Календарно-тематическое планирование в 6 классе по курсу "Занимательная математика"

Прикубанский округ г.Краснодара .

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное общеобразовательное учреждение .

гимназия № 18 города Краснодара .

(полное наименование образовательного учреждения)



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Начальник отдела решение педсовета протокол № 1

общего среднего образования от 30.08.2010 года

администрации муниципального Председатель педсовета

образования город Краснодар ________ Т.С.Криштафович

_____________ Т.А.Петрова подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

«___» _________ 2010 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II вида


По курсу «Занимательная математика» .

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) 6 класс . . (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 34 . Уровень общеобразовательный . . (базовый, профильный)

Учитель Татарченко Валентина Петровна .


Программа разработана на основе анализа учебников, задачников для внеклассной работы, сборников олимпиадных задач с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствует программе основного курса математики. Программа содержит темы, которые изучаются синхронно с основным курсом, углубляют и дополняют его. В программу включены традиционные олимпиадные темы, не изучаемые в курсе основной школы. Такие темы как «Принцип Дирихле», «Логика», «Комбинаторика», «Теория делимости».




Пояснительная записка

Задачи школьного курса математики обычно в значительной степени привязаны к его теоретическому материалу. В связи с этим набор находящихся в распоряжении ученика средств и подходов к решению задач изначально очень ограничен. Кроме того, подобранные к заданной теме задачи не отличаются разнообразием. Все это в дальнейшем приводит к потере интереса к математике и формирует неверное представление об этой дисциплине, согласно которому она сводится к решению типовых задач. Занятия на курсе «Занимательная математика» позволяют привить интерес к науке, выявить способных учеников, развить их мышление.

Цели курса: расширить кругозор учащихся, заинтересовать их математикой, дать новые математические знания и научить школьников творчески распоряжаться ими, развивать логическое мышление у учащихся.

Задачи курса:

  • приобщить учащихся к полезным сведениям в области математики, выходящим за рамки школьной программы, необходимым для успешного участия в олимпиадах и конкурсах;

  • создать оптимальные условия для проявления учащимися индивидуальных подходов к решению математических задач;

  • развить самостоятельное мышление.

Данная программа для проведения курса составлена для учащихся 6 классов. Программа разработана на основе анализа учебников, задачников для внеклассной работы, сборников олимпиадных задач с учетом возрастных особенностей учащихся и соответствует программе основного курса математики. Программа содержит темы, которые изучаются синхронно с основным курсом, углубляют и дополняют его. Наряду с этим, в программу включены традиционные олимпиадные темы, не изучаемые в курсе основной школы. Такие темы как «Принцип Дирихле», «Логика», «Комбинаторика», «Теория делимости» изучаются на всех этапах работы 6 класса, в соответствии с уровнем знаний учащихся. Большое внимание в работе с учащимися уделяется решению занимательных и логических задач. Ученикам 6 классов предлагаются более сложные задачи: повышенного и олимпиадного уровней.

Планируемый результат:

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными задачами будет способствовать развитию мышления, совершенствованию памяти, наблюдательности, внимания, повышению их успеваемости на уроках, успешному участию в олимпиадах.

Контроль обучения:

В процессе изучения учащимися материала для определения степени его усвоения, а также стимулирования учебной деятельности проводится контроль обучения. Критерий для определения уровня усвоения знаний для данного курса установлен как личностный (относительно самого ученика) для учащихся. Он осуществляется учителем. Форма контроля для учащихся в виде устного или материального (призы, грамоты) поощрения и рейтинговой системы.

Тематическое содержание курса

  1. Введение 3 часов

    1. Задачи на сообразительность, внимание,

смекалку 1 часа

    1. Задачи со спичками, логические задачи 2 часа

  1. Делимость и остатки 10 часов

    1. Четность. Чередования. 3 часа

    2. Остатки. Признаки делимости 5 часов

    3. НОД и НОК. Алгоритм Евклида 2 часа

  2. Логика 7 часов

    1. Сюжетные логические задачи 2 часа

    2. Принцип Дирихле 2 часа

    3. Комбинаторика 3 часа

  3. Геометрия 7 часов

    1. Геометрические фигуры 4 часа

    2. Геометрия в пространстве 3 часа

  4. Решение задач. Олимпиады 7 часов

    1. Решение олимпиадных задач 4 часа

    2. Математические игры. Стратегия игры 1 час

    3. Викторины, конкурсы, олимпиады 2 часа

Календарно-тематическое планирование занятий

курса «Занимательная математика» для учащихся 6 классов

(1 час в неделю, всего 34 часа)


занятия

Тема занятия

Часы

1

Задачи на сообразительность, смекалку, внимание.

1

2

Логические задачи.

1

3

Задачи со спичками (спички и квадраты).

1

4

Системы счисления.

1

5

Чередования. Четность. Разбиение на пары.

1

6

Решение олимпиадных задач.

1

7

Простые и составные числа. Деление с остатком.

1

8

Теория остатков. Сравнения.

1

9

Задачи на худший случай. Принцип Дирихле.

1

10

Обобщенный принцип Дирихле.

1

11

Математическая викторина.

1

12

Признаки делимости. НОД и НОК чисел.

1

13

Применение НОД и НОК к решению задач. Алгоритм Евклида.

1

14

Стратегия игр.

1

15

Рисование одним росчерком. Графы.

1

16

Геометрическая смесь.

1

17

Многоугольники.

1

18

Построения на плоскости.

1

19

Принцип Дирихле (конечное число прямых, точек).

1

20

Принцип Дирихле (углы и длины).

1

21

Параллельность и параллельный перенос.

1

22-23

Решение геометрических задач.

2

24

Решение задач конкурса «Кенгуру».

1

25

Коллективная олимпиада.

1

26

Развертки многогранников.

1

27

Геометрические сравнения.

1

28

Круги Эйлера.

1

29

Опыты с листом Мёбиуса.

1

30

Последовательности и итерации.

1

31

Целые числа и многочлены.

1

32

Решение олимпиадных задач.

1

34

Математический бой

1


Список литература

  1. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в V-VI классах: Пособие для учителя. – Краснодар: КубГУ, 2003. –129с.

  2. Соколова И. В. Математический кружок в VI классе: учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГУ, 2005. – 152 с.

  3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 208 с.

  4. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.

  5. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: книга для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2005. – 207 с.

  6. Гусев В.А. Математическая разминка: кн. для учащихся 5-7 кл. – М.: Просвещение, 2005. – 94 с.

  7. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 222 с.

  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80 с.

  9. Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В. Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления. – М.:ООО «Издат-Школа», 1998, – 144 с.

  10. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5- 11 класс.– 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, – 176 с.

  11. Фарков А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – М.: «Экзамен», 2006, – 189 с.

  12. Фарков А.В. Готовимся к олимпиадам по математике: учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2006, – 160 с.

  13. Кенгуру – 2004. Задачи, решения, итоги. – СПб., 2004. – 84 с.

  14. . Кенгуру – 2005. Задачи, решения, итоги. – СПб., 2005. – 84 с.


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.