ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет |
География |
Класс |
6 класс |
Учитель Ак Оксана Доптанайовна МБУ «Ийская СОШ» Тоджинского кожууна Республики Тыва |
|||
Тема урока |
«Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда» |
||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Познакомиться с понятием звезда, Солнце. |
Самостоятельно объяснять зачем нужно Солнце для жизни. |
Умения работать с учебником, извлекать из него нужную информацию, сформировать убеждение, что жизнь на Земле невозможна без Солнца. |
|||||
Цель: формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций; регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
|
Задачи: сформировать знания на уровне: понятий (Звезда, Солнце), представлений (Солнце – источник жизни на Земле.), причинно-следственных связей (от Солнца зависит развитие жизни на Земле.); сформировать умения (работы с учебником, видеть причины явлений); сформировать навыки наблюдений, работы с дополнительными источниками информации; развивать:личность ребёнка: ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность; осуществлять: экологическое воспитание, эстетическое воспитание (всё растительное богатство существует благодаря Солнцу), вызывать у детей ощущение причастности к природе.
|
||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Звезды, Солнце, источник жизни |
||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Компьютер, презентация. |
||||||
Образовательные интернет-ресурсы |
Нет |
||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося
|
||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||
1. Организация начала занятия |
Приветствие учителя: — Приветствовать рада я вас, Как в классе светло от сияющих глаз! Давайте урок поскорее начнем, Чтобы исследовать мир, в котором живем! |
Настраиваются на работу |
Слушают учителя |
Приводят в порядок рабочее место |
|
2. Подготовка к основному этапу занятия (мотивирующий) Актуализация знаний
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. — в начале урока повторим наши знания по пройденным темам. Проведем небольшую проверочную работу по карточкам. Проверка: собрать и просмотреть работы за правильные ответы – звездочки . |
Дифференцированная работа по карточкам. Приложение №1. Вспоминают знания, полученные ранее в курсе изучения природоведения 5 класса и собственные наблюдения. |
Сопоставляя материал учителя и собственные наблюдения, делают вывод о том, что
|
Учащиеся самостоятельно выбирают карточки по уровню сложности вопросов ( красные- третий уровень; оранжевые -второй уровень усвоения; желтые- первый уровень усвоения ) |
|
— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение Вселенной. Но прежде чем определиться с темой урока , заслушайте стихотворение. На компьютере высвечивается звездное небо. Звездочки ясные, Звездочки частые В небе высоком горят Словно поют они песни прекрасные – С нами они говорят! Небо огромное, Небо бездонное Звезд как песчинок не счесть. Все же, поверьте, Звезда путеводная В жизни у каждого есть! Чтобы увидеть красоту звездного неба, узнать сколько звезд на небе необязательно быть космонавтом. Их мы можем наблюдать каждый вечер при ясной погоде. О них и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Определите тему урока. |
Формулируют вслух тему и цель урока.
|
|
Понимают учебную задачу, записывают тему урока в тетради.
|
||
3. Усвоение новых знаний и способов действий .
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
|
1.Подготовка и создание проблемной ситуации — О чем нам говорит этот слайд №4? Что вы видите?
— кто может сказать, сколько звезд на небе? 1 группа:Найдите ответ по учебнику (стр.48, 1 абзац) 2 группа:выполняют аппликацию на тему «Звездное небо».
Первичная проверка понимания Вывод: игра «Звездочет» (см. Приложение№2 |
— белые шары на темном небе; звезды ночью — очень много; не сосчитать; — звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от Земли
Отвечают на вопросы: |
2 группа работает в паре, по трафаретам для создания звездного неба. этапы работы: -фон (звездное небо) учащиеся вырезают по шаблону -элементы наклеивают на альбомный лист -по контуру элементы обводятся гуашью с блестками -вырезание звезд и луны из серебристой бумаги, наклеивание -подчеркнуть красоту цветов гуашью с блестками
|
1 группа: Работают по учебнику стр.48 1 абзац, формулируют определение, записывают в тетрадь.
Читают вопросы, дают ответы, делают из уголков звездочку. |
2.Учитель загадывает загадку: Колокольчик синенький Прозвенел букашке — Ты скажи мне милая, Что там за ромашка Выросла над облаком, желтая такая, Яркая, лучистая очень уж большая? — Это кроха, не цветок, — та в ответ смеется — Это крупное светило под названием:..(солнце) 3. Учитель: Верно, сегодня мы должны поговорить о Солнце и выяснить, что это такое. Слайд №11 1.Подготовка и создание проблемной ситуации. Что смог бы увидеть человек, приблизившись к Солнцу?
М.В. Ломоносов 2.Обсуждение проблемы и её теоретический анализ. 3. выдвижение гипотезы слайд№ 4. поиск методов доказательства или опровержения гипотезы: — Игра «Аргументы и факты» (Приложение №3) 5. создание общего продукта (таблица). 6. вывод |
Отгадывают загадку,
Находят слова-характеристики
Понимают гипотезу
Учащиеся работают с учебником и, подбирая к каждому аргументу соответствующий факт, заполняют правый столбец таблицы («Факт») |
Выдвигают гипотезу, делают предположения о процессахпроисходящих на Солнце.Высказывают версии, что на Солнце все горит, это как огненный безбрежный океан, там пламенные вихри, камни раскаленные, горящие дожди
|
Сравнивают свою и демонстрационную версии, анализируют, находят ошибки и исправляют
Готовят таблицу и учебник к работе |
||
4. Первичная проверка понимания
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Установление правильности |
Составляют вопросы, отвечают на вопросы друг друга |
Делают выводы |
Проведение физкультминутки |
|
5. Закрепление знаний и способов действий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
|
учащиеся доказывают, что Солнце является источником всего живого на Земле |
|
|
|
6. Обобщение и систематизация знаний
|
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей |
Заранее получают д/з по написанию сочинения на тему «Что случилось бы на Земле, если бы вдруг погасло Солнце?» |
Выступления обучающихся |
Оформляют выставку работ: сочинения с рисунками, картина звездного неба. |
|
7. Контроль и самопроверка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
|
Доказывают свои предположения. |
Выступают с защитой. |
Защита работ «Звездное небо» |
|
8. Подведение итогов занятия (рефлексия)
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. — Посмотрите ребята. Картина, звездного неба все еще остается самою величественною изо всех картин, а книга о небе – самою значительною из всех книг.
|
Учащиеся заканчивают предложения учителя
|
Оценивают одноклассников.
|
Объясняют, почему так себя оценили.
|
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Предлагает домашнее задание на выбор: составить викторину, подобрать интересные факты по теме. |
|
Комментируют, уточняют |
Выбирают домашнее задание, записывают в дневник |
Приложение №1.
-
Синяя карточка.
1.Солнечная система состоит из ____________________, вращающихся вокруг него 8 ___________________: _______________, _______________, __________________, ____________________, ______________________, __________________, _______________, _______________________, а также ___________________________________________________________________________________.
-
Желтая карточка.
-
Напишите названия планет Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца.________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Красная карточка.
1.Тест.
1) Земля представляет собой шар:
А) абсолютно круглый; б) сплюснутый у полюсов; в) сплюснутый к экватору; г) вытянутый у полюсов.
2) Земля вращается вокруг своей оси:
А) с востока на запад; б) с запада на восток; в) с севера на юг; г) с юга га север.
3) Луна – это естественный спутник:
А) Марса; б) Земли; в) Венеры); г) Меркурия.
4) Один оборот вокруг Земли Луна совершает
А) за 28 дней; б) за год; в) за одни сутки; в) за неделю.
5) Укажите правильную последовательность расположения планет от Солнца:
А) Венера, Меркурий, Земля, Марс
Б) Меркурий, Венера, Уран, Земля.
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Г) Земля, Марс, Юпитер, Сатурн.
6) Упавшее на Землю космические тела называют
А) метеоритами; б) кометами; в) астероидами; г) метеоритами.
Вопросы . игра «Звездчет». Приложение №2.
-
Чем кажутся звезды на ночном небе?
-
Сколько звезд люди могут увидеть невооруженным взглядом?
-
На каком расстоянии расположены звезды от нашей планеты?
-
Во что можно разглядеть звезды?
-
Что такое звезда?
Приложение№3. Игра «Аргументы и факты»
-
№
Аргументы
Факты
1.
Солнце — гигантское небесное тело
Его масса в 750 раз больше всех планет вместе взятых. В 109 раз больше Земли, в 400 раз больше Луны
2.
Солнце раскаленный пылающий шар
Температура Солнца внутри 15 тыс. градусов. Снаружи температура 4-6 тыс. градусов.
3.
Солнце вращается вокруг своей оси с запада на Восток
Действительно. А Япония называется страной восходящего Солнца.
4.
Солнце — звезда — желтый карлик
Звезды есть: Сверх — гиганты в 400 раз больше Солнца. Гиганты — в 10 раз больше Солнца. Карлики — равны или меньше размерами Солнца.