Конспект урока для 4 класса по теме: «Задачи на движение»

Урок математики в 4 классе

Учитель: Провоторова О.А. МОУ-СОШ № 4 г. Маркс Саратовской обл.

Тема урока: «Задачи на движение».

Цели урока:

1.Отрабатывать навыки решения задач на нахождение величин,

характеризующих движение тел.

2. Способствовать развитию функционального мышления, совершенствованию вычислительных навыков. Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя.

3. Развивать интерес к математике, активность, внимание;

расширять кругозор и словарный запас учащихся. Воспитывать чувство взаимопомощи, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

Оборудование:

  • таблица, отображающая формулу пути;

  • геометрические фигуры для конструирования на доске;

  • тесты на каждого ученика;

  • ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

— Сегодняшний урок математики я начну не совсем обычно, с загадки.

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе,

И мир открывается с ней.

(дорога)

-Как понимаете последнюю строчку? Для чего предназначена дорога?

-Мы пойдём по дороге открытий к новым знаниям.

2. Постановка темы и целей урока.

-Вы догадались, какова тема нашего урока?

-Да, мы будем решать задачи на движение.

-Возникают ли у вас трудности при решении таких задач? Какие?

-Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке?

3. Актуализация знаний.

а) Что нужно знать для решения задач на движение?

( формулу пути)

-Кто напомнит нам формулу пути?

-Если известно расстояние и время движения, то как найти скорость?

-Что можно найти, если известны расстояние и скорость?

-Что выражают эти равенства?

(Зависимость между скоростью, временем и расстоянием.)

б) — Зная зависимость между скоростью, временем и расстоянием, мы можем приступить к решению задач?

— Но сначала надо составить их по данным, записанным в таблице.

( слайд)

— Какой объект может двигаться с такой скоростью?

4. Работа по теме урока.

а) Экскурсия на выставку современной техники.

— Мы за эти дни решили много задач на движение самых разных объектов и транспортных средств. Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно другой, очень сложной техникой. Для этого мы посетим выставку, экспонаты которой являются рекордсменами по скорости движения.

— Всем вам знаком обычный поезд. Но существует самый быстрый поезд на магнитной подушке. (слайд)

— Вот он перед вами. Он может развивать скорость до 450 км/ч. Какое расстояние он может преодолеть за 5 часов? (слайд)

(число записать в тетради)

— Переходим к следующему экспонату. Это самый быстрый реактивный автомобиль. (слайд)

— Он совсем не похож на обычный. Посмотрите, какая обтекаемая у него форма. Конструкторы сделали это для того, чтобы ничто не мешало развивать огромную скорость.

— Как вы думаете, с какой скоростью он может двигаться?

— Давайте узнаем, какова его скорость, если за 3 часа он преодолевает расстояние 3048 км. (слайд)

(число записать в тетради)

— Сейчас перед нами современное водное судно – глиссер.

(слайд)

— Он способен развить громадную скорость – 550 км/ч. Кажется, будто он не плывёт, а летит над водой.

— Узнайте путь, который он проделает за 4 часа со скоростью 550 км/ч.

(слайд)

(число записать в тетради)

— Переходим к представителю воздушного транспорта. (слайд)

— Реактивный самолёт – самый быстрый из всех самолётов. Он может развить скорость до 3550 км/ч.

— Сколько же км он пролетит за 2 часа? (слайд)

(число записать в тетради)

— Вот это машины! Вот это скорости!

б) Работа с полученным числовым рядом.

— Какие числа мы записали на выставке? (слайд)

2250 1016 2200 7100

— Что общего у этих чисел?

— Какое число лишнее?

— На выставке мы увидели чудеса техники. Хотелось бы вам прокатиться в таких чудо- машинах?

в) Работа с геометрическим материалом.

— А давайте попытаемся сконструировать сами что-нибудь подобное. У нас есть детали для машины и инструкционная карта к ним.

(геометрические фигуры прикреплены к доске магнитами)

B C

A D

K N R O

M P T S

  • Какой формы детали?

  • Я буду читать карту, а вы строить.

