Конспект урока "Четыре царства живой природы" 3 класс


МБОУ «Новорогачинская СОШ»


Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Бирюкова Лариса Ивановна ______________________________

Предмет окружающий мир Класс 3 «А»

Тема урока Четыре царства живой природы


Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Бирюкова Л.И

Предметная область: окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: Окружающий мир 3 класс «Планета знаний», автор Г.Г.Ивченкова

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Тема урока: Четыре царства живой природы

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 3 класса в предметной области «окружающий мир» по теме: «Четыре царства живой природы»

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.


2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления и обобщения.


Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.




3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- называть царства живой природы, приводить примеры представителей каждого царства, устанавливать и объяснять некоторые взаимосвязи

в природе.

Средства (оборудование):

1) учебник по окружающему миру (УМК «Планета знаний» Ивченкова);

2) карточки с заданиями;

3) слайдовая презентация

4) листы самооценки.


Основные понятия - «Царства», «бактерии», «ботаника», «биология», «зоология», «микроскоп»

Межпредметные связи - литературное чтение

Организация пространства - работа с классом фронтальная, в малых группах, индивидуальная



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I этап. Орг. момент

Цель: самоопределение к деятельности.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной творческой работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной творческой работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные







II этап. Актуализация к учебной деятельности



Цели и задачи, которые хочет достичь учитель:

выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.


Методы: слайдовая презентация, загадки для мотивации, наводящие вопросы



Наш урок предлагаю начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»


Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.

- Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать.

- Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.

Учитель читает загадку, Слайд №1 « Природа»








Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг …(природа)

- А что такое природа?

- Какая бывает природа?

- А живем мы с вами на планете?


Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. На этой планете есть царства – государства и каждое из них особенное.

- А вы, хотите побывать в этих царствах?

- Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в путешествие?

- Какой будет тогда тема нашего урока?


Слайд 2 Тема урока « Царства живой природы»

На доске открывается карточка с надписью

« Царства живой природы»


Сегодня мы побываем в этих царствах, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название



Приветствуют учителя, гостей.

Настраиваются на работу. ( коммун.УУД)









Вступают в диалог с учителем.

Аргументируют свои ответы:




Дети смотрят на слайд



















Дети: Природа.

Природа – это все, что нас окружает.

Живая и неживая.

Земля.


Выдвигают предположения о теме урока.


Да

Узнать эти царства


  • Сколько царств в природе?

  • Кто населяет эти царства?

  • Как живется их обитателям!


III этап. Изучение нового материала

Цель: открытие нового знания,

организация

учебной деятельности.




Учебная цель перед обучающимися: познакомиться с царствами природы, уметь выделять его обитателей, понимать их роль и значение.

Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель:

исследовать царства живой природы, выделить основные понятия.

Задачи:

Умение аргументировать свои ответы;

развивать коммуникативные компетенции, творческое воображение и внимание;

устанавливать связь между представителями этих царств;

самостоятельно находить ответ на заданные вопросы, строить диалог;

формирование умения взаимодействовать в группе на основе сочетательного диалога;

уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, находить необходимую информацию в учебнике,.

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;







Методы стимулирования: похвала, одобрение.


Формы и методы изложения нового материала:

беседа, сообщение с демонстрацией при устном изложении изучаемого материала;











самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала;

работа с таблицей и текстом учебника, выбор подходящих ответов;





Физминутка

















Работа по учебнику


Цель: найти ответы на вопросы с помощью прочитанного текста.


Основные формы и методы организации фронтальной, индивидуальной и групповой деятельности: сообщение обучающихся, самостоятельная работа в группах по составлению правил поведения в природе,




Методы стимулирования: похвала, одобрение.




IV этап. Закрепление изученного материала


Учебная цель перед обучающимися:проверить усвоение темы


Цели и задачи, которые поставил перед собой учитель: проверить усвоение темы с помощью самостоятельной работы и самопроверки по эталону



Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. А помогут вам ваши знания. Слайд 3 Загадка


Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем!

Слад 4 «Лес»

- Какие растения леса вы знаете?

- На какие группы они делятся?

- Какую пользу они приносят?

- Какое название дадим этому царству? ( Растения)

Дополняем таблицу на доске царства «Растения»

Слайд № 5 Отличие растений от животных


Для кого в природе лес служит домом ?



- На какие группы делятся животные?

- В чем их отличие? (по месту обитания)

- По способу питания?

- Какое название мы дадим этому царству ? ( Животные)

Слайд. № 6 « Животные»

Дополняем таблицу на доске «Животные»


В лесу животные находят для себя пропитание. А человек, что находит в лесу?

Эту осень можно назвать «грибной», грибов было очень много.

- А вы собирали грибы?

- Какие грибы есть в нашей местности?

Все ли грибы можно употреблять в пищу? Почему?

- Как вы, думаете, в какое царство мы их определим?

Слайды № 7-8 - 9 «Грибы»

Дополняем таблицу на доске царства «Грибы»

- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство.

( Чтение отрывка стихотворения « Мойдодыр»)


Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

-Кто написал эту сказку и как она называется?

-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?

-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии.

Слайд № «Бактерии»


Сообщения детей ( 2 ученика)

















-Какое же название дадим этому царству? (Бактерии)


Дополняем таблицу на доске царства « Бактерии»

- Сколько же царств, у нас получилось?

Выводы: В природе существуют 4 царства живой природы.

Эти царства хранят много тайн и загадок.

Их изучением занимаются различные науки

Слайд № Царства природы


-Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.


Откройте учебник на с.79 Посмотрите на таблицу

- Что означают стрелки между царствами?

Все живые существа тесно связаны с окружающей средой. Из окружающей среды они получают энергию и вещества, необходимые для жизни ( воздух, воду, минеральные вещества)

Живые вещества отвечает за изменения окружающей среды и приспосабливаются к этим изменениям. Все они населяют различные среды обитания.


-Узнайте, какие среды обитания населяют живые существа?

Прочитайте последний абзац текста на с. 78


- Представители, какого царства готовы отвечать?

Вывод: чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.


- Чем различаются условия жизни в этих средах?


Работа в группах:


1. Какие правила охраны нужны для этого царства ?



Слайд № Игра «Четвертый лишний»


  1. Мухомор, лисичка, подберезовик, белый гриб.

  2. Волк, олень, лев, тигр.

  3. Кошка, леопард, собака, корова.

  4. Кит, слон, жираф, муравей.


Слайд № Проверка

  1. Мухомор (несъедобный гриб)

2. Олень (растительноядный)

3. Леопард (дикое животное)

4. Муравей (насекомое) Кит (водная среда обитания)

(Регул и личн. УУД)



Читают про себя загадку



Отгадка. Лес


Дуб, береза, рябина, цветы

Деревья, кустарники, травы.

Дают кислород, защищают от солнца

Растения





Лес - это дом для ….. ( животных)


Дикие и домашние

Дикие живут в лесу, домашние рядом с человеком

Хищные и растительноядные

Животные



Цветы, ягоды, грибы.


Маслята, шампиньоны, грузди,опята

Нет

Съедобные и несъедобные.

Ответы детей

Грибы










( К. Чуковский, « Мойдодыр»)


Сообщения детей о бактериях

  1. ученик Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой


Ученица Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.



Бактерии


В природе существуют 4 царства.







Выполняют упражнения по команде учителя






Связь между собой









Читают текст в учебнике про себя


наземно- воздушную ( птицы)

водную (рыбы),

почвенную (черви),

Болезнетворные бактерии в других живых существах.

Условия жизни в разных средах разные, поэтому представители каждого царства приспосабливаются к ним.





Дети составляют правила охраны






Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом.

( познават. И регул. УУД )














V этап Рефлексия деятельности

(итог урока)


Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы





Цель- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом









VI этап Задание на дом.



Цель самостоятельной работы обучающихся: подготовить сообщение о любом царстве по выбору.

Цель, которую хочет достичь учитель: формировать умение подбирать интересный и познавательный материал, развивать творческие способности обучающихся.


Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.

- Какие задачи на урок мы ставили?

- Все ли мы исследовали в этих Царствах?

Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше.

Это и будет вашим творческим домашним заданием.


Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом.


- Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках.


Предлагает закончить предложения:

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………



Творческое

Подготовить сообщение о понравившимся царстве





Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!




Узнать, какие царства природы есть


Нет

Дети выходят доске и определяют цветочек в понравившееся царство.




Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. ( регулятивные ууд



Карточки для записи предложений


Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………

















Добавить комментарий