Кейс-технология как одна из форм дистанционного обучения учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Кейс-технология как одна из форм дистанционного обучения учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Сторожева Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№8 г. Петровска Саратовской области»

Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно оракулу Аполлона, а, будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения.

Цицерон.

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.

Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай. Кроме этого, иногда используется термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами.

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Правительство с помощью этих технологий стремится повысить уровень образования в России и сделать общество более образованным.

Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессионально. Практика применения этой формы обучения дает возможность сделать выводы:

-учащиеся работают более активно, целеустремленно;

-повышается стимул к получению прогнозируемого результата;

-отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

-создаются равные условия для каждого;

-выпускники адаптируются в новых социальных условиях.

Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы же все помним слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».

Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. Скорее всего, этим обусловлен и переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, открытие профильных школ и классов, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования, современной, личностно-ориентированной.

А теперь давайте вспомним возможности учителя русского языка в подготовке к новой форме аттестации: в 10-11 классах в лучшем случае отводится (профильный уровень) – три часа, в худшем случае (базовый уровень) – один час. А 9 классе вообще и говорить не приходится: 2 часа в неделю, где ещё и изучается большой блок «Сложные предложения»! А бывают еще пропуски уроков по болезни, выпускники (дабы использовать любой шанс) участвуют в различных олимпиадах, открытых тестированиях, спортивных соревнованиях, что не всегда проходит во внеурочное и каникулярное время. Мы все понимаем, что за 40-45 минут в неделю просто невозможно подготовить выпускника к ответственному испытанию – аттестации. Вот почему проблема внедрения кейс-технологии в практику общеобразовательного процесса в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

-первая вытекает из общей направленности развития образования;

-вторая вытекает из развития требований к качеству и сущности обучения учащихся.

Наиболее интересной и оптимальной формой применения кейс-технологии при подготовке в государственной аттестации являются, на наш взгляд, дистанционные курсы подготовки к экзаменам. Ведь кейсовая технология – это один из вариантов информационных технологий. Она представляет собой дистанционную образовательную технологию (ДОТ), основанную на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации.

В этом случае для каждого учащегося составляется индивидуальный план, где они получают кейс, содержащий теоретические материалы, ссылки на различные учебники и пособия, с которыми можно ознакомиться в сети Интернет, тематические и контрольные тесты, где ученик может увидеть западающие темы и в любой момент вернуться к ним для повторного изучения или повторения.

Этот кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя, но прежде чем взяться за внедрение его в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс.

2. Чему должны научиться учащиеся.

3. Какие уроки они из этого извлекут.

Итак, во-первых, кейс, в нашем случае, пишется и собирается для учащихся, чтобы они могли готовиться к ЕГЭ или к ГИА не только в классе, но и сами, в домашней спокойной обстановке, ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе. Кроме того, при огромном выборе дополнительной, специальной литературы, не каждая семья имеет возможность приобрести за достаточно высокую плату пособия, необходимые ученику, или пользоваться Интернетом, но консультация и научение должно обязательно проходить под руководством учителя.

Во-вторых, учащиеся должны научиться конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал, проводить необходимое им количество тренингов. Они должны научиться работать с предложенным методическим пособием.

В-третьих, выпускники, методом диагностики, сравнения, сами оценят свои возможности и определят свой будущий образовательный путь.

Мною разработаны и апробированы два ДК: «Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе» и «Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

Результаты работы дали очень даже неплохие результаты: все учащиеся не просто все сдали экзамены, но и средний балл по классам на 10% превышал средний по региону. И это при том, что в данных классах обучались далеко не одарённые дети.

Выявились и ограничения на использование кейс-технологии: она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.. Поскольку все эти принципы сохраняются при подготовке к экзамену, сразу выявились положительные стороны кейс-технологии:

-ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;

-предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;

-даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;

-выпускник может планировать время работы над данной темой;

-к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который он может использовать для повторения и подготовки к аттестации.

-каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат приходит не сразу, а через определенное время.

В промежутках работы обязательно проводятся дебрифинговые уроки, которые позволяют совместно обсудить и проанализировать западающие темы, поделиться проблемами или находками новых материалов по той или иной теме.

Библиография

  1. Вершловский, С.Г. Взрослый как субъект образования / С.Г. Вершловский // Педагогика. – 2003. — № 8.

  2. Вульфсон, Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство ХХI века: прогностическая модель / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. – 1994. — №2.

  3. Наука и школа, 1998. № 3. — С. 37—41 Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа

  4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2006

  5. Шимутина, Е. Кейс-технология в учебном процессе Народное образование. 2009.   № 2. – с.172-179.

  6. http://rfei-club.narod.ru

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *