Конспект урока для 4 класса «Совесть»

Урок по модулю Основы светской этики, тема «СОВЕСТЬ» был проведён в 4 классе МАОУ « СОШ№2» г. Чернушка. Использовался учебник «Основы светской этики» Москва «Просвещение» 2010 год, электронное пособие «Основы светской этики», «Большая Советская Энциклопедия». Количество учащихся – 15 человек. Задачи урока: определить разницу и взаимосвязь между словами «стыд» и «совесть», познакомить с историей происхождения понятия, помочь осознать важность чувства стыда и угрызений совести, выяснить, как нужно поступать в жизненных ситуациях так, чтобы не мучила совесть. По итогам урока учащиеся давали полные ответы на вопросы, почти безошибочно прошли испытания тренажёра. По рассуждениям учащихся мною был сделан вывод о том, что они поняли важность совести и стыда.

Основы светской этики

урок №23

тема: Совесть

класс: 4

время: 40 минут

оборудование: проектор, компьютер, презентация «Совесть», электронное пособие «Основы светской этики»

литература: Большая советская энциклопедия или др., учебник «Основы Светской этики» Москва «Просвещение» 2010

виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой работы с членами семьи.

основные термины и понятия: совесть, стыд, размышление, чувства, воля.

зрительный ряд: портрет Демокрита, Л.Н. Толстого, иллюстрации учебника «Основы светской этики»

Ход урока:

этап

учитель

ученик

  1. Орг. момент

  1. Проверка домашнего задания

  1. Изучение нового материала

  1. Закрепление

  1. Итоги урока

Домашнее задание

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня у нас с вами гость. Кто же этот гость и где он?

Даю вам подсказку:

Верно, это совесть. А где же она?

А она всегда с нами?

А давайте сегодня поговорим о ней.

-Дома вы подбирали и записывали пословицы о стыде и совести. Давайте сейчас послушаем ваши пословицы.

Учитель записывает некоторые из пословиц на доске, которые, по мнению детей наиболее подходят к данной теме.

Беседа по пословицам

Примерные пословицы:

Есть совесть – есть стыд, а стыда нет и совести нет.

После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.

Когда исчезает стыд, тогда появляется беда.

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Жнёт, где не сеял, берёт, где не клал.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

Словарная работа по незнакомым словам

Вопросы по пословицам.

Просмотр презентации «Совесть» А.П. Гайдара из электронного пособия для учащихся «Основы светской этики». Ребята, задавайте вопросы по рассказу.

-Откройте тетради, запишите число, тему, откройте учебники на странице 48.

-Ребята, а давайте сравним эти два слова: стыд и совесть. Найдите в энциклопедии понятие СТЫД. Зачитайте, проговорите.

Стыд (БСЭ)

Стыд, чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. С. испытывается как тягостное беспокойство, неудовлетворённость собой, осуждение своего поведения, сожаление о совершенном поступке. С. может переживаться при недостойном поведении др. людей, в особенности близких. Чувство С. возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом. Переживание С. может иметь отчётливые телесные симптомы — покраснение лица, опускание глаз и т. п.

— А теперь в наших учебниках на странице 48 найдите понятие совести. Выпишите его в тетради. (СОВЕСТЬ – это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Она мучает человека независимо от того, знают ли окружающие о его поступке или нет.).

-Ребята, а теперь послушайте, что о совести говорит наш великий писатель Лев Толстой.

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

(Л. Толстой.)

Объясните выражение: «От совести не убежишь»

Работа по учебнику.

Комментированное чтение статьи из учебника

Составление плана статьи

Вопросы по прочитанному:

-Кто первым пытался понять, что такое совесть?

-Что писал Демокрит?

-Скажите, так где же находиться наша совесть сейчас? Она с нами?

— Бывали ли моменты, когда совесть покидала вас? Расскажите нам об этих моментах.

Какие выводы вы сделали из этих событий?

-Всегда ли нужно обращать внимание на угрызения совести? Почему? (можно вспомнить золотое правило нравственности).

Работа с электронным пособием: контроль 4, тренажёр 4

-Ребята, полезный гость у нас сегодня был?

-Чем отличаются понятия СТЫД и СОВЕСТЬ?

-Какие компоненты имеет совесть?

-Зачем человеку воля, размышления?

-Скажите, что было бы с человечеством, если бы совести совсем не было?

-Так для чего же она нужна нам?

-Рассмотрите иллюстрации на развороте учебника. Какие чувства испытывают на них персонажи?

-Вспомните произведения, в которых персонажи испытывали муки совести. Назовите эти произведения и поступки героев.

-Рассмотрите рисунок на стр. 48. Какому человечку больше повезло в жизни?

-Обманывала ли вас ваша совесть?

-Как узнать, когда совесть обманывает

Рисунок на тему «Моя совесть»

совесть

Она внутри каждого из нас.

?

По-очереди читают пословицы.

Объясняют смысл пословиц.

Задают вопросы. (учитель помогает сформулировать)

Поиск в энциклопедии, зачитывание, проговаривание своими словами.

Совесть внутри нас…

Читают составленные планы.

Демокрит

…переживание связано со стыдом, но отличается от него. Стыд – это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за своё поведение, а совесть – это стыд перед самим собой.

Рассказы учащихся

Ответы и размышления детей.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *