Классный час в форме этического диалога «Человек и природа»

Классный час в форме этического диалога

«Человек и природа»

Цель: формировать у детей чувство экологической культуры через гуманное к ней отношение.

Задачи:

1.Развивать в детях чувство гуманности;

2. Вызвать чувство сострадания ко всем живым существам на планете;

3.Развивать умения сопереживать, сочувствовать.

4.Способствовать стремлению детей оказывать помощь природе.

5. Продолжить формирование экологически грамотного отношения к природе.

6. Активизировать имеющиеся у детей экологические знания

7. Способствовать воспитанию эстетического восприятия, умения видеть и ценить красоту природы

Место занятия в системе воспитательной работы класса: формирование экологической культуры

Занятие составлено для детей 8-10 лет

Структурные компоненты этического диалога

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

Вывод школьников на проблему.

Дети сидят в полукруге.

-Давайте поприветствуем друг друга. Встанем, поздороваемся глазами, плечами, локтями. Взялись за руки — По нашим рукам побежал ручеёк добра, пусть хорошее настроение останется с нами на протяжении всего занятия

-Тихонечко сядьте.

— Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать с чтения отрывка из лесной книги жалоб.

« Была я красивая, была я пригожая, стала сама на себя непохожая!

Траву на мне вытоптали, кусты все повыломали, цветы все сорвали.

Берёзки на дрова срубили, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками и тряпками.

Жалуюсь! Была я лесной полянкой – стала лесной помойкой!»

Построение логической цепочки развития мысли.

-От кого поступила жалоба?

-Какой была лесная полянка?

-А какой она стала?

-Почему лесная полянка назвала себя лесной помойкой?

-Ребята, как вы думаете, а кто довёл полянку до такого состояния?

— Человек…существо, которое создала природа…существо, которое бездумно губит свой мир…

-Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о человеке и природе, о том как пагубно поступают люди по отношению к нашей земле .

-Послушайте стихотворение Евгения Карасёва

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели ,как из под ног

Молчаливо, дыша ели-ели,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

3

Обращение к личности ребёнка.

— А часто ли мы с вами губим природу?

-Задумываемся ли мы о цветах, о травах, о деревьях и кустарниках когда идём в лес.… Думаем ли мы о бабочках и кузнечиках, когда бегаем по поляне?

-Я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые произошли с ребятами другого класса.

«-Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, — предложил Алик.

-Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала».

-Правильно ли поступили дети? Что бы вы сделали на их месте?

-Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.

-Следующая ситуация: «Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей».

— Можем ли мы осуждать этого мальчика? Ведь он не убил бабочку, а всего лишь положил её в коробок?

-Все меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из « темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало свое красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.

— Перед тем, как пойти домой ребята решили убрать за собой. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Дети собрали все это и сожгли на костре.

-Можем ли мы похвалить этих ребят?

-Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять с собой в город, чтобы выбросить в общий мусороприёмник, содержимое которого уничтожается централизованно.

4

Точка наивысшего напряжения как кульминация

— Ну а теперь вспомните себя…

-Мы живем в городе и не так часто ходим в лес. В городе мы можем позволить себе всё: кидать мусор там, где нам хочется, рвать цветы и ломать деревья… А разве в городе кроме домов, дорог и фабрик ничего нет? Неужели здесь можно позволить выкинуть бумажку от конфеты под ближайшую берёзку или сжечь старую прошлогоднюю траву? Неужели здесь насекомые и животные не хотят чувствовать себя в безопасности? Неужели ты хочешь жить на помойке?

5

Резюме диалога

Наша Земля живая. У неё есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И глаза эти полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй. Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие её от зноя. Осушивали озёра, поившие её влагой. Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет земля, то всё живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.

-Подумай, а можешь ли ты поставить себя рядом с защитниками природы?

Список использованной литературы:

1.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск «Асар»,1996.-126

2.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М. Высшее образование; МГППУ, 2006.-460

3. http://festival.1september.ru/articles/509494/

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *