Конспект урока для 5 класса на тему «Способы кодирования информации»

Открытый урок

по компьютерным технологиям

в 5 эк классе

Тема: «Способы кодирования информации»

Цель: Познакомить учащихся с различными способами кодирования информации. Ввести понятие «декодирование информации».

Задачи:

  • Повторить материал по теме «В мире кодов»; рассказать про способы кодирования информации и добиться понимания того, что такое декодирование информации; закрепить знания по новой теме в игровой форме;

  • Воспитание у учащихся уважения друг к другу, внимания, аккуратности, дисциплинированности; развитие логического мышления, воспитание информационной культуры;

  • Развитие познавательных интересов, навыков работы в группах, умения применять знания при выполнении упражнений, умение сравнивать и анализировать.

Оборудование:

Доска маркерная; цветные маркеры; губка для стирания;

Интерактивная доска; включенный проектор;

Компьютерная презентация (диск Л.Босова 5-7кл. «В мире кодов»);

Перемешанные в вазе бумажки с названиями 2 команд;

Цветная бумага;

Цветные карандаши;

Цветные конверты;

Ящик для писем.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2мин.)

  2. Повторение пройденного материала (5-7 мин.)

  3. Теоретическая часть (7-10 мин.)

  4. Практическая часть (15-17мин.)

  5. Домашнее задание (2-3 мин.)

  6. Подведение итогов урока (1-2 мин.)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

На доске

учителя

учеников

1.

Приветствие

Поверка присутствующих

Объяснение хода урока

Сегодня мы на уроке вспомним, что такое «Код», «Кодирование»; узнаем способы кодирования информации; и сами зашифруем послание друг другу, разделившись на 2 команды.

Дежурный отвечает;

слушают

Тема урока: «Способы кодирования информации»

2.

Повторение

На прошлом уроке мы проходили тему: «В мире кодов», и узнали что такое Код, и что такое Кодирование.

Давайте вспомним эту тему посмотрев презентацию. А затем вы ответите на вопросы.

Слушают;

смотрят презентацию;

отвечают на вопросы

Показывается компьютерная презентация* (слайды 1-12)

3.

Теоретическая часть

Молодцы! Тема сегодняшнего урока: «Способы кодирования информации». Открываем тетради, записываем число и тему урока.

А вы знаете, что одна и та же информация может быть представлена разными кодами, или в разных формах?

В какой форме может быть представлена информация?

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование.

Цель может быть разная:

сократить длинную запись;

засекретить информацию;

для удобства обработки.

Существуют следующие способы кодирования

  • Графический (с помощью рисунков)

  • Числовой (с помощью чисел)

  • Символьный (с помощью символов (алфавит, нотный язык, и др.). Запишите способы себе в тетрадь.

Посмотрите на экран.

Открывают тетради и записывают число, тему урока;

Отвечают на вопросы (Текстовая, числовая, звуковая, видеоформа, компьютерная);

Слушают;

Записывают способы кодирования

Смотрят презентацию и выполняют задания.

(слайд 13)

На доске рисуются 3 стрелки от темы урока: графический, числовой, символьный.

Продолжается показываться компьютерная презентация

(слайды 14-20)

4.

Практическая часть

А теперь мы разделимся на две команды. Выберите бумажку. У кого написано Звезды – садятся на правый ряд, у кого – Волшебники, тот на левый.

У кого на бумажке написана буква К – тот капитан этой команды.

У вас на столе лежит бумага и ручки.

Задание: закодировать другой команде слово в любой форме: графической, числовой или символьной. Только в такой, какую мы проходили на уроке. (5 мин.)

Капитаны ко мне. Вам задание: закодируйте на доске моё послание всему классу. Возьмите маркеры. Один пишет слева, другой справа.

Итак, меняемся конвертами, в которых засекречено слово. Декодируем слово (3-5мин.)

Что получилось?

А теперь нам всем вместе (кроме капитанов) надо расшифровать мое послание к вам!

Чтобы быстрее получилось левую запись декодирует левый ряд, а правую – правый.

Получилось: «урок закончен» «всем спасибо»

Пересаживаются

Работа в группах

Индивидуальная работа

Групповая работа

Отвечают

Групповая работа

Отвечают

5.

Домашнее задание

А домашнее задание такое: Закодировать послание мне. Любым способом. Можно на цветной бумаге. И поместить его в этот волшебный ящик.

Открываем дневники. Записываем: §1.7. читать, отвечать на вопросы, закодировать слово.

Записывают домашнее задание

Видят красивый, яркий ящик

На доске:

Д.з. §1.7. читать, отвечать на вопросы, закодировать слово.

6.

Итог урока

Сегодня на уроке

— мы узнали способы кодирования информации

научились кодировать и декодировать информацию

познакомились с понятием «декодирование информации»

— оценки за урок

Урок закончен. Всем спасибо!

Слушают

*— компьютерная презентация с диска Л.Босова «В мире кодов» — переделана.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *