Конспект к уроку по окружающему миру "В крестьянском доме " 4 класс


МБОУ «Инжавинская СОШ»

Конспект к уроку по окружающему миру "В крестьянском доме " для 4 класса, проведённый учителем Зиновьевой О.Н.

УМК "Классическая начальная школа".
Авторы программы Е.В.Саплина и А.И. Саплин.


Тема: « В крестьянском доме»


Цели урока 1. Познакомить детей с внутренним убранством избы

  1. Рассказать об орудиях крестьянского труда и технике пашни.

  2. Развивать у детей интерес к старинным русским традициям, устному народному творчеству.

  3. Развитие творческих способностей у детей.


Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор; 

  • слайдовая презентация 

ХОД УРОКА


I. Оргмомент (на доске высказывание)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер


-Как вы понимаете это высказывание?

История – наука о прошлом. Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни», потому что, «не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться младенцем».

II Целеполагание. Мотивация

Мы должны и в старом находить красоту и дорожить ей.


III. Проверка д/з

- Где мы побывали на прошлом уроке (в имении помещика)?

  • Что такое вотчина?

  • Расскажите, как помещики устраивали свои усадьбы?

  • Где выбирали место для усадьбы?

  • Что такое флигеля? хозяйственные постройки

  • Расскажите, как помещики устраивали праздники?

  • А кто же помогал и выполнял всю эту трудоемкую работу и на кухне, и в псарне, и на конюшне?


IV. Сообщение темы урока

Как вы уже догадались (по убранству класса), мы сегодня побываем в крестьянском доме и узнаем много интересного из жизни крестьян.

- Как вы думаете, какое основное занятие было у крестьян? Почему?

- Что сеяли они? - рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох. Земля для них была кормилицей.


V. Рассказ учителя (Показ слайдов)

Работа в поле была всегда тяжелой. Сохой или плугом крестьяне вспахивали землю. Затем приступал к сеянию, наполнял семенами лукошко, вешал его через плечо и выходил на пашню. Ручное сеяние требовало большого искусства, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Заделывали зерна бороной – суковаткой. Она разрыхляла сучьями почву и закатывала семена.

(мальчик в рубахе крестьянина рассказывает и сопровождает показом)

В начале августа начиналась жатва хлебов. Рожь поспевала первой, а за ней убирали ячмень, пшеницу, горох, овес (карточки словарных слов на стенде «Пиши так»)

- Что это за слова? - словарные

- А какого слова здесь нет? - рожь

- Что знаете про это существительное? - женского рода

Хлеб вязали в снопы (показывает) и вывозили на гумно, потом его сушили и обмолачивали. Зерно после обмолота сгребали в кучу. Для очистки зерно веяли, подбрасывали лопатой вверх на ветру и мусор сдувало прочь. Такова цена крестьянского хлеба.

  • Что такое соха? - орудие для вспахивания почвы.

  • Что делали бороной? - рыхлили почву и заделывали семена в землю.

  • Как очищали зерно? - веяли на ветру.

Сейчас у нас есть современные комбайны, сортировочные машины. Труд хлебороба облегчен, но в настоящее время он очень почетен.

У природы были свои сюрпризы. Если проливные дожди или ранние заморозки, урожай погибал и начинался страшный голод, который уносил многие жизни. В лесных районах предки наши любили на охоту ходить, так как зверей было много.

- Что еще в лесу можно найти? - грибы и ягоды. Мед свой был, так как разводили пчел. А в реке – рыба.

  • В какое время года у крестьянина было меньше работы? - зимой.

Зимой крестьяне чинили охотничьи и рыболовные снасти, вырезали поделки из дерева. Всем знакомо выражение «бить баклуши» Его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло «бить баклуши», то есть заниматься «безделицей».

А вот посмотрите, чем занимались женщины Тамбовской губернии - вязали, плели кружева (показ ковриков, салфеток, полотенец). Эти изделия не потеряли своей красоты до наших дней. А вот что мы с вами оставили после себя.


