Конспект открытого урока по географии и литературе «Урал - сокровищница России» проведенного в 8 классе










Конспект

открытого урока по географии

и литературе

«Урал - сокровищница России»

проведенного в 8классе «А»

МБОУ СОШ № 28





Выполнили:

Куракова Е. М., учитель географии

Хитрова Т. А., учитель литературы
























Мытищи, 2014



Тема: «Урал – сокровищница России»: Уральские горыи сказы П.П. Бажова


Цель: познакомить учащихся с особенностями Урала, закрепить знания о творчестве П.П. Бажова.


Задачи:


Образовательные:

  1. сформировать представление о горном Урале и его природных богатствах;

  2. закрепить знания о климате, геологическом строении и полезных ископаемых;

  3. закрепить знания о биографии автора, особенностях сказа;

  4. учить анализировать литературные произведения;

  5. обратить внимание на местный колорит сказов Бажова



Воспитательные: формировать умение работать в группе, воспитывать любовь к родному краю, русской литературе; формировать интерес к изучаемой теме; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.



Развивающие: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы;

продолжить развитие умения определения географического положения; научить работать с разными источниками информации; развивать кругозор и мышление.


Вид урока: урок-путешествие с применением компьютера.

Тип урока: интегрированный

Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в группах, эвристическая беседа, сообщения


Оборудование: сказы П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», презентация «Сокровища Урала», видеофрагмент «Пещера Хозяйки медной горы», аватаркаVoki, учебник «География 8 класса, атласы, компьютер, мультимедийный проектор.


















Этапы

Содержание урока

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.

момент




2. Постановка

проблемы












































3. Изучение нового материала


































































































































4. Закрепление







































5. Выводы



























6 Домашнее задание



Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы соединили географию и литературу. На уроке у нас присутствуют гости, поздоровайтесь с ними.


Необычность нашего урока состоит в том, что мы не только совершим путешествие на Урал в его прошлое и настоящее, узнаем о горных породах и минералах, но и познакомимся с главным богатством Урала – с людьми, его населяющими и жившими здесь ранее.Осваивать богатства горного края начинали крепостные мастера: старатели, рудокопы, литейщики – люди доброжелательные, добросердечные, не имеющие в сердце злобы и зависти. Им открылась красота во всех её природных формах, потому что они, верные сыны своей Земли, своего отечества, умели видеть, чувствовать, понимать и ценить красоту, по-особому общаться с Матерью-Землей.

Ребята, мы сегодня получили необычное послание. Давайте его прослушаем.

«Здравствуйте, ребята. Меня к вам прислала Хозяйка Медной горы, владычица всех гор Урала, все пещеры в ее подчинении. Ни одна душа не проскочит без ведома владычицы. Сейчас Хозяйки нет, и клад никто не охраняет. У вас появилась уникальная возможность найти сокровища Урала. Времени у вас немного, до конца урока нужно успеть, т.к. Хозяйка может вернуться. Учителя помогут вам в этом. Выполняйте все задания, будьте на уроке активны. Итак, мы отправляемся в опасное путешествие, и нам предстоит выяснить, почему Урал называют «сокровищницей России?»


Учитель географии:

Итак, ребята мы с вами отправляемся в непростое путешествие. Наша цель отыскать сокровища Хозяйки, для этого нам необходимо иметь представление о той местности, в которую мы отправляемся.

Поэтомувы распределитесь по отрядам, у каждого отряда свои цели и задачи, которые вы должны оформить в виде краткого отчета. Торопитесь!


Географы

1. Определить особенности географического положения Уральских гор

2. Общие сведения: протяженность, ширина, средние высоты

3. Определить на какие части подразделяется Урал и самые высокие точки каждой (5 частей) (показ по карте)

4. Пещера Хозяйки(??)


Климатологи

1. Определить типы климата Урала с севера на юг (средние температуры января и июля на севере Урала, на среднем Урале, на юге Урала, количество осадков)

2. Какое обмундирование понадобится в путешествии за сокровищами?


Историки

1. Используя различные источники информации, выяснить историю происхождения названия.

2. Легенды о богатстве Урала

"Налетело однажды на Русь огромное страшное чудовище, разоряло оно деревни и села. И не было от него никакого спасения. Вызвался тогда богатырь русский победить чудовище. Весь народ собирал богатыря в дорогу и подарил ему пояс, весь расшитый дорогими каменьями. Долго бился с чудищем богатырь, наконец, победил его, связал своим драгоценным поясом и закинул далеко-далеко. Так освобождена была Русь от чудища. А пояс тот, упав на землю, превратился в цепочку гор, закрывающую столицу Руси от недругов. Все камни же рассыпались в недрах этих гор. Вот почему Уральские горы такие богатые».


Геологи

  1. Пользуясь картами атласа и учебником изучить геологическую историю уральских гор (возраст, структура, как изменялись?)

  2. Полезные ископаемые (презентация «Самоцветы Урала»)

Учитель литературы:


Мы много узнали об этом крае, теперь давайте выясним, кто же управляет им?


В каком сказе встречаем Хозяйку Медной горы?


Кто автор сказа?

Что вы знаете об этом авторе?


В семье мастера завода в 1879 году и родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос и развивался он в рабочей среде: видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. В тихие вечерние часы заводской сторож в Полевском, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке, хранителях богатства недр Урала.


На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горных дел мастера: рудобои, медеплавильщики и камнерезы искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтические отражение любовь русских людей к родной земле.



В течение долгих лет во время школьных каникул Бажов наблюдал, «как люди живут», пешком странствовал по родному краю, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, литейщиков и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла, вел обширные записи, которые позже легли в основу многих его произведений. А писателем он стал в более чем зрелом возрасте.


Найдем описание Хозяйки Медной горы.


На ней богатое убранство. Так ли она богата на самом деле? Послушаем отряд геологов (презентация)


Мы убедились, что на Урале много богатства. Давайте же заглянем в недра дворца Малахитницы и узнаем, какие самоцветы она прячет.


Выход Хозяйки

Какие природные минералы упоминаются в сказах  Бажова?

Будем искать и заполнять цветок самоцветов.


"Каменный цветок"

Золото, мрамор, медь, малахит, змеевик-камень

"Малахитовая шкатулка"

Золото, медь, железо, малахит

"Медной горы хозяйка"

Медный изумруд, малахит, слюда, корольковая медь, медь, королёк, виток, обальчик



Почему Малахитница выбрала Степана Петровича? (Он был честным, работящим парнем)


Какими еще качествами характера обладали персонажи, прочитанных вами сказов?


На цветке «Сокровища человеческой души»: талант (дар), наблюдательность, смелость, честность, терпение, трудолюбие, мастерство и творческий труд.


Подводятся итоги: Возврат к теме урока и поставленной проблеме


Учитель географии: Итак, ребята, в ходе этого непростого путешествия мы узнали много нового об этом весьма интересном, хоть и суровом крае. Выяснили, что он имеет не только огромные богатства, скрытые в недрах, но и непростую историю.


Учитель литературы:


О чем заставляют задуматься читателя эти сказы? (учат любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний.Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу)


Выставление оценок по результатам работы.


Домашнее задание:

География:  § 32 на к/к нанести полезные ископаемые Урала

Литература:В чем же истинные сокровища?

Приветствуют учителей и гостей.



























Просмотр сообщения посланника хозяйки медной горы





















Учитель раздает карточки с заданиями












Ребята получают задания и приступают к их выполнению, используя различные источники информации.


Далее заслушиваются отчеты отрядов.






















































Хозяйка Медной горы



Медной горы хозяйка



Павел Петрович Бажов

























































Цветок подготовлен заранее, на нем написаны названия минералов.

Те минералы которые находят учащиеся вывешиваются на доске в виде лепестков, таким образом получатся цветок














Ищут в сборниках рассказов












Аналогичным образом составляется цветок сокровищ человеческой души

Ребята заранее распределены по группам и рассаживаются по рекомендации учителя


















































































































Географы, климатологи, историки, геологи (1 часть) выступили




























Вступление к историкам






































Создание цветка самоцветов






















Создание цветка – Сокровища человеческой души










































Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.