Классный час для 5 класса «Сорочка письма или История почтового конверта»


Классный час разработан в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма», направлен на повышение интереса к услугам почтовой связи воспитание интереса к эпистолярному жанру, служит одним из средств расширения кругозора обучающихся, поэтому и выбрана форма классного часа.










Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №10 г.Твери













Классный час для 5 класса

«Сорочка письма или История почтового конверта»


Учитель русского языка и литературы

Колпашникова Р.В.









ТВЕРЬ,2012







Цель классного часа:

Образовательная: знакомство учащихся с историей почтового конверта, правилами его заполнения;

Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание внимательного, доброго отношения к близким людям; воспитание интереса к эпистолярному жанру, воспитание любви к родному языку.

Оборудование: выставка разных конвертов, чистый конверт для оформления, чистый лист бумаги, схема солдатского треугольника, мультимедийный проектор

Уч.-ль: Ребята наш классный час мне бы хотелось начать с загадки. Она перед вами на доске и на экране. Попробуйте её отгадать:


Заклеили клеем прочно,
И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею, -
Получу и вмиг расклею.(слайд 3)


(Ответы учащихся)

Учитель открывает доску, на которой записана тема классного часа.

Сорочка письма… такое образное определение даёт В. И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка слову конверт.

Конверт м. куверт, об(в)ертка, оболочка, сорочка письма; бумажная сумка.

Почтовый клейменый конверт.( слайд 4)

Уч-ль: А как вы думаете, ребята, это слово русское или заимствованное?

(заимствованное) Что нам указывает на это?

Нехарактерное для русского языка соседство двух согласных звуков.

И сегодня я предлагаю вам познакомиться с историей этого предмета, без которого невозможно отправить письмо по почте. А помогут мне в этом ученики 7 класса.


1








Начиналось всё так: ( рассказ семиклассника)

От любопытных глаз

Поначалу письма обходились без «одежды». Древние новгородцы, например, обменивались берестяными грамотами, свёрнутыми текстом наружу. Адрес писали на берестяном ярлычке привязанным к свёртку. Такая пересылка имела значительное неудобство. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ КАКОЕ? ( ответы пятиклассников).

Конечно, вы правильно догадались.



Письмо было не защищено от любопытных глаз. Это и есть ответ на вопрос:

«Почему появился конверт?» Сначала даже не конверт , а обычай складывать письма, так, чтобы текст был внутри, а место для адреса снаружи.


Уч-ль: Вот, оказывается, как появился почтовый конверт.


А сейчас вы услышите рассказ об одном из спутников почтового конверта.

( рассказ семиклассников, демонстрация сургучной печати)( слайд 5)

Сургучные печати

Письмо стало само себе конвертиком. Уже с этого времени его спутником становится сургуч, ввезённый в Европу из Китая через Индию. Для того, чтобы узнать о чём письмо, нужно было сломать сургучную печать. Изобретение сургуча долгое время позволяло сохранять тайну переписки.

Ребята, а кто-нибудь знает, что такое сургуч?

В основе сургуча смола или воск, добавками могли служить мел или гипс, которые красили разными красками и продавали в виде отполированных палочек. Сургуч не должен был терять твёрдость при жаре летом и в тоже время легко плавиться от пламени свечи. Цвет сургучной печати мог уже многое сказать о содержании послания. Красный сургуч-письмо деловое, белая печать- свадьба, коричневая звала на праздник, чёрная- на похороны.

В других случаях использовались жёлтые, зелёные серебрёные и даже

золоченые печати ( зависело это от положения отправителя (адресанта)

письма)

Итак, запомните, тот, кто отправляет письмо называется АДРЕСАНТОМ, а тот, кто получает письмо АДРЕСАТОМ. ( слайд 6)





2



Грамотки не распечатывать

(рассказ семиклассника)

Во время правления Петра Первого вступил в силу закон о защите корреспонденции. Так в Указе о Сибирской почте говорилось: «Велеть ничьей грамотки не распечатывать, чтоб всяк, заплатив, был обнадёжен».

Человеческое любопытство оказывалось порой сильнее царских указов, так что сургуч продолжал выполнять свою роль.

Но постепенно у него появился соперник-клей.

Уч-ль: Вспомните загадку в начале урока.

Изменился и сам конверт: он отделился от письма и стал его «сорочкой».Но иногда письму и конверту приходилось вновь объединяться в целое. Например, письма-треугольники времён Великой Отечественной войны.(слайд7,8) А вы, ребята, умеете их складывать?

Уч-ль: Давайте попробуем. Возьмите чистый лист бумаги, он у каждого на парте. Перед вами схема сложения на экране, слушайте внимательно меня и повторяйте за мной. ( слайд 9)

Оболочка - глиняная и бумажная

Слово «конверт» произошло от латинского глагола, означающего «превращать, оборачивать» возвращает нас к тем временам, когда в конверт превращали самое письмо. Самые древние сведения о конвертах относятся к Ассирии и Вавилону. Люди писали на глиняных табличках. После обжига таблички с текстом письма ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-"письмо" и табличка-"конверт" не становились единых куском. "Конверт" разбивали и читали "письмо".



3









Бумажные конверты появились только в 17 веке, а их массовый выпуск для почтовых целей начался в 1820 году по инициативе английского книготорговца Брюера. Это были маленькие изящные карточки для писем, которые стали невероятно популярны. Однако адрес на них еле умещался. В общем нужен был конверт, и Брюер решил делать их специально для продажи.
Цветная подкладка

Вскоре появились конверты самых разных размеров- от совсем маленьких для визитных карточек, до больших, в которых в наше время приходят рукописи в редакции. Это были конверты самых разных цветов, художественно оформленные. Но, конечно, главное внимание уделялось тому, чтобы конверт не разглашал содержания весточки. Поэтому их стали делать с подкладкой из тонкой цветной бумаги.

Уч-ль: Давайте рассмотрим конверты, которые представлены на небольшой выставке. ( слайд 10)

Вот, оказывается, какой долгий путь в истории проделал, казалось бы, обычный сложенный листок бумаги, для того, чтобы стать почтовым конвертом, которым в его привычном виде люди пользуются уже несколько веков. Давайте поблагодарим за интересные и познавательные рассказы семиклассников.

Но, если положить письмо в конверт, оно всё равно не дойдёт до адресата, потому что конверт нужно правильно оформить, и мы с вами сейчас поучимся это делать.

(на экране высвечивается алгоритм-образец заполнения конверта) (слайды11-13)

  1. От кого Колпашниковой Р.В.

  2. Откуда г. Тверь ул. Вагжанова д.2

  3. Индекс 170000

  4. Кому каждый пишет свою фамилию в родительном падеже и инициалы

  5. Куда г. Тверь ( каждый пишет свой домашний адрес)

  6. .Индекс 17……..

4





Подошёл к концу наш классный час, надеюсь, что вам было интересно и нам предстоит ещё поговорить об истории появления почтовой марки и научиться правильно, грамотно и красиво писать письма.




















5

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.