№ п/п
№ п/п
|
Наименование изучаемой темы
|
Основное содержание по теме
|
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
|
|
|
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Тема урока, тип урока
|
Элемент содержания
|
Требования к результатам (предметным и метапредметным)
|
Контрольно-оценочная деятельность
|
|
Учащийся научится
|
Учащийся сможет научиться
|
Вид
|
Форма
|
|
|
Тема 1. НАУКА РИТОРИКА 4 часа
|
|
-
|
1.1.
|
|
|
Проверь себя.
Беседа.
|
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.
|
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
|
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
1.2.
|
|
|
Что мы помним о речевой ситуации.
Беседа с творческим заданием.
|
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д..
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
|
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
1.3.
|
|
|
Твои речевые роли.
Закрепление полученных знаний.
|
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
|
— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
1.4.
|
|
|
С какой целью? Зачем?
Закрепление полученных знаний.
|
Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.
|
— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
|
текущий
|
РУЗ
|
|
|
Тема 2. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ 5 часов
|
|
-
|
2.1
|
|
|
Неподготовленная речь.
Изучение новых знаний.
|
Различать подготовленную и неподготовленную речь.
Анализировать примеры неподготовленной речи.
|
— самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
— определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
— ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
— слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
— учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
2.2
|
|
|
Подготовленная речь.
Беседа с творческим заданием.
|
Различать подготовленную и неподготовленную речь.
Называть приёмы подготовки устного высказывания .
|
— самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
2.3
|
|
|
Приёмы подготовки.
Беседа с творческим заданием.
|
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.
|
— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
2.4
|
|
|
Говорим подробно.
Закрепление полученных знаний.
|
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.
|
— оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
2.5
|
|
|
Говорим кратко.
Закрепление полученных знаний.
|
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.
|
— оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
|
текущий
|
РУЗ
|
|
Тема 3. ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) 1 час
|
|
-
|
3.1
|
|
|
Похвала (комплимент).
Беседа с творческим заданием.
|
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.
|
— выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.
|
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
— учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
|
текущий
|
ПР
|
|
Тема 4. СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 2 часа
|
|
-
|
4.1
|
|
|
Слушаем, вдумываемся.
Изучение новых знаний.
|
Называть задачи слушания.
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.
|
Понятие «слушание». Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана, схемы услышанного.
|
Осознавать приём слушания (запись ключевых слов, составление плана, схемы). Составлять план услышанного и воспроизводить его. Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
4.2
|
|
|
Слушаем по-разному.
Закрепление полученных знаний.
|
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.
Оценивать свои особенности.
|
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
|
— Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.
— Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
|
текущий
|
УО
|
|
Тема 5. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3 часа
|
|
-
|
5.1
|
|
|
Читаем учебные тексты.
Беседа с творческим заданием.
|
Понятия «учебные тексты», «абзацные отступы», «шрифтовые, цветовые и другие выделения». Особенности текста.
|
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.
|
— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
— Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
— при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
— Использовать знаково-символические средства для решения задач.
-определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
5.2
|
|
|
Учимся писать, редактировать.
Закрепление полученных знаний.
|
Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения. Понятия «редактирование», «правка».
|
Объяснять, зачем нужно исправлять текст.
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
5.3
|
|
|
Как исправить текст?
(Правка текста.)
Закрепление полученных знаний.
|
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.
|
Определять нужный способ правки текста. Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменять последовательность, перестановку предложений, частей).
|
текущий
|
РУЗ
|
|
Тема 6. ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
6.1
|
|
|
Что такое вежливость.
Изучение новых знаний.
|
Давать определение вежливости.
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
|
Понятия «вежливость», «вежливая речь». Понятия «вежливо», «невежливо», «грубо». Определять степень вежливости.
|
— Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
— Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
6.2
|
|
|
Добрые дела – добрые слова.
Беседа с творческим заданием.
|
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.
|
Понятия «добрые слова», «добрые дела». Понятие «вежливость».
Вежливые слова. Критически оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. Составлять правила вежливого поведения.
|
текущий
|
УО
|
|
Тема 7. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
7.1
|
|
|
Проверь себя. Тексты разные нужны.
