Конспект урока для 4 класса по теме: "Справедливость"

Зинина Любовь Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ ЦО №2-51 ЮВАО г. Москва, 2013-1014уч.г.

Класс: 4

УМК: "Школа -2100"

Предмет: ОРКиСЭ, модуль ОСЭ


Тема урока: справедливость.

Цель урока: раскрыть смысл нравственных понятий « справедливость»,

«справедливый поступок»

Задачи:

-познакомить с ключевыми понятиями урока;

-формировать у учащихся ценностное отношение к понятию о справедливости;

-совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, построения связного рассказа;

-воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.

Оборудование:

- учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» автор Данилюк А.Я. для 4-5 кл.

-электронное приложение к учебнику

-компьютер, проектор

-карта урока (индивидуальная)

-алгоритм работы над планом

-лепестки ромашки

-карточки дифференцированной помощи

-карточки со словами сказки











Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный


Начнем наш урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.Проверка домашнего задания

Дома на лепестках ромашки вы записали, за какие дела отвечаете только вы.

Давайте поговорим об этом.

Всегда ли без подсказки вы их выполняете?

-Молодцы. Хорошо рассказали.

-А как вы думаете, что труднее:

красиво говорить или поступать красиво?










Зачитывают свои ответы и прикрепляют лепесток к ромашке (на доске).

3.Актуализация ранее изученного

Мини-инсценировка рассказа

У В.Сухомлинского есть рассказ «Семь дочерей».

Учитель читает слова автора



СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ

В.Сухомлинский



Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.

-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.

-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая.

-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.



-О чём этот рассказ?







-Как вы думаете, что труднее: красиво говорить или поступать красиво?






Девочки выбирают карточки со словами и озвучивают свою роль.





































































О долге детей перед родителями.

О помощи детей родителям.


















4. Вводно-мотивационный этап.


Прочитайте цитаты великих людей, записанные на доске.



«Справедливость без мудрости значит очень много, мудрость без справедливости не значит ничего.» Цицерон



«Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.» Менандер



«Первая награда справедливости- это сознание, что справедливо поступили.»

Ж.Руссо



-Выберите и запишите понравившуюся цитату.

-Подчеркните ключевое слово.


Читают и записывают понравившуюся цитату в свою карту урока.

4. Определение темы урока и учебных задач.

Вы догадались, какова тема урока? Запишите в карту урока.





-Какие учебные задачи можете себе поставить?

Записывают тема: «Справедливость»





Называют задачи.

Узнать определение нового понятия.

Учиться оценивать поступки с позиции справедливости и т.п.


5. Операционно-познавательный:

Изучение нового материала.

-Прочитайте статью в учебнике С.28-29.



-На сколько частей можно разделить текст?



- Поработайте с текстом и составьте план статьи.



















Проверка работы.

Заслушиваются ответы учащихся. После редактирования план записывается на доске.

План (на доске)

1.Что такое справедливость?





2.Почему представления о справедливости разные?





3.Каковы основные признаки, по которым можно судить о справедливости?



4.Какими моральными правилами нужно руководствоваться?



5.Что такое несправедливость?

Дети читают статью.





5





Составляют план, пользуясь алгоритмом.

Записывают в карту урока.

Алгоритм работы над планом.

1.Прочитать часть.

2.Определить главную мысль.

3.Придумать заглавие.



В случае затруднения выбирают карточку-помощь.

Карточка- помощь

1 часть-1 и 2 абзац

2 часть- 3-5 абзац

3 часть -6-8 абзац

4 часть -9-14 абзац

5 часть - последний абзац










6.Первичное закрепление новых знаний.

- Перечитайте статью еще раз и выпишите ключевые слова к теме.

Проверка.

- Что в статье показалось самым важным?

-Получили ли вы ответ на поставленные вопросы?

- Как вы поняли, что такое справедливость?

-Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.

-Согласны ли вы с этими моральными правилами? Почему?

-Как вы думаете , быть справедливым очень сложно? Обоснуйте свой ответ.































































Самостоятельная работа в группах.

Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым. Почему?

1группа: сказка «Морозко»

2группа: «Цветик – семицветик»

3группа: «Сказка о рыбаке и рыбке»



Интерактивные модели. Работа с электронным приложением.

- Прочитайте пословицу. Рассмотрите к ней вкладку.

Почему на иллюстрации к пословице изображена именно такая ситуация? Обсудите в паре.


Заполняют карту урока.





Высказывают свое мнение.

-Избегать в своих действиях зла.

-Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.

-Признавать правоту других людей, сомневаться в собственной безусловной правоте.

-Быть готовым пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.

-Стремиться найти решение, которое могло бы устроить всех.

-Не посягать на личность и достоинство человека

-Исполнять обязанности перед другими и самим собой.

Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя, тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки и не может их исправить.





Обсуждение результатов работы в группах.











Обсуждают ответ.


7.Обобщение изученного на уроке

Разгадывание интерактивного кроссворда



Противоположность справедливости (НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Чем нужно руководствоваться, чтобы справедливо относится к людям? (ПРАВИЛАМИ)

Первый признак оценки справедливости (СОРАЗМЕРНОСТЬ)

Поступок должен быть оценен по (ЗАСЛУГАМ)

Моральное правило, регулирующее отношение между людьми (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

Аристотель назвал справедливость совершенной (ДОБРОДЕТЕЛЬЮ)

За хороший поступок человек заслуживает награду, похвалу, уважение и (ПОЧЁТ)




Отгадывают интерактивный кроссворд

Рефлексия

Составление синквейна.



Синквейн

(примерный)

1.Одно слово: поступок

2.Два прилагательных:

справедливый, несправедливый

3.Три глагола:

регулирует, заслуживает, наказан

4.Краткое предложение: Задумываться над своими поступками

5. Одно слово(ассоциация): правило

Заполняют синквейн.

Выполняют индивидуально, затем зачитывают.

Итог урока

Выполнили учебную задачу?


Самооценка

-Оцените свою работу.


Хочу ещё узнать

Знаю

Умею


Домашнее задание.

Прочитайте задания учебника с.29

Уясняют для себя всё ли понятно.



Приложение 1

Карта урока

ФИ____________________________________________



Тема урока



Цитата

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



План

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Синквейн

1 (одно слово)______________________________________________

2 прилагательных____________________________________________

3 глагола___________________________________________________

4 простое предложение_______________________________________

5 одно слово________________________________________________

Можно нарисовать
















Использованная литература:

1.Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики»), - М.: Просвещение,2011

2. Данилюк А.Я. учебник для 4-5 кл. «Основы духовно-нравственной культуры народов России», - М.: Просвещение,2013

3.Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики», - М.: Просвещение,2013

4.Сухомлинский В.А. Семь дочерей. Хрестоматия по этике.-М.:Педагогика, 1990

5.



Добавить комментарий

You must have Javascript enabled to use this form.