Конспект урока для 7 класса «Пускай же люди чистоту хранят. Рек и озёр прозрачно быстротечных»

Конспект классного часа на экологическую тему в 7 классе.

«Пускай же люди чистоту хранят

Рек и озёр прозрачно быстротечных…»

Цели:

  1. углубление эколого – биологических знаний учащихся;

  2. развитие интереса к изучению природы Тверской области;

  3. выявление и поощрение одарённых детей;

  4. развитие творческого воображения и любознательности.

Подготовка:

  1. жетоны в форме капель воды с надписью Н2О, для награды за правильные ответы;

  2. аудиозаписи;

  3. интрига: бутылки минеральной водой, которую выпускают в Тверской области. В конце классного часа предложить ребятам попить чистую полезную воду.

Ход классного часа.

Учитель:

-(СЛАЙД 1.) Наш классный час посвящен экологической теме и эпиграфом для него я выбрала следующие строки поэта Серафима Попова «Пускай же люди чистоту хранят озёр и рек прозрачно быстротечных…»

-(СЛАЙД 2.) Экология – 1.наука, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; 2.наука, рассматривающая проблемы взаимоотношения человеческого общества и окружающей среды.

— Сегодня мы поговорим об экологии окружающей среды, о воде. Вода – одно из самых ярких чудес природы. Где мы только не встречаем воду! Из крана течет вода, ручеек на краю оврага – вода. Река, впадающая в море, озеро, облака над землёй, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний рисунок на оконном стекле – всё это вода.

— Ребята, а что вы знаете о воде. Давайте проверим ваши знания, а поможет нам жанр устного народного творчества – загадки.

-(СЛАЙД 3) До неба достаёт, а от земли не видать. (дождь)

Увидел мать – умер опять. (снег)

-(СЛАЙД 4) Заря – зарница, красная девица, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

Горя не знает, а слёзы проливает. (туча)

-(СЛАЙД 5) Сивые кабаны всё поле облегли. (туман)

Кругом вода, а с питьём беда. (море)

Беленькая собачка в подворотню глядит. (сугроб)

— Вода сильнее всех в природе. Она сносит всё на своём пути. Учёные считают, что жизнь на нашей планете зародилась в воде. Вода способна подниматься вверх по тонким капилярам растений: трав и деревьев. Этот поток несёт вверх из почвы питательные вещества. Получается, что жизнь без воды была бы на Земле невозможна. Воду – драгоценный дар природы можно назвать живой кровью, которая создаёт жизнь там, где её не было.

-(СЛАЙД 6) Посмотрите на карту нашей планеты. Большая часть её окрашена в голубой цвет. Это мировой океан. Всё чаще утверждают, что нашу планету следовало бы назвать не Земля, а Океан. Голубые артерии рек, озёр, прудов несут нам, людям, живительную влагу, пресную воду. С давних пор человек селился вокруг водоёмов. Вода обеспечивала людям пропитание и пути сообщения. Но не только практические цели руководили людьми при выборе места для поселения. Человеку всегда присуще чувство красоты. Именно это эстетическое чувство определяло выбор территории. Ведь так приятно жить возле реки или озера, моря. (СЛАЙД 7)Человек, выросший возле воды, запоминает самые яркие впечатления: рыбалку, катание на лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей.

-(СЛАЙД 8) По территории нашей области протекает свыше 800 рек и ручьёв общей протяженностью 17 тыс. км. Однако крупных и средних, длинной более 100 км, всего 21. Наиболее крупная из них – Волга. По Тверской области проходит 685 км её водотока, она принимает 150 притоков, в том числе крупных (река Тьма – 140 км). Общая площадь бассейна 59650 кв. км, т. е. более 2/3 площади области. В Тверской области находится исток и верховье реки Волги. На тверской земле берут начало также реки Днепр, Западная Двина. Большая часть территории принадлежит бассейну Каспийского моря, лишь западные и северо – западные районы – бассейну

Балтийского моря. Общее количество озёр в области площадью свыше 1 га – 1769, в них 4,3 куб. км запасов пресной воды. Крупных озёр всего 19. Большая часть озёр очень живописны и являются местами отдыха, туризма, водных видов спорта, любительского рыболовства и спортивной охоты.