Беседа с творческим заданием.
|
Называть признаки текста, типы текстов.
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.
|
Определять тип текста; соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления.
|
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
7.2
|
|
|
Диалог и монолог.
Закрепление полученных знаний.
|
О диалоге и монологе как разновидности текста, их особенности. Различать диалог и монолог.
|
Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
Тема 8. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
8.1
|
|
|
Пиши правильно!
Изучение новых знаний.
|
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.
|
Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями русского языка.
|
— определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
— ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.
— слушать и понимать речь других;
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
8.2
|
|
|
Произноси правильно!
Закрепление полученных знаний.
|
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.
|
Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями русского языка.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
8.3
|
|
|
Употребляй слова правильно!
Закрепление полученных знаний.
|
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.
|
Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями русского языка.
|
текущий
|
ПР
|
|
Тема 9. ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4часа
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
9.1
|
|
|
Пересказ.
Изучение новых знаний.
|
Понятие «пересказ». Виды пересказа: подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий. Два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа.
|
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.
|
— Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.
— Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
— Контроль результатов деятельности
— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
— Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
— давать оценку невежливому речевому поведению.
-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
— Использовать знаково-символические средства для решения задач.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
9.2
|
|
|
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Изучение новых знаний.
|
Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.
|
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
9.3
|
|
|
Цитата в пересказе.
Закрепление полученных знаний.
|
Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. О роли цитаты в пересказах.
|
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.
Вводить в пересказ эффективные цитаты.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
9.4
|
|
|
Кратко о книге (аннотация).
Закрепление полученных знаний.
|
Создавать выборочный пересказ (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста
|
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.
|
текущий
|
ПР
|
|
Тема 10. ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2 часа
|
|
-
|
10.1
|
|
|
Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
Изучение новых знаний.
|
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
|
Оценивать поздравление с точки зрения речевой задачи и речевой ситуации в целом. Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление.
|
— определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста.
— Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
10.2
|
|
|
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
Закрепление полученных знаний.
|
Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.
|
Оценивать пожелание с точки зрения речевой задачи и речевой ситуации в целом. Составлять устное и письменное пожелание.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
Тема 11. УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2 часа
|
|
-
|
11.1
|
|
|
Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Изучение новых знаний.
|
Понятие «рассуждение». Рассуждать – значит объяснять, доказывать что-то, делать выводы, то есть думать, размышлять.
|
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.
|
— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
— Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
|
текущий
|
УО
|
|
-
|
11.2
|
|
|
Правило и цитата в доказательстве.
Закрепление новых знаний.
|
Структура рассуждения объяснение (доказательство) + вывод.
|
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.
|
текущий
|
УО
|
|
Тема 12. ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3 часа
|
|
-
|
12.1
|
|
|
Сравни и скажи.
Беседа с творческим заданием.
|
Сравнить два предмета – это значить узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются. О сравнительном описании с задачей различения и сходства.
|
Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.
|
— Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.
— Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
— Контроль результатов деятельности
— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
— Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
— давать оценку невежливому речевому поведению.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
12.2
|
|
|
Правила сравнения.
Изучение новых знаний.
|
Называть правила сравнения.
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.
|
Правила сравнения.
Сравнительные тексты могут быть построены по-разному. О сравнительном высказывании и двух способах его построения. О сравнительном описании как завязке в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
|
текущий
|
РУЗ
|
|
-
|
12.3
|
|
|
Как строятся сравнительные тексты.
Закрепление новых знаний.
|
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.
Реализовывать сравнительное описание разными способами.
|
Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный. Удобный способ его построения. Определять сравнительное описание в различных текстах.
|
текущий
|
УО
|
|
Тема 13. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1 час
|
|
-
|
13.1
|
|
|
Риторический праздник.
Урок – праздник.
|
О значении изучения риторики как предмета. О риторических знаниях и умениях.
|
Анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, дел Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный. Удобный способ его построения. Определять сравнительное описание в различных текстах. Делать выводы.
|
— Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
— Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
|
Тематичес-
кий
|
ПР
|
|