Конспект урока для 9 класса по теме «Труд и трудовое право»

Конспект урока по теме «Труд и трудовое право» Обществознание 9 класс


Цели урока:

-Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека;

-Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

-Продолжить работу по формированию коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций учащихся.

- Содействовать воспитанию уважения к труду, к социальным и правовым нормам.

-Развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение.


Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, кейс (статьи Трудового Кодекса РФ, материал для создания коллажа, задачи по теме, рабочие листы).


План:

1.Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.

2.Принципы использования труда. Труд на предприятии.

3.Трудовое право. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.


Ход урока:


Слайд 1 1.Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:

Слайд 2 «Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» - Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на тот же вопрос ответил:

-Строю Шартрский собор!»

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

1)О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда - серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 3

Учитель предлагает назвать то, с чем ассоциируется слово «труд». (кластер)

Самостоятельно дайте определение понятию «труд».

Все версии выносятся на доску.

Слайд 4

Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе прожить без труда? Право на труд - это право или обязанность.

Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.

1 группа - Конституция РФ (ст. 37).

2 группа - Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа - Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

4 группа - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).

Вывод: право на труд - одно из основных прав и свобод человека.

Учитель: Когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Между работником и работодателем устанавливаются трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права.

Знания о нормах трудового права мы черпаем из источников.

- С какими источниками трудового права вы уже знакомы?

Источники трудового права:

Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);

Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);

Федеральные законы («Закон о занятости»);

Указы президента РФ;

Постановления правительства РФ;

Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Распоряжения органов местного самоуправления;

Корпоративные (локальные) акты.


В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?


Учитель подводит итоги беседы и предлагает посмотреть сценку.


«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:

Маша: Привет, Катя!

Катя: Здравствуй, Маша, как дела?

Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?

Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.

Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!

Катя: да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.

Маша: А когда ты устраивалась на работу, ты разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?

Катя: Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.

Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!

Катя: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.

Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно.»


Учитель: Нам нужно помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.


Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.


Работа в группах: Учащиеся выполняют задания, работая с кейсом .

Задания для групп:


I группа

Статья 57 Трудового кодекса РФ.

- Кто выступает сторонами трудового договора?

Статья 63 Трудового кодекса РФ.

- С какого возраста заключается трудовой договор?

Статья 59 Трудового кодекса РФ.

- В каких случаях заключается срочный трудовой договор?

Статья 79 Трудового кодекса РФ.

- В каких случаях расторгается срочный трудовой договор?

Статья 268, 269 Трудового кодекса РФ.

- Гарантии работника до 18 лет?

Нарушены статьи 59,79. Работодатель должен был заключить срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Расторгается срочный трудовой договор с выходом работника на свое место.

II группа.


Статья 65 Трудового кодекса РФ.

- Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

Что указано в трудовом договоре?

Статья 66 Трудового кодекса РФ.

- Что такое трудовая книжка? Какие сведения в нее вносят?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

- В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работодателя?

Статья 91,92, 94 Трудового кодекса РФ.

- Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних?

Нарушены ст.66,94.Занесение выговора за опоздание в трудовую книжку не предусмотрено. Рабочий день н/л с 16 до18 лет должен составлять 7 часов.

III группа.


Статья 183 Трудового кодекса РФ.

- Какие гарантии работника при временной нетрудоспособности?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

- Можно ли уволить работника в период его временной нетрудоспособности?

Статья 99 Трудового кодекса РФ.

- Для каких категорий граждан сверхурочные работы не допускаются?

Статья 382 Трудового кодекса РФ.

- Куда можно обратиться для решения трудового спора?

Нарушены ст.81,99.При временной нетрудоспособности не имеют права уволить. Сверхурочные работы н/л не допускаются.


Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.


Учитель: Вот теперь мы можем помочь героине решить ее проблему и назвать какие нарушения вы выявили со стороны работодателя.

Итак, мы видим, что российское законодательство исходит из принципа гуманного отношения к ребенку, защищает и предостерегает от чрезмерного физического и психического переутомления. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.

Я думаю знания которые вы получили помогут вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для этого их надо знать.

Слайд 9

Для закрепления полученных знаний проводится «Экспресс опрос»

1.Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ:

2. Назовите источники трудового права.

3.Назовите участников трудовых отношений:

5. Основным документом о трудовой деятельности является ______.

6.Названия документов, которые не требуются при первом трудоустройстве:

Паспорт; трудовая книжка; документ об образовании; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учёта.

7.Трудовой договор заключается в возрасте:


Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

Учащиеся составляют синквейн на тему «Труд и трудовое право»

Оцените урок по следующим позициям:


Позиция

Да

Нет

Не знаю

Было ли интересно на уроке?




Вы открыли для себя что-то новое?




Понравилось ли вам работать с документами?




Довольны ли вы результатами своей работы?




Были ли вы активны в процессе работы на уроке?




Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке?




Был ли урок для вас содержательным?






Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.