ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПРИРОДООХРАННЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Из опыта работы школьных экспедиций по формированию экологических знаний, природоохранных умений учащихся

Н-Б.М. Дабаев,
учителя биологии
МБОУ «Дульдургинская» СОШ

Любовь к природе – чувство не абстрактное. Она складывается из тысячи конкретных связей, обстоятельств, причин. Она имеет свою историю в каждом сердце, подвержена развитию, критике, переоценкам. И если она сознательна, то трудно оспорить значение этого компонента: знать. Изучать природу своего края, чувствовать себя ее частицей – это не лозунги, это одна из составляющих образовательной модели нашей школы – школы с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля.

В нашей школе не четыре учебных четверти, а пять. Пятую четверть можно назвать как угодно: «полевой экологический практикум», «полевая лаборатория», «полевые исследования». Педагоги и ребята надевают рюкзаки, вооружаются необходимым снаряжением и оборудованием и превращаются в настоящих натуралистов-исследователей. К этому превращению мы готовимся основательно в течение всего учебного года: пишем программы предстоящих экспедиций, осваиваем методики сбора и хранения информации о природе, овладеваем спецификой научных исследований по биологии, экологии, географии.

Работа по формированию у школьников компетентностей в сфере научно-исследовательской деятельности охватывает все ступени образования.

Самостоятельно организовывать и осуществлять свои первые шаги по изучению природных объектов наши дети учатся еще в начальной школе. В течение учебного года работают кружок «Юный эколог» и клуб «Авангард».

В среднем и старшем звеньях система экологического образования учащихся представлена следующими структурными компонентами:

  1. Спецкурсы «Основы экспедиционно-исследовательской работы», «Основы экологии»;

  2. Научно-исследовательские экспедиции в особо охраняемые природные территории мирового, федерального, регионального и местного значения:

    • Национальный природный - культовый парк «Алханай» (Агинского Бурятского округ);

    • Ландшафтный памятник природы «Саханай»;

    • Охраняемые ландшафты: Пещера «Хээтэй»

    • Озеро Байкал.

    • Озеро Ножей


  1. Школьные природоохранные отряды;

  2. Детское объединения «Юный Турист», «Юный эколог»:

    • Спелео походы (пещера Хээтэй);

    • Пешие походы (Вершина горы Алханай, Храм ворота, Каменный забор, Девять желобов, Зурхэн шулун – ландшафтный памятник природы);

Одним из основных аспектов формирования системы экологических знаний и природоохранных умений у школьников является изучение биоценозов Забайкалья и России в условиях экспедиции.

Экспедиция, как эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у школьников чувства ответственности за природу родного края, как среда формирования качеств личности, приводящих к успеху в любой сфере деятельности, позволяет:

    • осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту биологического вида, то есть развивать у учащихся биоэкологическое мышление;

    • развивать новую экологическую этику, согласно которой человек выступает как часть природного целого и должен при любых обстоятельствах соизмерять свою деятельность с законами и ограничениями целого;

    • составить представление о специфике работы натуралиста-исследователя, способствовать профессиональному самоопределению школьников в следующих сферах: экология, биология, география, экологический туризм, охрана окружающей среды, рекламно-издательская деятельность;

    • вырабатывать у школьников внимательность, терпение, наблюдательность, выносливость, трудолюбие, умение удивляться, радоваться и фантазировать;

    • активизировать гуманитарные способности школьников (в музыке, литературном творчестве, фотографировании природных объектов);

    • реализовать принципы самоуправления и самообслуживания;

    • развивать чувство взаимопомощи и коллективизма, навыки корпоративной и личностной культуры, цивилизованную манеру общения, толерантность к чужому мнению;

    • решить проблемы гиподинамии у городских школьников, укрепить их здоровье и физическую закалку; пропагандировать туризм как вид спорта.

Таким образом, для обеспечения гетерогенности экологической деятельности в экспедиции, для включения личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы, выделяются следующие направления: научно-исследовательское, эколого-просветительское, эколого-краеведческое, оздоровительно-рекреационное, эстетическое, этическое и др.

Наконец, в экспедиции, в условиях жизни относительно изолированного коллектива на заповедной территории или в непосредственной близости от нее, практически все виды деятельности школьников (учеба, игра, труд и общение) получают экологическую направленность.

Партнерами школы в организации и осуществлении экспедиций выступают: Национальный парк «Алханай», Забайкальский государственный педагогический университет. А также Софья Михайловна Синица, Николай Александрович Формозов (ведущий научный сотрудник к.б.н. кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ) Бурятским Государственным Университетом Д-р биол. наук, профессором Ц.З.Доржиевым.


Основные направления полевых исследований:

  • ботанические: инвентаризация растительных сообществ, изучение биоразнообразия флоры, сбор и гербаризация типичных растений, картирование;

  • гидрологические исследования водных объектов изучаемых территорий;

  • зоологические: изучение биоразнообразия наземной и водной фауны, сбор коллекций, маршрутные учеты животных и следов их жизнедеятельности;

  • изучение антропогенной нагрузки в районе исследования: учет групп, встреченных на маршруте, с указанием даты и места встречи и, по возможности, числа и состава участников;

  • геоботанические исследования;

  • фото- и видеосъемка.


Постэкспедиционный период включает совместную работу учителей и учащихся школы с преподавателями ведущих вузов города по камеральной обработке собранных материалов и созданию интеллектуальной продукции:

  • фотоатласы-определители растений, животных;

  • видеофильмы и фотоотчеты;

  • учебные и научно-исследовательские работы;

  • выступления в средствах массовой информации (районная газета «Ленинец»,

школьная газета «Меридиан»; Агинское радио и телевидение);

Презентация данной продукции осуществляется на семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня, где учащиеся нашей школы становятся лауреатами и дипломантами:

  • Школьные, районные, окружные и Всероссийские научно-практические конференции;

  • «Старт в науку», Дульдурга, 2003-2009 г

  • «Открытия» Ярославль 2004 г

  • «Шаг в будущее»2005,2007,2009г,2012,2013. п Агинское, гЧита, г. Москва

  • «Юность, Наука, Культура»2005,2007 г. Москва


    • Предметные олимпиады по биологии, экологии, географии, лесоведению

    • Конкурсы и фестивали:

  • «Юность науки», г. Обнинск;

  • VII Евразийский фестиваль. «Шаг в будущее. Байкал-2006»

  • Международный научный форум в Лондоне 2006

  • Тьюторская школа «Сохраним и сбережем Алханай» с Алханай 2008, 2009, 2013 г.


Таким образом, школьная экспедиция – это модель реальной деятельности, которая формирует у детей устойчивый интерес к изучению природы родного края, позволяет им заниматься исследованиями в течение всего учебного года.

Возможность непосредственного общения с природой, а особенно – с прекрасным и очень ранимым миром заповедных территорий, пробуждает в душах детей интерес к миру живого, интерес приводит к знанию, на основе которого рождается понимание, сочувствие, ощущение ответственности и, в конечном счете, любовь.

Добавить комментарий