Календарно-тематическое планирование по риторике 3 класс на 2013 – 2014 уч. год

Календарно-тематическое планирование по риторике 3 класс

на 2013 – 2014 уч. год

п/п

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока, тип урока

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным)

Контрольно-оценочная деятельность

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

Тема 1. НАУКА РИТОРИКА 4 часа

1.1.

Проверь себя.

Беседа.

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

текущий

УО

1.2.

Что мы помним о речевой ситуации.

Беседа с творческим заданием.

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д..

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

текущий

УО

1.3.

Твои речевые роли.

Закрепление полученных знаний.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

текущий

УО

1.4.

С какой целью? Зачем?

Закрепление полученных знаний.

Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

текущий

РУЗ

Тема 2. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ 5 часов

2.1

Неподготовленная речь.

Изучение новых знаний.

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи.

— самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

— определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

— ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

— слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

— учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

текущий

УО

2.2

Подготовленная речь.

Беседа с творческим заданием.

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Называть приёмы подготовки устного высказывания .

— самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

текущий

УО

2.3

Приёмы подготовки.

Беседа с творческим заданием.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

— отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

текущий

РУЗ

2.4

Говорим подробно.

Закрепление полученных знаний.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

— оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

текущий

РУЗ

2.5

Говорим кратко.

Закрепление полученных знаний.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

— оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

текущий

РУЗ

Тема 3. ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) 1 час

3.1

Похвала (комплимент).

Беседа с творческим заданием.

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.

— выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

— учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

текущий

ПР

Тема 4. СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 2 часа

4.1

Слушаем, вдумываемся.

Изучение новых знаний.

Называть задачи слушания.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Понятие «слушание». Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана, схемы услышанного.

Осознавать приём слушания (запись ключевых слов, составление плана, схемы). Составлять план услышанного и воспроизводить его. Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

текущий

УО

4.2

Слушаем по-разному.

Закрепление полученных знаний.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.

— Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

текущий

УО

Тема 5. УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3 часа

5.1

Читаем учебные тексты.

Беседа с творческим заданием.

Понятия «учебные тексты», «абзацные отступы», «шрифтовые, цветовые и другие выделения». Особенности текста.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

— Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

— при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

— Использовать знаково-символические средства для решения задач.

-определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста.

текущий

УО

5.2

Учимся писать, редактировать.

Закрепление полученных знаний.

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения. Понятия «редактирование», «правка».

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

текущий

УО

5.3

Как исправить текст?

(Правка текста.)

Закрепление полученных знаний.

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Определять нужный способ правки текста. Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменять последовательность, перестановку предложений, частей).

текущий

РУЗ

Тема 6. ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2 часа

6.1

Что такое вежливость.

Изучение новых знаний.

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Понятия «вежливость», «вежливая речь». Понятия «вежливо», «невежливо», «грубо». Определять степень вежливости.

— Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

— Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

текущий

УО

6.2

Добрые дела – добрые слова.

Беседа с творческим заданием.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Понятия «добрые слова», «добрые дела». Понятие «вежливость».

Вежливые слова. Критически оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. Составлять правила вежливого поведения.

текущий

УО

Тема 7. РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2 часа

7.1

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Беседа с творческим заданием.

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Определять тип текста; соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления.

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

— оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

— самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

текущий

РУЗ

7.2

Диалог и монолог.

Закрепление полученных знаний.

О диалоге и монологе как разновидности текста, их особенности. Различать диалог и монолог.

Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

текущий

РУЗ

Тема 8. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3 часа

8.1

Пиши правильно!

Изучение новых знаний.

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями русского языка.

— определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

— ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

— слушать и понимать речь других;

текущий

УО

8.2

Произноси правильно!

Закрепление полученных знаний.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями русского языка.

текущий

УО

8.3

Употребляй слова правильно!

Закрепление полученных знаний.

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями русского языка.

текущий

ПР

Тема 9. ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4часа

9.1

Пересказ.

Изучение новых знаний.

Понятие «пересказ». Виды пересказа: подробный, краткий (сжатый), выборочный, творческий. Два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа.

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста.

Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.

— Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

— Контроль результатов деятельности

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

— Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— давать оценку невежливому речевому поведению.

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

— Использовать знаково-символические средства для решения задач.

текущий

УО

9.2

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

Изучение новых знаний.

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.

текущий

УО

9.3

Цитата в пересказе.

Закрепление полученных знаний.

Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. О роли цитаты в пересказах.

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

текущий

РУЗ

9.4

Кратко о книге (аннотация).

Закрепление полученных знаний.

Создавать выборочный пересказ (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

текущий

ПР

Тема 10. ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2 часа

10.1

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

Изучение новых знаний.

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.

Оценивать поздравление с точки зрения речевой задачи и речевой ситуации в целом. Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление.

— определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста.

— Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

текущий

РУЗ

10.2

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

Закрепление полученных знаний.

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

Оценивать пожелание с точки зрения речевой задачи и речевой ситуации в целом. Составлять устное и письменное пожелание.

текущий

РУЗ

Тема 11. УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2 часа

11.1

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Изучение новых знаний.

Понятие «рассуждение». Рассуждать – значит объяснять, доказывать что-то, делать выводы, то есть думать, размышлять.

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

— Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

текущий

УО

11.2

Правило и цитата в доказательстве.

Закрепление новых знаний.

Структура рассуждения объяснение (доказательство) + вывод.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

текущий

УО

Тема 12. ЧТО ОБЩЕГО ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3 часа

12.1

Сравни и скажи.

Беседа с творческим заданием.

Сравнить два предмета – это значить узнать, чем эти предметы похожи и чем они различаются. О сравнительном описании с задачей различения и сходства.

Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.

Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.

— Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

— Контроль результатов деятельности

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

— Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— давать оценку невежливому речевому поведению.

текущий

РУЗ

12.2

Правила сравнения.

Изучение новых знаний.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

Правила сравнения.

Сравнительные тексты могут быть построены по-разному. О сравнительном высказывании и двух способах его построения. О сравнительном описании как завязке в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

текущий

РУЗ

12.3

Как строятся сравнительные тексты.

Закрепление новых знаний.

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный. Удобный способ его построения. Определять сравнительное описание в различных текстах.

текущий

УО

Тема 13. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1 час

13.1

Риторический праздник.

Урок – праздник.

О значении изучения риторики как предмета. О риторических знаниях и умениях.

Анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, дел Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный. Удобный способ его построения. Определять сравнительное описание в различных текстах. Делать выводы.

— Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

— соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

— Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Тематичес-

кий

ПР

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *