Конспект урока для 1 класса по теме: "Случаи сложения + 8, + 9"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет, класс

Математика, 1 класс

Учитель

Евдокимова Екатерина Константиновна, МКУ Атагайская СОШ, структурное подразделение Усть-Кадуйская НОШ

Тема урока,

урока по теме

Случаи сложения + 8, + 9

Первый (из одного)

Межпредметные связи

Окружающий мир, письмо

Цель урока

познакомить с приемом сложения вида + 8, + 9 с переходом через десяток; закрепить знания по нумерации чисел в пределах 20; закрепить навыки устного счета; повторить случаи состава чисел первого десятка; развивать логическое мышление и четкую математическую речь; воспитывать у обучающихся умение четко организовывать свою деятельность.

Предметные результаты

Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений.

Личностные результаты

Научатся признавать собственные ошибки, будут сформированы положительные отношения к урокам математики.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Научатся оценивать свои собственные успехи в вычислительной деятельности.

Познавательные УУД

Научатся приему сложения однозначных чисел с переходом через десяток, читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.

Коммуникативные УУД

Учатся оценивать действия одноклассников. Работать в малых группах (парах).



ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Учитель:

- 1-2, выше голова,

3-4, плечи шире,

5-6, тихо сесть,

7-8, лень отбросим.

Без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Скорей за работу! Скорей за работу!

- У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

- Сегодня, ребята, мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания!

А, чтобы урок был удачным - мы будем внимательны, активны и точны! Пожелаем друг другу успеха!


- Ребята, вы знаете, кто такие космонавты?

- А вы сами хотели бы стать космонавтами? Давайте мы с вами сегодня попробуем отправиться в космическое путешествие по вселенной «Математика».

Проговаривая слова, дети имитируют движения.















Приветствие гостей.

Концентрация внимания.

Слушание.







Пожелание успеха одноклассникам, учителю.



Ответы детей.

Ответы детей.


Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт

- Как вы думаете, легко ли стать космонавтом и отправиться в космос?

- Правильно, к полётам нужно быть подготовленными: обладать хорошими физическими данными, многое знать. Сначала нам нужно пройти космическую подготовку в центре подготовки космонавтов. А раз мы отправляемся в путешествие по вселенной «Математика», подготовка наша будет математической.

- Решите задачи:

Иван из сада принес груши.

Три отдал сестренке Луше,

А четыре дал он нам,

Две последних съел он сам.

- Сколько груш принес Иван? (9)


Давайте познакомимся-

Катюша, Саша, Сонечка,

Денис, Светлана, Танечка,

Володя, Петя и Тарас.

Сколько нас? (9)


Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому, что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит.

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй всех их счесть! (14)


- Стоит сосна, на сосне 2 ветки, на каждой ветке по 2 вишни.

Сколько всего вишен растет на сосне?(0, т. к. вишни на сосне не растут)


- Ребята, оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия. Возьмите со стола звезду. Большие красные звёзды означают, что вы справились с заданием успешно.
Жёлтые звёзды поменьше означают, что вы допустили небольшие ошибки. Маленькие синие звездочки означают, что вам ещё нужно поработать над этим материалом.

- Молодцы, ребята математическую космическую подготовку вы прошли успешно. Теперь вам можно получить «эмблемы космонавтов»!

- Вот теперь вы – настоящие космонавты. Ребята, а давайте мы с вами пригласим в наш полёт и наших гостей. Пусть они тоже побывают во вселенной «Математика». Вы согласны? Тогда подарите нашим гостям «эмблемы космонавтов».

- А путешествовать мы с вами будем вот на таком космическом корабле!

/ «Космический корабль» – на доске/

- Но прежде, чем отправиться в полёт, нам нужно записать его дату себе в «космический дневник». Пусть им сегодня станет ваша рабочая тетрадь. Откройте ваши «космические дневники», запишите в них число – 22 марта.

- Ну что же, заводите мотор. Начинаем обратный отсчёт от 5 до 1: 5, 4, 3, 2, 1, пуск!


2. Создание «ситуации конфликта»

- Ребята, посмотрите вокруг. Вот мы уже и в космосе! Нас окружают звёзды.

/ Учитель на доске открывает звёзды/

- Но наша задача в сегодняшнем полёте – посетить различные планеты. Чтобы это сделать, нужно преодолеть одно космическое препятствие. Посмотрите, вот оно. Что вы видите на доске?

- Ребята, это кометы с примерами. Кто знает, что такое комета?

- Кометы – это осколки звёзд, которые с огромной скоростью летают по вселенной «Математика». Они могут попасть в наш космический корабль и сбить его. Давайте поскорее избавимся от этих хвостатых комет. Для этого нужно решить примеры, которые несут на себе кометы. Кто из вас первым решиться выйти в открытый космос для борьбы с кометами?

Примеры на кометах:

9 + 5 8 + 6 8 + 8 9 + 9



- Как вы думаете, ребята, чему же будем учиться во время сегодняшнего полёта?

/Идёт целеполагание. Ученики сами называют тему и цель урока/

- Ребята, оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия.

- Молодцы, космонавты! Прежде чем расправиться с двумя оставшимися кометами, давайте отдохнём и проведём физическую подготовку!



Ответы детей.



Слушание

















Слушание задач, устный счёт с использованием картинок к задачкам.



























































Самооценка этапа урока Дети выбирают звёздочку.













Слушание. Получение «эмблем космонавтов».







Слушание.







Раздача гостям «эмблем космонавтов».

Слушание.















Запись в тетрадь даты.



Обратный отсчёт вместе с учителем.








Слушание.













Слушание. Ответы детей.





Слушание. Ответы детей.













Комментированное решение примеров. Один ученик работает у доски, остальные дети делают записи в тетрадях.

Затруднение в комментировании способа решения выражений 8 + 8,

9 + 8.



Ответы детей (Будем учиться прибавлять числа 8 и 9 с переходом через десяток).





Самооценка этапа урока Дети выбирают звёздочку.



Слушание.

Физминутка

Учитель:

- Раз, два — стоит ракета, (Проверить осанку.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопнуть в ладоши над головой.)

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре — (Четыре хлопка перед собой.)

Руки выше, (Руки вверх, потянуться.)

Плечи шире. (Руки в стороны, предплечья вверх.)

Раз, два, три, четыре — (Ходьба на месте.)

И на месте походили. (Следить за осанкой.)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете. (Руки вверх, ладони соединить — «купол ракеты».)

На носочки поднялись

Быстро, быстро руки вниз. (Правую руку вниз, левую руку вниз.)

Раз, два, три, четыре —

Вот летит

Ракета ввысь! (Потянуть голову кверху, плечи вниз.)

Дети выполняю физминутку, слушая текст и повторяя движения учителя.

Открытие новых знаний

- Ребята, с двумя оставшимися кометами я предлагаю вам расправиться не по одному, а в парах.

Подумайте вместе с соседом по парте, каким способом можно прибавить число 8? В этом вам помогут «звёздные линейки». Посмотрите, на них находятся звёздочки разного цвета. Поработайте в паре. Пара, которая будет готова, пусть поднимет красный блок-сигнал.



- Я вижу, что одна пара готова. Я приглашаю вас, ребята, к доске.

- Какое открытие сделали?













- Хорошо! А теперь подумайте, как к 9 прибавить 9. Поработайте в паре, используя числовой ряд.

/На доске ряд чисел от 1 до 20 . У детей - линейки/

- Кто готов рассказать о своём открытии?





- Ребята, оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия.

Выберите звёздочку.

- Ребята, вы – настоящие космонавты! Вы справились с кометами, и теперь путь к новым планетам открыт!

Слушание.









Дети получают «звёздные линейки».





Работа в парах. Дети самостоятельно прибавляют число 8, предварительно разбив его на меньшие числа. Пара, которая готова, сигналит о готовности.

Пара, готовая ответить, выходит к доске и демонстрирует своё открытие при помощи «звёздных линеек».

Один из учеников комментирует: мы не можем к 8 сразу прибавить 8. Поэтому сначала мы разобьём вторую 8 на 2 и 6. К 8 прибавим сначала 2, получим 10, а потом прибавим ещё 6, получим 16.

В это время другой ученик фиксирует на доске приём прибавления числа 8:

8 + 8 = 16

2 6

Работа в парах с использованием числового ряда, устный счёт.




Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приём прибавления числа 9 с переходом через десяток. Учитель делает записи на доске, дети – в тетрадях.


Самооценка этапа урока.

Применение новых знаний

- Посмотрите, а вот и первая из планет.

/Учитель переворачивает карточку-планету на доске/

- Прочитайте, как она называется. («Задача»).

- Итак, космонавты, высаживаемся на планету «Задача». Посмотрите, нас кто-то встречает. Кто же это?

- Правильно, ребята, это жители планеты «Задача», инопланетяне. Посмотрите, они не очень похожи на нас с вами. Они – разноцветные. Сколько их много. Давайте посчитаем, сколько. Для того чтобы нам правильно посчитать и не ошибиться, послушайте, что я вам расскажу.

«На планете «Задача» космонавтов встретили инопланетяне. Зелёных инопланетян было 6, а фиолетовых – на 3 больше. Сколько всего инопланетян вышли встречать космонавтов?».

- Ребята, что я сейчас прочитала?


- Как вы догадались, что это задача?


- Что такое условие задачи?

- Это задача будет решаться в 1 действие или в 2 действия?

- Давайте покажем жителям планеты, как мы умеем решать задачи. Вы согласны?

- Кто хотел бы решить задачу у доски? Остальные ребята будут работать в «космических дневниках».


- С чего будем начинать оформление записи задачи?

- Давай составим краткое условие к этой задаче. Что нам известно?


- Как мы запишем это в кратком условии? Запиши.

-Что ещё известно?



- Как запишем в кратком условии? Запиши.

- Что в задаче нужно узнать?



- Как мы обозначим этот вопрос в кратком условии? Обозначь.

- С чего начнём решать задачу?



- Как мы можем это узнать?


- Запиши. Сколько получили?


- Мы ответили на главный вопрос задачи?

- Что ещё нам необходимо узнать?



- Как мы можем это узнать?



- Запиши. Как будем решать этот пример?




- Теперь задача решена?

- Что осталось сделать?

- Запиши.

- Хорошо. Садись, пожалуйста, на своё место.

- Ребята, оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия. Выберите звёздочку.

- Ну что же, нам пора покидать планету «Задачка» и отправляться в дальнейший путь. Попрощаемся с жителями планеты.

- Ребята, садитесь в наш космический корабль. Полетели дальше. А вот и следующая планета.

/Учитель переворачивает карточку-планету на доске/

- А называется она … «Физминутка».

Слушание.



Чтение названия планеты.


Слушание, ответы детей.



Слушание.








Слушание задачи.






Ответы детей (Задачу).


Ответы детей (По составным частям: условию и вопросу).

Ответы детей.

Ответы детей.


Ответы детей.



Один из учеников, по желанию, выходит к доске.



Ответ ученика, находящегося у доски (С записи слова «Задача»).

Ответы ученика (Нам известно, что на планете космонавтов встречали 6 зелёных инопланетян) .

Ответ ученика (Зелёных – 6 и.).


Ответ ученика (Фиолетовых инопланетян было на 2 больше, чем зелёных).

Ответ ученика (Фиолетовых - ?, на 3 и. >).

Ответ ученика (Сколько всего инопланетян пришло встречать космонавтов).

Ответ ученика ( ?).


Ответ ученика (С того, что узнаем, сколько фиолетовых инопланетян пришло встречать космонавтов).

Ответ ученика (Нужно к 6 прибавить 3).

Ученик записывает, считает, отвечает.

Ответ ученика (Нет).


Ответ ученика (Сколько всего инопланетян пришло встречать космонавтов).

Ответ ученика (Нужно к 6 зелёным инопланетянам прибавить 9 фиолетовых).

Ученик записывает, отвечает (Мы не можем к 6 сразу прибавить 9. Поэтому мы разобьём 9 на 4 и 5. Сначала к 6 прибавим 4, получим 10. Потом к 10 прибавим 5, получим 15).

Ответ ученика.

Ответ ученика (Записать ответ).




Самооценка этапа урока.



Слушание, прощание с инопланетянами.



Слушание.

Физминутка

Учитель:

- В небе плавает луна. (Плавные покачивания влево и вправо.)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать (Руки вверх.).

Шесть, семь, восемь, девять, десять — (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

Десять, девять, восемь, семь - (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила всем. (Дети тихо садятся.)

Дети выполняю физминутку, слушая текст и повторяя движения учителя.

Работа по учебнику

- Покидаем планету «Физминутка» и летим дальше.

/Учитель переворачивает карточку-планету на доске/

- Смотрите, перед нами следующая планета, под названием «Посчитай-ка!». Высаживаемся?

- Ребята, на этой планете нет заданий. Но тут есть какая-то карточка. Давайте я прочитаю, а вы внимательно послушайте: «Чтобы улететь с планеты «Посчитай-ка» необходимо выполнить следующее задание: открыть учебник на стр. 71, найти № 1, решить примеры самостоятельно, без помощи старших».

- Ребята, да мы с вами попались в ловушку. Не улетим, пока не выполним задания. Давайте скорее решать примеры. А чтобы это было быстрее, разделим примеры поровну между учениками. Ученики, сидящие на первой парте, будут решать первую строчку из № 1, а ученики, сидящие за второй партой – вторую строчку из № 1. Вы согласны? Тогда открывайте ваши «космические дневники» и приступайте к работе.

I вариант – первая строчка

5 + 5 = 10 6 + 6 = 12 7 + 7 = 14

5 + 9 = 14 4 + 7 = 11

II вариант – вторая строчка

5 + 6 = 11 6 + 7 = 13 7 + 8 = 15

9 + 5 = 14 7 + 4 = 11

- Ребята, мне нельзя было вам помогать, но я схитрила. И приготовила вот таки карточки-проверялочки. Проверьте скорее, правильно ли вы решили примеры?

- Ребята, оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия. Выберите звёздочку.

- Ну что же, ребята, мы выполнили задание и теперь спокойно можем улетать с планеты «Посчитай-ка!». Занимайте свои места на космическом корабле. Летим дальше.

Слушание.







Ответы детей.





Слушание.















Слушание.













Ответы детей.

Дети решают примеры по вариантам.








Дети проверяют правильность решения по эталонам проверки, выданным им учителем.


Самооценка этапа урока.



Слушание.




Работа с геометрическим материалом

- Что там виднеется впереди? Это ещё одна планета.

/Учитель переворачивает карточку-планету на доске/

- Читаем название. «Геометрия». Будем высаживаться?

- Конечно будем, мы ведь – настоящие космонавты, которые не боятся никаких трудностей! А что это летает вокруг этой планеты?

/Вокруг планеты – геометрические фигуры (синие и красные четырёхугольники, треугольники, овалы и круги)/

- Да это ведь фигуры с планеты «Геометрия». Они, наверное, упали с планеты и не могут забраться обратно. Давайте им поможем. Идите все, скорее, сюда.

/Групповая работа у доски/

- Ребята, нам нужно разбить эти фигуры на группы. По каким признакам мы можем это сделать?

- Давайте сначала разобьём фигуры на 2 группы по цвету. Синие – в одну сторону, красные в – другую.

- А теперь скажите мне, ребята, можем ли мы красные фигуры разбить ещё на 2 группы? А синие? Как?


- Соберём все фигуры вместе. Теперь давайте разобьём фигуры на 2 группы по форме. Что получится?


- А теперь скажите мне, ребята, можем ли мы многоугольники разбить ещё на 2 группы? А окружности? Как?


- Какие вы молодцы! И с этим заданием справились! Оцените свою работу на данном этапе урока. Выберите звёздочку.

- Ну что ж, ребята, пора нам с вами садиться в наш космический корабль и покидать вселенную «Математика». Мы посетили не все планеты, много чего неизведанного осталось. Но чтобы лететь на другие планеты, нужны дополнительные космические математические знания. Мы вернёмся во вселенную, когда добудем эти знания. Договорились?

- Запускаем мотор! Полетели на планету «Земля»! Запрашиваем посадку. Повторяйте за мной: «Земля! Земля! Как слышите? Приём! Разрешите посадку космического корабля …». Мне сказали, что посадка разрешена.









Чтение названия планеты. Ответы детей.



Ответы детей.





Слушание.













Ответы детей (по цвету, по форме).





Дети разбивают фигуры на группы по цвету.



Ответы детей (Красные можно разбить на четырёхугольники и круги, синие – на многоугольники и окружности)



Ответы детей (В одной группе будут только многоугольники, а в другой – только окружности).

Ответы детей (Многоугольники можно разделить на четырёхугольники и треугольники, а окружности – на круги и овалы).



Самооценка этапа урока.



Слушание.

















Ответы детей.

Слушание, повторение запроса посадки за учителем.

Рефлексия

Итог урока

- Ну, вот мы и на Земле.

- Как прошёл ваш первый в жизни космический полёт? Понравился?

- Что нового вы узнали во время полёта?

С какими трудностями столкнулись?

- Какое испытание или задание было самым интересным?