  • Расположите фигуру АВСD так, чтобы сторона АD была основанием.(прямоугольник)

  • Фигуру MKNP(четырёхугольник) расположите так, чтобы стороны АВ и NP совпали.

  • Найдите фигуру, равную фигуре MKNP, и расположите её симметрично.

  • Найдите четырёхугольник и соедините его с прямоугольником равными сторонами.

  • Возьмите из оставшихся фигур нужные и расположите их так, чтобы было видно, что мы трудились не зря. (круги)

— Получилось не очень похоже на чудо современной техники? Надо, ребята, хорошо знать математику, много учиться, чтобы построить такие машины.

г) Экскурсия в музей.

— А вы знаете, с чего начиналось машиностроение? Где мы можем об этом узнать? ( в музее)

— Садимся в наш автомобиль и отправляемся в музей посмотреть, каким же был самый первый автомобиль.

(слайд)

— Это – паровой автомобиль. Его построили во Франции в 1770 году. Какой это век? Этот механизм приводился в движение паровым двигателем. Машины эти были шумные, испускали много пара и дыма и пугали прохожих. Впереди машины должен был идти человек с флагом и предупреждать всех об опасности.

— Почему так предупреждали?

— Какой могла быть у него скорость?

— А в 1885 г. В Германии построили автомобиль, который работал на бензине.

— В каком веке это было?

(слайд)

Он более лёгкий и не такой шумный. Но скорость его тоже была невелика. Интересно узнать скорости этих автомобилей и сравнить их с современными машинами?

д) Решение уравнений.

— Скорости узнать очень просто: надо найти корни уравнений. (по вариантам)

1 вариант 2вариант

12 : x + 56 =43 + 17 52 – x : 4 = 60 – 12

Проверка.

х = 3 х = 16

(слайд)

— Представьте, что вы едете в таком автомобиле. Комфортно? Быстро устали? Давайте разомнёмся.

5. Физкультминутка.

На полянку дружно вышли,

Свежим воздухом подышим.

Наклонились, прямо встали.

Свои косточки размяли.

Раз – присели, два – привстали,

Лучик солнышка достали.

Вправо, влево поворот,

Шаг назад и шаг вперёд.

Отдохнули? В путь пора,

Ждут нас новые дела.

6. Самостоятельная работа.

— Лучше, конечно, ездить на наших современных машинах. Пришла пора решить задачу и про них.

— Какие марки современных автомобилей знаете?

— Будем решать задачу про легковой и грузовой автомобили. Но сначала надо составить задачу по схеме.

( слайд )

(Заслушиваются варианты составленных задач)

Коллективный анализ задачи.

(Один ученик решает у доски.)

Проверка.

7. Работа с тестом.

— А сейчас предлагаю ответить на вопросы теста, чтобы проверить себя, на сколько хорошо усвоена вами тема сегодняшнего урока.

( тест у каждого ученика)

Тест

  1. Как называется прибор для измерения скорости?

А. термометр Б. часы В. спидометр

  1. Какова примерная скорость автомобиля?

А. 8 м/мин Б. 800 км/ч В. 80 км/ч

3. Как найти скорость автомобиля?

А. расстояние разделить на время

Б. расстояние сложить со временем

В. расстояние умножить на время

4. Как изменится время движения, если увеличится скорость, а расстояние останется прежним?

А. не изменится Б. уменьшится В. увеличится

5. На дорогу от города до деревни, расстояние между которыми 180 км, мотоциклист затратил 6 часов, а на обратный путь – 5 часов. На сколько больше была скорость мотоциклиста на обратном пути?

А. на 5 км/ч;              Б. на 6 км/ч;             В. на 10 км/ч;        

Проверка (слайды)

8. Итог урока.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

— Как вы думаете, удалось нам достичь результата?

— Кто из вас считает, что сегодня на уроке он решал задачи лучше, чем на предыдущих?

— Что больше всего запомнилось?

— Хорошо. Значит, дорога, о которой мы говорили в начале урока, была для вас лёгкой и приятной. Благодаря ей, вы узнали много нового и интересного.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *