Комплексный подход в формировании у пятиклассников общеучебных умений и навыков на уроках природоведения

Комплексный подход в формировании у пятиклассников общеучебных умений и навыков на уроках природоведения.



Габитов Ф.Р. учитель химии и биологии



Формирование общеучебных умений и навыков – одна из востребованных компетенций в современном обществе. Данному вопросу уделяется большое значение, так как сформированные у учащихся общеучебные умения и навыки на достаточно высоком уровне являются залогом успеха в построении всего учебно-воспитательного процесса для каждого ребенка. Это же прописано и в требованиях к уровню подготовки учащихся, изучивших курс природоведения.

Особое внимание я уделяю формированию у учащихся умения аргументировать то или иное действие (постановка целей), анализировать и делать выводы. Известно, что для того, чтобы добиться определенных успехов, очень важно уметь выстроить свою деятельность по определенному алгоритму, обозначив при этом конкретную цель, а по окончании деятельности суметь грамотно сформулировать вывод. Курс «Природоведение» 5 класса Т.С. Суховой, В.И. Строганова соответствует тому, чтобы учитель, используя содержание данного учебника, организовал систематическую работу по формированию у учащихся вышеперечисленных умений и навыков. Формы и методы организации познавательной деятельности могут быть разные: постановка демонстрационных опытов на уроке, проведение опытов и наблюдений в домашних условиях, выполнение практических работ, оформление отчетов по экскурсиям и т.д. Большое внимание при этом уделяется организации самостоятельной работы учеников. Данное разнообразие разных видов деятельности позволяет не только научить ребенка какому – либо алгоритму, но и применить полученные знания в разных измененных условиях. На мой взгляд, работа по целеполаганию способствует также и формированию у детей ценных жизненных позиций. Ученик, приступая к какой-либо работе в любой сфере деятельности должен знать зачем он совершает то или иное действие, как построить свою работу для достижения желаемого результата, суметь проанализировать полученные данные и сделать правильные выводы. Такой подход в воспитании поможет избежать ученику многих необдуманных поступков. Важно, чтобы учитель постоянно работал в данном направлении.

Отдельно хочется остановиться на том, что сформировать качественные знания по предмету помогает и такая форма работы, как анализ текста. Умение находить в тексте главную мысль, задавать вопросы по содержанию, составлять план пересказа и т.д. поможет ребятам в самом тексте находить «подсказки» для формулирования целей и выводов, грамотно строить самостоятельное изучение того или иного объекта или явления, а затем анализировать полученные результаты. Немаловажное значение при этом имеет и формирование у учащихся умения публичной защиты результатов своей работы.

Только комплексный и системный подход в обучении учеников может принести желаемый результат. А начинать надо с первого урока.

§1. Живая и неживая природа.

На данном уроке необходимо изучить с учениками алгоритм постановки опыта или организации наблюдения. После чего ученикам предлагается, используя рис. 1, сформулировать цель опыта (для чего его проводят). Далее обсудите с учениками ход работы по постановке данного опыта. Следует обратить внимание учеников на то, что ход работы, представленный на рисунке, соответствует поставленной цели. После чего организуйте работу по формированию у учащихся умения формулировать вывод. Для этого надо знать правило: вывод должен соответствовать поставленной цели.

Очень важно, чтобы при отработке навыка постановки цели ученики получили от учителя информацию, что любая цель начинается с глагола (например, выяснить, изучить, доказать и т.д.). Вывод и ход работы должны соответствовать поставленной цели. Учитель должен четко отслеживать данные требования.

Целенаправленная работа в данном направлении позволяет задавать ученикам дифференцированные домашние задания. Например, в качестве домашнего задания предложите детям самостоятельно сформулировать цель и вывод наблюдения над муравейником. Предварительно на уроке с учениками можно познакомиться с жизнью муравейника, используя видеофрагмент или дополнительную литературу. На следующем уроке обсудите результаты своей работы. Приведу примеры возможных вариантов целей наблюдений за муравейником: изучить маршрут движения муравьев в определенное время суток, выяснить, какой груз в течение определенного времени переносят муравьи в муравейник и т.д. Еще один пример усложнения предложенного в параграфе №1 домашнего задания. Так, можно организовать работу не только по определению ширины письменного стола и ширины ладони своей руки, но и задать вопрос – можно ли применить полученные знания о ширине своей ладони для определения ширины письменного стола. Каков при этом будет ход работы? Сформулируйте вывод о проделанной работе.

