«Как учителю-словеснику помочь учащимся справиться с написанием выпускного сочинения на литературном материале?»

Михайлова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Домодедовская гимназия №5

« Как учителю-словеснику помочь учащимся справиться с написанием выпускного сочинения на литературном материале?»

Добрый день , уважаемые коллеги!

Прежде всего поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю вам крепкого здоровья, удачных уроков и благодарных учеников!

В этом учебном году, как вы уже знаете, нас ожидают некоторые новшества, которые не могут не сказаться на стиле нашей работы, некоторым образом усложнив её. То, чего мы все ждали и боялись — введения выпускного сочинения по литературе в старших классах школы- произошло. И теперь большинство из нас наверное не знает радоваться ли этому событию.

То, что подобный вид работы необходим , у специалистов не вызывает сомнений.

Сочинение на литературную тему даёт выпускнику возможность максимально проявить свою индивидуальность, продемонстрировать творческие способности и интеллект.

Но готовы ли наши дети к сочинению на литературном материале? Не секрет, что ни один вид работы не вызывает столько трепета и переживаний за наших воспитанников, как сочинение-рассуждение по прочитанному произведению. Почему?

За 20 лет мы получили поколение людей, не читающих ничего, кроме новостных лент и криминальных сводок. Не читают родители – не читают их дети. Попытка навязать чтение художественной литературы вызывает протест и агрессию. На уроках литературы ограничиваемся в основном кратким пересказом «предыдущих глав» и разбора «по образам». На большее не хватает ни сил, не времени, ни, честно говоря, желания. Дети не привыкли иметь дело с текстом «один на один», чувствовать его, анализировать, сравнивать. Сочинения дети не пишут, а виртуозно или невиртуозно списывают из интернет-источников , делая вид, что так и должно быть.

Сказать откровенно, с такими «читателями», хороших результатов ждать не приходится.

Вечный русский вопрос: «Что делать?»

Разберем по пунктам:

  1. В случае со старшеклассниками, которым сочинение писать «уже завтра», поможет только «экспресс-метод», который каждый учитель выберет для них сам.

  2. В случае со средним звеном (5-9 классы) ещё можно успеть подготовить базу для успешных сочинений:

  • Как можно чаще практиковать пересказ как основной вид работы на уроке литературного чтения , включая 8,9 классы ( тем самым развиваем память, речь, образное мышление, учим «видеть» текст);

  • Полностью отказаться от написания домашних сочинений на литературном материале, заменив их классными. Подготовку, написание черновиков и их правку проводить в классе, охватывая как можно большее количество обучающихся.

  • Ввести в постоянную практику «читательские дневники» (вплоть до сдачи экзамена), записывая в него все необходимое, как то: имена персонажей, место и время действия, 1-2 цитаты и т.д.;

  • Внести корректировки в рабочие программы по литературе, отдавая предпочтение не количеству прочитанного, а качеству. Например, изучить подробно не 3 басни Крылова в 5 классе, а одну, но «по крупицам и атомам», давая возможность прочувствовать текст;

  • Периодически возвращаться к изученному материалу , организуя всякого рода конкурсы, игры, викторины (это полезно для общего развития, для закрепления уже пройденного);

  • Давать учащимся возможность самим ощутить себя поэтами и писателями, создавая условия для развития писательских талантов детей (сочинить стихотворение, эпиграмму, рассказ, написать эссе);

  • Периодически устраивать «дни самоуправления» ( дети сами ведут урок , корректируют и оценивают работу одноклассников);

Возможно, все эти «меры» кому-то из вас покажутся нелепыми и странными, а, может быть , и попахивающими стариной. Я отвечу словами Конфуция: «Кто постигая новое, лелеет старое, тот может быть учителем».

Спасибо за внимание!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *