Конспект урока для 9 класса на тему "Конституция РФ"

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru



Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Конституция РФ

Предмет

Обществознание

Класс

9

Автор урока

Хлановская Маргарита Валдимаровна, учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

МОУ «Лицей № 1 г. Инта»

Республика, город

Коми Республика, г. Инта

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

1. Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;

2. Расширить правовой кругозор обучающихся на основе изучения Конституции

Задачи урока

1. Формировать и обучать умению анализировать дополнительную работу к уроку;

2. Воспитать осознанное уважение к основному закону государства;

3. Развивать у учащихся навыки работать в группе, уважать чужое мнение.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся будут знать:

1. Что такое Конституция;

2. Признаки Конституции;

3. Причины принятия новой Конституции;

4. Структуру Конституции РФ;

5. Основные положения Конституции РФ.

Учащиеся овладеют навыком:

1. Работы в группе;

2. Анализа документа;

Необходимое оборудование и материалы

1. Конституция РФ:

2. Презентация к уроку;

3. Компьютер;

4. Мультимедийный проектор

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

За две недели до урока учащиеся делятся на 7 групп по 3-4 человека, получают задание. Изучают соответствующую главу Конституции РФ, готовят выступление, оформляют его в виде презентации сделанной в программе Microsoft Office Power Point.

Задание для группы:

1. «Права и свободы человека и гражданина»;

2. «Обязанности человека и гражданина»;

3. «Федеративное устройство»;

4. «Президент РФ»

5. «Федеральное собрание»;

6. «Правительство РФ»;

7. «Судебная власть»

На уроке, выступающий от группы предоставляет результаты работы.

Ход и содержание урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке изучение нового материала. Накануне вы разделились на группы и получили свое задание. И на уроке вам предлагается предоставить свою работу.

Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, активно работать и не забывать вести конспекты.

2. Актуализация темы.

Скажите пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность. (Паспорт, свидетельство о рождении).

Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

А какой документ будет подтверждать ваше положение лицеиста? (дневник, зачетка).

Какую информацию можно извлечь из дневника? (расписание уроков, ФИО преподавателей т.д.)

Как вы считаете, а у государства есть подобный документ? (Да).

Совершенно верно, таким документом является Конституция. Тема нашего урока «Конституция РФ». (слайд № 1)

Раскрывая тему урока мы рассмотрим следующие вопросы. (слайд № 2)

3. Реализация плана урока.

(слайд № 3) Конституция (лат. Constitution, установление, устройство).

Как вы понимаете – основной закон государства? (главный закон, на его основе разрабатываются остальные законы страны). Правильно.

Каковы же признаки Конституции? (слайд № 4)

(слайд № 5) 12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция. Возникает вопрос, почему?

Уже с начала 90-х гг. стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. – Россия провозглашена суверенным государством. После распада СССР в 1991 г. Началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. По инициативе Б.Н.Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и съезда Народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50% избирателей проголосовали за ее принятие.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум (всенародное голосование), и была принята новая Конституция РФ.

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.

(Возвращаемся к слайду № 4)

Прошу обратить свое внимание на 3 признак Конституции.

Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан.

Подошло время предоставления вашей работы.

(слайд № 6) Разделение населения по территориальным единицам, - один из основных признаков государства. В любом государстве в зависимости от исторических, национальных, культурных традиций выделяются определенные территориальные единицы: провинции, графства, штаты, земли, губернии, области. Они, признавая себя частями общего государства, хотят самостоятельно решать многие вопросы. Так возникает необходимость четко определить политические, экономические, правовые и иные взаимоотношения между государством в целом (центром) и его частями (административно-территориальными единицами и автономными областями). Таким образом, возникает и конституционно закрепляется определенная форма государственного устройства.

И сейчас, группа № 1 познакомит нас с устройством нашего государства. (Приложение № 1)

Русская пословица гласит: «Сколько голов, столько и умов». Это наблюдение не будет лишним при решении сложных государственных проблем. Еще одним из признаков государства является принцип разделение властей. Данный принцип закрепила статья 10 Конституции РФ (слайд № 7).

Прошу, группы № 2-5 (Приложение № 2-5)

Конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина данной страны (слайд № 8)

Глава 2 Конституции РФ объясняет содержание каждого принципа через права и свободы человека и гражданина. С ними нас ознакомит группа № 6. (Приложение № 6)

Мы знаем, что прав без обязанностей не бывает. А какими обязанностями нас наделила Конституция РФ. Пожалуйста, группа № 7. (Приложение № 7)

Спасибо за работу всем. В заключении хочу отметить важную особенность Конституции РФ. На основании статьи 15 – Конституция имеет прямое действие (слайд № 9). В случае нарушения какого-либо положения вы можете пойти, например, в суд и потребовать защиты своих прав и интересов, ссылаясь на соответствующую статью Основного Закона.

Проверка и оценивание ЗУНков

Проверка и оценивание полученных знаний можно провести через тестовую работу. Подготовить ее можно или в бумажном варианте или в электронном. (Приложение № 8)

Рефлексия деятельности на уроке

После выступлений каждой группы проводится небольшой опрос - закрепление через вопросы.

Домашнее задание

§ 33, закрепить

В помощь учителю

Используемые источники и литература

Конституция РФ; Обществознание, 9 кл.: поурочные планы по уч. Под ред. Л.Н.Боголюбова/автор-составитель С.Н.Степанько. Волгоград: Учитель, 2009 г.; Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 кл. – М.:ВАКО, 2009 г. (в помощь школьному учителю); Правоведение. 8-9 кл. Изучаем Конституцию: элективный курс/автор-составитель С.Н.Степанько.-Волгоград: Учитель, 2007 г.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Чаще всего изучение нормативно-правовых актов сопровождается через работу непосредственно с самим законом. Как правило текст документа усваивается ребятами без желания, тяжело. Медиа-, мультимедиа сопровождение позволяет проиллюстрировать, конкретизировать, схематично изобразить важные, но сложные для запоминания моменты.

Совету по переходу от данного урока к последующим

Следующий урок можно посвятить изучению Конституции своей республики, например, Конституция Республики Коми


4


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.