6.\ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с.109)

  • А теперь давайте заглянем в крестьянскую избу, познакомимся с внутренним убранством (перечисляют)

Загадка: зимой все ест, а летом спит. (ПЕЧЬ)

Догадлив крестьянин, на печи избу поставил – гласит русская пословица

Действительно, печь – душа крестьянского дома. Без печи – нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба, истопка»


V ОТРЫВОК ИЗ СКАЗКИ «ГДЕ ДОБРО, ТАМ ТЕПЛО»

Василиса рассказывает о достоинствах русской печи.

Домовой - А хорошо ли знают домашнее хозяйство ребята?

(загадка с тремя вариантами ответа)

  1. Как называется посуда, в которой, варят кашу в печке – сковорода, чайник, чугунок?

  2. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке – кочерга, веник или полено?

  3. Как называется обувь, сплетенная из коры деревьев – сапоги, лапти, валенки?

  4. Про какой предмет в крестьянском доме была сложена загадка “Курочка с носком – всякому поклон” – про вешалку, рукомойник, бочку?

  5. Водной русской сказке солдат кашу варил. Из чего он ее варил – из полена, пилы, топора?

  6. А эта старинная загадка про что: по сеням и так, и сяк, а в дверь никак – про дверь, собак, солнечный свет?

  7. И последняя загадка: веду внучка по всем комнатам за ручку – утюг, пылесос, веник?


ВЫВОД. Что еще интересного узнали о печи?

  • Покажи те отгадку из своих ответов у нас в классе.

На полках вдоль стен расположилась не хитрая крестьянская посуда

  • Назовите ее (миски, чашки, ложки, ковш). Проста посуда, но мастер делал ее нарядной, украшая живописью. Имелись корзины, лукошки, короба. И сейчас многие из нас пользуются ими.


А теперь загадки про мебель

1. Под одной шляпой четыре брата стоят (стол)

2. С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит (стул)

  • Какого предмета не было в крестьянской избе? - лавки, скамьи.

Почетное место в избе занимал «Красный угол». Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин»

Что же ели и пили крестьяне?

Об этом мы можем узнать из сказок и пословиц.

Назовите известные сказки.

1. Репка

2. Гуси – лебеди

3. Колобок.

  1. Где щи да каша, там место наше

На Руси всегда в почете было трудолюбие, а лень высмеивалась. А сколько пословиц о труде сложено в народе. Вспомните их.

  • Не будет скуки, если заняты руки

  • Что летом родится, то зимой пригодится

  • Человек живет век, а его дела – два

  • Кто любит труд, его люди чтут

  • Кончил дело – гуляй смело (а у нас учеба)

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу – время, а потехи – час». Крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.


ПРАЗДНИК НА РУСИ

-Назовите народные праздники, почитаемые крестьянами на Руси.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Люди собирались, чтобы показать себя и других посмотреть, переброситься частушками, посоперничать в потехах и забавах. Но родители не всегда отпускали девушек и парней на посиделки. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу. Девушки прядут да вяжут, а парни плетут корзины да лапти, угождают хозяйке – помогают по хозяйству. А чтобы скучно не было – играли в ручейки (физкультминутка)

  • Слышны были шутки (выходят дети и садятся на лавочки, по очереди разыгрывают шутки).

Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, многие из них почти полностью забыты. Нам эти праздники нужно сохранить и не забывать.


ИТОГ УРОКА

  • Урок подходит к концу, Что же нового для себя вы взяли с этого урока?

  • О чем могли бы поделиться с близкими?

Посмотрите на стенд «Пиши так» и скажите, какое слово мы еще не использовали? - С П А С И Б О

  • А кому бы вы его адресовали?

Спасибо тем, кто приготовил все эти изделия, кто их сохранил и принес к нам в класс. Спасибо гостям, которые пришли к нам на урок. А самое большое – спасибо, детям, которые активно работали на уроке.


Самооценивание

  • Поставьте себе оценки в дневник. Встаньте те, кто себе заслуженно ставит «5»

  • Поднимете руку, кто на «4»


Д/З - составить рассказ о том, как трудились и отдыхали крестьяне (с.108-110)




























Добавить комментарий