§2. Загадки природы.

Работая с материалом данного параграфа можно обратить внимание учеников на рис. 10, 11, 12 и предложить ученикам следующее задание по вариантам:

- Ребята, предположим, что вы решили самостоятельно изучить природу леса, водоема, поля. Используя рисунки, предложите, какие наблюдения вы бы провели на указанных объектах.

§3. Единство живой и неживой природы.

Очень важно научить детей анализировать предложенный наглядный материал в учебнике. Ученики из курса начальной школы знают, по каким признакам изучаемые объекты можно отнести к объектам живой и неживой природы. Опираясь на данные знания, учитель может предложить следующие задания по рис. 13.:

1. Все ли нарисованные предметы можно отнести к объектам живой и неживой природы. Аргументируй свой ответ.

2. Можно ли общие признаки тел живой и неживой природы применить к объектам, сделанным руками человека. Затем мы знакомимся с содержанием экскурсии №1 «Живая и неживая природа» и после ее проведения оформляется отчет. Учитель напоминает, что цель, содержание и вывод должны соответствовать друг другу. При проверке отчетов на это обращается особое внимание. Наиболее удачные отчеты демонстрируются ребятам на следующем уроке. Обязательно, надо будет спланировать и проведение работы над ошибками.

При задавании домашнего задания желательно сделать акцент на самостоятельном воспроизведении учениками в домашних условиях опыта с марганцовкой. При этом необходимо сформулировать цель при постановке опыта. Домашнее задание выполняется письменно в рабочих тетрадях.

§4. Изменяется ли окружающий нас мир?

Содержание данного параграфа позволяет организовать с детьми еще один интересный вид деятельности: ученики самостоятельно находят определения к терминам, которые в тексте выделены курсивом. На данном уроке я предлагаю ученикам составить в рабочих тетрадях словарь терминов с определениями. Запись в тетради выглядит следующим образом:

Термин

Моя формулировка определения

Примечание

1-2 термина


+, если определение верное,

-, если есть ошибки. В этом случае записывается правильная формулировка



Проверка вариантов ответов учеников проводится под четким руководством учителя после каждого термина. Это помогает тщательно проанализировать текст, найти наиболее приемлемое определение из текста учебника. Класс работает с текстом, а группа учеников занимается поиском определений в справочной литературе или в Интернете. Данная работа более сложная, так как необходимо провести детальный анализ полученных и найденных определений, найти сходство и различие. Роль учителя помочь разобраться, почему можно встретить разные трактовки в разных источниках информации.

§5. Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?

На данном уроке продолжается формирование у учеников умения постановки цели и вывода к предложенным опытам.

Для анализа опытов целесообразно класс разделить на 3 варианта – по количеству описываемых опытов. В первых двух вариантах (опыт №1 и опыт№2) задания носят одинаковый уровень сложности – постановка цели и формулирование вывода к предложенному описанию опыта. Задание к опыту №3 можно усложнить: необходимо сформулировать цель, вывод, а также доказать, что ход работы соответствует поставленной цели и позволяет сделать соответствующий вывод. Таким образом, у учеников еще раз закрепляются знания по алгоритму проведения опыта, после чего подводится итог, что вывод соответствует поставленной цели, а ход работы доказывает правильность сформулированного вывода.



§6. Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?

После ознакомления с содержанием параграфа, в качестве закрепления предлагается ученикам заполнить таблицу по нахождению соответствия описания опыта и сформулированными учителем целями к данным опытам.

Название опыта

Цель опыта

(ставится № цели)

Вывод

( в соответствующую графу ставится +)

Влияние слюны на крахмал



Обнаружение крахмала в белом хлебе





Цель опыта:

1 – выяснить при каких условиях могут образовываться новые вещества из крахмала.

2- выяснить как можно обнаружить крахмал в белом хлебе



Вывод:

Крахмал в белом хлебе обнаруживается с помощью йода - йод при взаимодействии с крахмалом приобретает синий цвет. Крахмал можно обнаружить, пережевывая белый хлеб. При пережевывании хлеба во рту чувствуется сладковатый вкус. Это происходит потому, что крахмал при взаимодействии со слюной превращается в сахар.

Учитель может обратить внимание учеников на то, что при заполнении графы вывод ученик должен выбрать только одно соответствие.



§7. Все течет, все изменяется.

Ученикам предлагается задание по составлению словаря терминов по аналогии с параграфом №4. Работа с терминами поможет ученикам лучше усвоить изучаемый материал. После чего можно предложить ученикам выполнять самостоятельно задания, предложенные в учебнике для выполнения в тетради.

Особое внимание необходимо уделить анализу текста в учебнике о месте на нашей планете, отведенное человеку. Провести «красной нитью» воспитание толерантности к людям разной национальности. При анализе рис 46. можно опереться на заготовку примеров, доказывающих, что человек – часть общества и что ему отведена особая роль (какая?). Данную работу необходимо провести в устной форме. Получится активное обсуждение значимости человека в современном обществе.



§8. Чем различаются химические и физические явления?

Умение сравнивать какие - либо факты (в данном случае физические и химические явления) – одно из самых ведущих умений, относящихся к общеучебным компетенциям. Материал, предложенный в параграфе, не обязателен для изучения, но я считаю его очень важным, поэтому включаю в календарно-тематическое планирование. После тщательного анализа материала всего параграфа, есть возможность отработать постановку целей и формулирование выводов к предложенным опытам, используя прием – найди ошибку. Например, предложить к опыту №1 следующую цель – выяснить какие изменения произойдут с сахаром при его раскалывании на мелкие кусочки. А вывод предложить следующий – при раскалывании сахара на мелкие кусочки происходит образование новых веществ. Следовательно, произошла химическая реакция.

Особое внимание следует обратить на рис.49, показывающий три агрегатных состояния воды и нахождение ответа на вопрос – что обуславливает разные свойства разных агрегатных состояний воды ( ответ – расположение молекул по отношению друг к другу).

Какой рисунок может проиллюстрировать химические явления. Ответ обоснуйте.

Приведите свои примеры химических и физических явлений из ранее изученного материала.

§9. Как узнать, что химическая реакция произошла?

Изучение нового материала строится на анализе текста и иллюстраций учебника. Дома ученикам предлагается провести опыт с клубнем картофеля. При этом необходимо отметить, когда появились первые признаки позеленения клубня. Для того, чтобы научить детей фиксировать результаты своих наблюдений я предлагаю им единую форму оформления отчета своих наблюдений.

Влияние света на клубень картофеля

Цель наблюдения:

Ход работы

Дата

Результат наблюдения



Вывод:

Название наблюдения формулируем вместе с детьми на уроке. Итоги наблюдения анализируются с детьми на последующих уроках.

§10. Можно ли повлиять на химическую реакцию?

Материал параграфа интересен тем, что подробно знакомит ребят с условиями протекания химических реакций. Опыт №1, представленный на рисунке 56. достаточно сложный, отличается от ранее проводимых тем, что необходимо соблюсти ряд условий. Анализ данного опыта проходит интересно, т.к. знакомит детей с такими понятиями, как контрольный экземпляр, что в разных условиях одни и теже реагенты дают разный результат при соприкосновении. Учитель заранее формулирует цель: выяснить при каких условиях крахмал превращается в другое вещество. После анализа проведенных опытов №1 и №2 учитель обозначает проблему: как доказать, что, изменяя условия, можно повлиять на ход химической реакции. Ответ аргументируйте. Аргументы ученики находят из содержания параграфа и приводят примеры из повседневной жизни.

Разработки данных уроков показывают как рождается система по формированию у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков. Видно, что данная проблема решается в комплексе и требует от учителя серьезной подготовки. Применяемый мною подход создает условия для развивающего обучения. При организации учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, поэтому необходимо разрабатывать дифференцированный подход, как в урочное, так и во внеурочное время.

Литература:

1. Программа «Природоведение» авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов. М., Издательский центр «Вентана –Граф» 2009

2. Учебник «Природоведение» авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов. М., Издательский центр «Вентана –Граф» ОАО «Московские учебники» 2009



Добавить комментарий