа, деловое совещание, дискуссия, мозговой штурм, конфликт, инцидент, этические нормы.

Русский язык и культура речи: / Под. ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002, с.148-165.

Русский язык и культура речи: Практикум/ Под. ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002, с.40-55.

Прикладная этика. Элективный курс /авт.-сост. Г.Ю.Лазновская. – Волгоград: Учитель, 2006, с.111-112.

Этика деловых отношений. Профессиональная этика.

1

Служебный этикет, заповеди делового человека

Прикладная этика. Элективный курс /авт.-сост. Г.Ю.Лазновская. – Волгоград: Учитель, 2006, с.91-116

Оформление документов при поступлении на работу. Правила написания заявления.




Резюме. Правила написания резюме.

1


Басаков М.И. Делопроизводство. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2005, с. 155-156.

Деловые бумаги. Правила написания справки, доверенности, составления объяснительной или докладной записки.

1

Докладная, объяснительная записка.

Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1980, с. 68-69.

Учимся писать тезисы, доклады, конспекты, рефераты.

2

Тезисы, реферат, доклад, конспект.

Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002, с. 106-114.

Основы мастерства публичного выступления.

2

Композиция публичного выступления, монолог и диалог в публичных выступлениях, красноречие, ораторское искусство.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2004, с. 348-361.

Подведение итогов занятий курсов. Контрольно-обобщающее занятие. Защита эссе.

1



Итого:

17 часов




Портфолио слушателя курса «Основы делопроизводства».

(введение накопительной оценки)

  1. Титульный лист-представление.

  2. Автобиография.

  3. Творческие разработки:

    • Составление делового письма.

    • Создание резюме.

    • Составление докладной, объяснительной записки.

    • Написание заявления, доверенности.

    • Публичное выступление «Речевой этикет в русском языке», «Речевой этикет в документе», «Мое отношение к иностранной лексике» и др.

    • Защита эссе.

    • Орфографические и пунктуационные диагностические работы

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.