- Давайте спросим наших гостей, понравился ли им наш полёт?

- С каким настроением вы, дорогие гости, будете уходить с нашего сегодняшнего космического урока? А вы, ребята?

- Давайте составим созвездие вашего настроения из звёзд, которые мы привезли с собой из путешествия.

/Коллективная работа у доски – составление созвездия/

- Ну что же, мои юные космонавты, на этом наш урок почти закончен. Нам осталось только оценить свою работу за весь урок. Сдайте мне на проверку ваши «космические дневники».

/Учитель рисует в тетрадях «оценочную шкалу»/

- Возьмите свои «космические дневники» и оцените свою работу на уроке.

- Давайте вместе с вами подумаем, правильно ли каждый из вас оценил себя.

- Ну что же, ребята, на этом наш урок окончен. Поблагодарите друг друга за хорошую работу!

Слушание.

Ответы детей.













Дети задают вопрос гостям.







Ответы детей.



Дети составляют созвездие «Хорошее настроение» на доске.







Дети сдают тетради.













Самооценка урока по «оценочной шкале».

Взаимооценка.














































Самоанализ открытого урока математики

в 1 классе Усть-Кадуйской НОШ

1. Дети в классе спокойные, общительные, физически развиты. На уроках ведут себя активно.

2. Урок-путешествие является оптимальной формой для проведения занятия по данной теме. На уроке мы учились прибавлять числа 8 и 9, с переходом через десяток, повторили способы решения задач в два действия, поработали с геометрическим материалом.

3. Отличительные методы: проблемно-поисковые, диалогические, игровые.

4. Системно-деятельностный подход ориентируется на личность, индивидуальность, коммуникативность.

5. Этим занятием у нас была закончена тема «Сложение с переходом через десяток». Знания, приобретённые в процессе изучения данной темы, потребуются детям в дальнейшем.

6. Средствами обучения являются знания, вербальность, наглядность.

7. Работоспособность поддерживается за счёт смены деятельности, заинтересованности.

8. Используются физминутки игрового характера, за счёт общения достигается хорошая психологическая атмосфера.

9. Поставленные задачи были реализованы.



















Проект урока математики

в 1 классе Усть-Кадуйской НОШ

Тема урока: Случаи сложения + 8, + 9

Цели урока: познакомить с приемом сложения вида + 8, + 9 с переходом через десяток; закрепить знания по нумерации чисел в пределах 20; закрепить навыки устного счета; повторить случаи состава чисел первого десятка; развивать логическое мышление и четкую математическую речь; воспитывать у обучающихся умение четко организовывать свою деятельность.

На уроке буду формироваться следующие УУД:

Регулятивные УУД: дети будут учиться оценивать свои собственные успехи в вычислительной деятельности.

Познавательные УУД: научиться приему сложения однозначных чисел с переходом через десяток, продолжать учиться читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.

Коммуникативные УУД: учиться оценивать действия одноклассников; работать в малых группах, парах.

В 1 классе обучаются 4 ребёнка: 1 девочка и 3 мальчика. Из них – 2 флегматика (Никитина Вероника, Плетнёв Денис) и 2 сангвиника (Кухтуеков Лёша, Кочеров Стас). У обоих флегматиков развито левополушарное восприятие, у сангвиников – правополушарное. При этом Кухтуеков Лёша и Плетнёв Денис – визуалы, а Кочеров Стас и Никитина Вероника – аудиалы. Один ребёнок из неблагополучной семьи, ещё один – из приёмной семьи. При построении урока все индивидуальные личностные особенности учеников учитывались. В ходе урока будут применяться различные формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая), средства проведения урока (раздаточный материал, эталоны проверки, наглядные пособия, «звёздочки» самооценки, «оценочные шкалы»).

Класс работает по УМК «Школа России». Данный урок является завершающим по теме «Сложение с переходом через десяток». У детей сформированы навыки устного счёта, знание геометрического материала, умение решать задачи в 2 действия. Поэтому основной задачей я посчитала выведение на более высокий уровень вычислительные умения, организацию собственной деятельности детей, решение задач, воспринимаемых на слух, которые были подобраны из Интернет-ресурсов. Чтобы занятие было наиболее интересно и занимательно для детей, я посчитала оптимальным применить форму урока-путешествия.

Планируемые результаты урока: с помощью изученных приёмов вычислений выполнять сложение данного вида.

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.