-(СЛАЙД 9) Давайте попробуем отгадать названия некоторых рек и озёр по их описанию и найти их на карте области. 1. Левый приток Волги, длина 36 км, пл. бассейна 2950 кв. км. Вытекает из о. Селигер. В высокую воду судоходна. (Селижаровка)

с

ж

-(СЛАЙД 10) Река, правый приток З. Двины, длина 174 км, пл. бас. 1950 кв. км, исток на западных склонах Волдайской возвышенности. Протекает по всхолмленной, заросшей лесами местности, среди многочисленных озёр. (Торопа)

о

о

-(СЛАЙД 11) Река, левый приток Волги, длина 259 км, пл. бас. 5570 кв. км. Исток находится в торфяниках у деревни Высочки (В.-Волоцкого района). Судоходна на 41 км от устья. (Медведица)

м

в

ц

-(СЛАЙД 12) Озеро в Кимрском районе, пл. 0,96 кв. км, длина 1,45 км, ширина 1,1 км. (Васильевское)

в

с

и

е

-(СЛАЙД 13) Самое крупное озеро в Тверской области, пл. 259,7 кв. км, протяженность с севера на юг 66 км, с запада на восток 31 км, средняя глубина 5,8 м, максимальная – 24 м. (Селигер)

-(СЛАЙД 14) Озеро в Осташковском и Пеновском районах, входит в систему Верхневолжских озёр. Почти в центре озера есть остров Белый Плав. (Волго)

— В сказках герои пользуются живой и мёртвой водой, но сегодня «мёртвую воду» можно встретить и в реальной жизни. Непригодной для жизни воду делает сам человек. Почти каждый день с телеэкранов, по радио, со страниц газет и журналов мы слышим тревожные новости об очередной экологической катастрофе, происходящей в том или ином районе мирового океана.

А реки? Мы заполняем реки мусором, угольной пылью, пеной стиральных порошков и другими отходами. А как обстоит дело с экологией наших рек и озёр?

Ученики:

— На качество речных вод Тверской области негативное воздействие оказывают объекты сельскохозяйственного и лесохозяйственного производств, где уделяется недостаточное внимание проведению водоохранных мероприятий. Особенно неблагоприятное положение с лесопользованием, которое ведётся нерационально. Немало заготовленной древесины остаётся на лесосеках, где она подвергается разложению. Значительный ущерб и от лесных пожаров. В результате, в последние годы усилились процессы водной эрозии и, как следствие, ускорилось заиление и загрязнение малых рек.

— В последние годы очень остро встал вопрос загрязнения Волги и других рек нашей области сточными водами хозяйственно – бытового назначения и канализации. Причинами этого явления стало интенсивное частное и дачное строительство в поймах рек, при этом всячески нарушаются водоохранные законодательные нормы. Неочищенные стоки домохозяйств самотёком или через грунтовые воды проникают в малые реки, в итоге, попадая в Волгу.

— Уровень загрязнения верховьев Волги растет год от года. В пробах воды, взятых в разных местах русла реки, растут показатели загрязненности, вызванные стоками фекальных масс. Такая неблагополучная ситуация вызывает серьёзные опасения, так как река Волга является источником питьевого водоснабжения не только Твери и населённых пунктов Тверского региона. Иваньковское водохранилище (Московское море) расположенное в русле Волги, является резервуаром питьевой воды, из которого происходит большая часть водоснабжения Москвы и Московской области.

Учитель:

— Когда мы читаем стихи, статьи о природе родного края, о её красоте, мы невольно чувствуем тревогу и боль поэтов, писателей, журналистов за её судьбу. Напряженность ситуации, сложившаяся сегодня в бассейнах рек, свидетельствует о приближении экологической катастрофы.

— Много ли воды на земле? Немало! Около 70% земной поверхности. (СЛАЙД 15) Из космоса планета выглядит водяным шаром. Но 97% всех земных вод – солёные, и только 3% пресной воды. И при таком безалаберном отношении к воде уже сегодня мы вступаем в полосу нехватки пресной воды. 10 млн. человек ежегодно умирает от загрязненной воды. По прогнозам ученых, к 2050 году треть человечества будет испытывать жажду ещё более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.

Чтец:

Реки.

Вы – как система кровообращенья,

Вы – словно вены матери Земли:

Как крови ток, затруднено движенье

Последних вод коль холода пришли…

Пускай же люди чистоту хранят

Озёр и рек прозрачно – быстротечных:

Ужели в собственные вены яд

Вводить мы стали глупо и беспечно? (С. Попов)

Учитель:

-(СЛАЙД 16) Давайте подведем итоги нашего мероприятия.

Рефлексия:

— Я сегодня узнал…

— Я сегодня задумался…

— Что я могу сделать для сохранения рек и озёр моей области?

В заключение классного часа участникам предлагается глоток чистой минеральной воды.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *