Исследовательская работа в 5 классе на тему: «Экология и здоровье учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Сеитовская общеобразовательная школа»













Исследовательская работа на тему:

«Экология и здоровье учащихся

МБОУ «Сеитовская ООШ»










Авторы: Козырева Диана, 5 класс,

Головенкова Дана, 5.


Руководитель: Имзалиева Гульниса Саифединовна,

учитель биологии.


Консультант: Уталиева Нажия Хамзяевна.








2014 г.

Оглавление.

стр.

  1. Введение. 3

  2. Методика исследования экологии и здоровья учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ». 4

  3. Мониторинг экологического состояния внутри школы в период с 2012 по 2014 гг. 5

  4. Меры профилактики заболеваний. 5

  5. Структура комплекса оздоровительных мероприятий. 6

  6. Общие выводы наших исследований. 8

  7. Заключение. 9

  8. Литература. 10

  9. Приложение 1. 11

  10. Приложение 2. 12

  11. Приложение 3. 13

  12. Приложение 4. 14

  13. Приложение 5. 17



Рассчитываешь на год –

сажай рис.

Рассчитываешь на десять лет –

сажай деревья.

Рассчитываешь на сто лет –

просвещай людей.

Гуан Цзы.



Введение.

В настоящее время здоровье человека остается особой ценностью. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека.

Организм человека нормально функционирует лишь во взаимодействии с окружающей средой.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любом социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так оно определяет будущее страны.

Проблема здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость среди учащихся нашей школы. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной нервной системы.

Целью нашего исследования стало изучение экологии и здоровья наших учащихся.

Основные задачи:

  • выявление причин распространенных заболеваний;

  • выделить химические элементы, которые представляют наибольшую угрозу для учащихся и вызывают основные и самые распространенные заболевания;

  • провести анализы практических исследований по методикам «экологического паспорта» и медицинских данных;

  • предложить меры и свои способы решения проблемы по улучшению состояния здоровья у учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ».

Проблематика: Так как наша школа находится в пятикилометровой санитарно- защитной зоне от химического гиганта АГПЗ в селе Сеитовка, нам необходимо было выявить основные причины, влияющие на здоровье учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ». После того, как мы выяснили причины угрозы жизни детей, нам необходимо было составить структуру комплекса оздоровительных мероприятий.

Исследовательскую работу мы проводили в с. Сеитовка в здании школы МБОУ «Сеитовская ООШ» на протяжении 2012-2014 учебных годов.

Работа выполнена на 17 листах.

Методика исследования экологии и здоровья учащихся

МБОУ «Сеитовская ООШ».

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, которыми мы живем.

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают наиболее разрушающее воздействие на здоровье детей?

В системе обучения преобладают инструктивно программирующие методики, формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на детский организм в режиме постоянного сидения, «близорукого» и узко - форматного зрения.

Один из главных факторов, разрушающих здоровье детей - это их поза во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряженно-неестественном положении, старчески согнувшись, с низко склоненной к тетради головой, «вцепившись» в шариковую ручку, которой они пытаются выводить каракули.

Второй фактор - это продолжительное воздействие на детей сенсорно объединенной природными стимулами учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными, искусственно созданными элементами и лишающих

детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей.

Третий фактор - вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, предполагающее некритическое восприятие готовой информации - приводит к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программирующее устройство, а учитель - передающее программирующее. Дети не могут быть внутренне свободными, т.е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения.

Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, поэлементное овладение учебными знаниями, умениями и навыками, а значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей.

Методы исследования:

1. Изучение статистических данных о заболеваниях детей за два года в нашей школе.

По результатам медицинских осмотров МБОУ «Сеитовская ООШ» выявлено, что с каждым годом растет % заболеваемости детей, который ярко отражен в диаграмме № 1 (Приложение 1)

Таким образом, в Аксарайской школе явно преобладают следующие заболевания:

На 1 месте - стоматологические заболевания (кариес);

На 2 месте - болезни органов дыхания;

На 3 месте - болезни желудочно-кишечного тракта;

На 4 месте - почечные заболевания.



2. Анкетирование среди учащихся 2 - 9 классов. Использование в обработке анкет справочного материала профессора М.И.Звенецкого.

Чтобы найти основные причины этих заболеваний, в нашей школе было проведено анкетирование среди учащихся 2-9 классов (78 человек). По результатам анкетирования было выявлено, что при больших выбросах сернистого ангидрида (SО2) дети часто плохо себя чувствуют, появляется головная боль, сухость во рту, головокружение, тошнота, носовое кровотечение, обморочное состояние, вялость, боли в области живота. По симптомам этих жалоб медики выявили по данным справочных материалов М.И. Звенецкого, что на первое место по болезням дыхательных путей выходят следующие причины:

1) загрязнение атмосферного воздуха химическими
веществами, пылью, а также SО2 и CO;

  1. состав питьевой воды, ее жесткость;

  2. загрязнение воздуха.



Также мы приводим таблицы:

  1. Причины наиболее часто встречаемых болезней у учащихся
    МБОУ «Сеитовская ООШ» (Приложение 2.)

  2. Максимально-разовые ПДК загрязнителей атмосферы АГПК
    в селе Сеитовка (Приложение 3.)



Такая «картина» результатов заставляет задуматься о том, что может сделать школа, чтобы снизить % заболеваемости или какие профилактические меры применять для преодоления этой проблемы.



3. Проведение исследований по методике экологического паспорта.



Мониторинг экологического состояния внутри школы

в период с 2012о 2014гг.

Наша школа стала школой болезней. Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих нагрузок.

Помимо статистических анализов, данными врачами поликлиники, мы сами использовали свои анализы практических исследований по методикам «экологического паспорта».

Приводим следующие результаты (Приложение 4.):

  1. Комфортность классов;

  2. Освещение кабинетов;

  3. Цветочная гамма кабинетов;

  4. Качество озеленения кабинетов;

  5. Санитарный режим кабинетов.



Вывод: В результате наших исследований мы выявили следующее: экологическое состояние школьного помещения соответствует санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.



Меры профилактики заболеваний.

Учитывая все вышеизложенные причины и факторы, влияющие на состояние здоровья детей: - все это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на урок, так и во внеурочное время.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

  1. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддерживания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

  2. Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

  3. Непосредственно оздоровительный аспект, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для успешного осуществление учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Конечно, приведенное деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышения уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает, в конечном счете, здоровье и информированность. Тем не менее, для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект согласно приведенной классификации.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделятся те, которые способны обеспечить профилактику заболеваний. С учетом всего отмеченного в нашей школе типовые мероприятия выглядят следующим образом. Непосредственно оздоровительный аспект:

  • ведение спортивных секций, оздоровительной гимнастики;

  • проведение недель здоровья;

  • введение (в этом году) игровых программ по ОБЖ (отдельно
    от учебных занятий);

  • проведение больших перемен;

  • увеличение мероприятий спортивного характера.

Таким образом, можно представить структуру комплекса мероприятий, применяемых в целях оздоровления, и его характеристику (Приложение 5).



Чтобы оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы, Советом Самоуправления школы мы ввели подвижные большие перемены, т.е. проведение подвижных игр на большой перемене. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения не сложные. Мы стараемся использовать такие игры, правила которых разрешают детям произвольно, не нарушая условий, вступать в игру и выходить из нее.

В помощь учителям для проведения больших перемен организованы вожатые, которые обучены всем играм и проводят их соответственно возрасту. Игры чередуются по дням и неделям.

В целях профилактики заболеваний в нашей школе уже не первый год проводятся недели здоровья, которые включают в себя:

  1. Спортивные соревнования по параллелям;

  2. Праздник Здоровья (5-9 классы);

  3. Походы (5-9 классы);

  4. Классные часы или коллективно-творческие дела (КТД) «В здоровом теле - здоровый дух».
    На некоторых спортивных соревнованиях присутствуют родители, которые помогают детям выполнять задания разного рода. Родители не стоят на месте, а двигаются вместе с детьми, тем самым, поднимая спортивный дух и у детей, и у себя.

Движение, вообще, стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

Здоровье должно быть и у детей, и у взрослых. Поэтому на классных часах или при КТД учащихся учат воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам. Задачей таких мероприятий является формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культур. При КТД диапазон задач увеличивается: кроме вышеизложенных, формирование у детей основ здорового образа жизни, умения применять полученные знания на практике. КТД сопровождается сбором рисунков «Страна Здоровья», практическими умениями, как сохранить здоровье.

Кроме того, в школе работает целый ряд спортивных кружков и секций, направленных на оздоровление учащихся (ритмика, оздоровительная гимнастика, баскетбол, волейбол и т.д.)

Круглый год школа не бездействует. При школе в каникулярные периоды создаются оздоровительные лагеря для детей 1-8 классов. Дети получают витаминизированную пищу, соблюдают режим дня, развлекаются, закаляются.

Помимо вышесказанного, в целях их профилактики и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний в школе ввели совместно с родителями разовое питание больных учащихся. Составлено примерное меню для больных, состоящих на учете с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Примерное меню:

  1. Молоко - 200 гр.

  2. Кусок хлеба.





  1. Бутерброд с маслом и сыром.

  2. Чай.





  1. Каша рисовая на молоке с маслом и сахаром.

  2. Чай.





  1. Кефир.

  2. Печенье.





  1. Какао на молоке.

  2. Вафли.

Таким образом, комплекс, направленный на решение проблемы профилактики простудных и других заболеваний, формирование здорового образа жизни, создания условий для сохранения здоровья наиболее актуален в системе оздоровления детей в нашей школе.

















Общие выводы наших исследований.



Мы можем сделать общий вывод наших исследований. Представляем целую систему мер по оздоровлению учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ».



В ходе учебного процесса.

Во внеклассной и внеурочной работе.

Оздоровительная гимнастика на уроках физкультуры.

Спортивные секции.

Подвижные большие перемены.

Оздоровительная гимнастика

Создание валеологического уголка.

Проведение недель здоровья.

Ароматотерапия в классах.

Мероприятия по школьному плану по формированию основ здорового образа жизни.

Проведение опытов, оказывающих благотворное влияние на здоровье.

Организация летнего оздоровительного лагеря.

Уроки ритмики, ОБЖ.




Но на этом работа над проблемой создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников не заканчивается. Существуют программы «Здоровья», которые применимы в условиях нашей школы. Выходит достаточно много литературы по оздоровлению и здоровью детей, разработаны методы, с помощью которых можно достичь положительных результатов в этом направлении. Предлагаемая выше система мер по укреплению здоровья действует уже сейчас в МБОУ «Сеитовская ООШ». Ведь здоровый образ жизни, основы, закладываются в первую очередь в семье. И на работу с родителями стоит в этом направлении уделить особое внимание. Руководствуясь данными советами, можно спланировать на должном уровне организацию по оздоровлению детей и формированию у них основ здорового образа жизни. И будем здоровы!!!



Рекомендации:

В результате наших исследований, мы порекомендовали соблюдать санитарно-гигиенические нормы современной школы: изменить цветовую гамму кабинетов, увеличить озеленение, соблюдать температурный режим, проветривание кабинетов, уменьшения шумовой нагрузки, соблюдать здоровье – сберегающие технологии на уроках и на переменах. А также, организовать питание детям с ослабленным здоровьем со специальной диетой, открыть мини – фитобар для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, обязательное посещение спецгрупп по физкультуре. Продолжить ежегодный медицинский осмотр учащихся «Экологической медициной».













Заключение.



Экологический мониторинг, который следит за экологией и здоровьем учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ» будет продолжен. Чтобы снизить заболеваемость среди учащихся, мы предложили администрации школы конкретные меры по снижению уровня загрязнения воздуха школы и предложили ряд приемов и методов, совместно со специалистами по предупреждению выявленных основных заболеваний.

Самым главным в нашей исследовательской работе - это то, что надо постоянно проявлять заботу об окружающей среде и о своем здоровье. Здоровье в наших руках!











































































Литература:



  1. Болотина Л.Р., Латынина Д.И. «Методика внеклассной
    работы в начальных классах», «Просвещение», 1978 г.

  2. Горячев В.Н. «Здоровье - категория педагогическая», //
    «Народное образование» №9,1999 г.

  3. Елизарова Л.Н., Чирихин С.Н. «Оздоровительная работа в
    начальной школе», // «Начальная школа» № 9, 2000 г.

  4. Зерниченко Л.Е., Хватова «Урок здоровья», 1998 г.

  5. Мутик М.А. «Почему нельзя», 2001 г.

  6. Недоступов Ю.К. «Охрана труда в образовательных учреждениях», часть 5, 2002 г.

  7. Симонова С.А. «Без здоровых детей у страны нет
    будущего», // «Народное образование» №6, 1999 г.



































































Приложение 1.

Диаграмма: «Результаты исследований заболеваемости детей

МБОУ «Сеитовская ООШ в %»




1 - ортопедическая и хирургическая патология

2 - нарушение осанки

3 - глазная патология

4 - стоматологическая патология

5 - эндокринная патология

6 - неврологическая патология

7 - желудочно-кишечная патология

8 - почечная патология

9 - патология ССС

10 - патология дыхательной системы











Приложение 2.

Таблица №1: «Причины наиболее часто встречаемых болезней

у учащихся МБОУ «Сеитовская ООШ».



Болезни

Причины.

1. Болезни органов дыхания.

  1. Загрязнение атмосферы воздуха химическими веществами и пылью, особенно CO2 и SO2

  2. Погодные условия: быстрота смены погоды, влажность, ветер.

  3. Социальные условия: жилищный, материальный уровень.

  4. Загрязнение воздушной среды выхлопными Газами автомобилей.

2. Болезни системы кровообращения (сердечнососудистые)

  1. Загрязнение воздуха химическими веществами.

  2. Шум.

  3. Электромагнитные поля.

  4. Состав питьевой воды (хлориды, нитраты, жесткость)

  5. Загрязнение продуктов питания пестицидами.

  6. Климат: быстрота смены погоды, число дней с осадками, перепады атмосферного давления и др.

3. Болезни эндокринной системы.

  1. Шум.

  2. Загрязнение атмосферного воздуха, особенно CO2

  3. Уровень инсоляции.

  4. Электромагнитные поля.

  5. Жесткость питьевой воды.


4. Болезни пищеварительной системы.

  1. Загрязнение продуктов питания и воды ядохимикатами.

  2. Социальные условия: материальный уровень, жилищные условия.

  3. Загрязнение атмосферного воздуха, особенно SО2

  4. Состав пищевой воды, ее жесткость и вредные примеси.

5. Болезнь нервной системы.

  1. Дидактогенный невроз.

  2. Психические неврозы.

  3. Дискомфорт в семье.

4) Низкий уровень жилищно-бытовых условий.

5) Лого невроз.











Приложение 3.

Таблица №2: «Максимально - разовое ПДК загрязнителей атмосферы

АГПК в селе Сеитовка».



Загрязнители

Максимально - разовое ПДК загрязнителей воздуха, мг/м3

1

Сернистый газ

0,5

2

Аммиак

0,2

3

Двуокись азота

0,085

4

Хлор

0,1

5

Сероводород

0,008

6

Метанол

1,0

7

Бензол

1,5

8

Циклогексан

1,4

9

Окись углерода

3,0

10

Пары H 2 SO 4

0,3

11

Двуокись серы 2

0,03























































Приложение 4.

Комфортность кабинетов.



п/п

кабинета

Количество баллов

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

1

3

4

5

2

4

4

5

3

5

5

5

4

6

4

5

5

7

5

5

6

8

4

5

7

9

4

5

8

каб. информатики

4

5

9

библиотека

4

5

10

2

4

5





Цветовая гамма кабинетов.



каб.

Цвет доски

Цвет парт

Цветовая гамма

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

3

Зеленый

Зеленый

Под дерево

Под дерево

Голубой

Светло-голубой

4

Коричневый

Зеленый

Светло-голубой

Под дерево

Розовый

Розовый

5

Зеленый

Зеленый

Под дерево

Под дерево

Светло-голубой

Светло-голубой

6

Зеленый

Зеленый

Светло-голубой

Под дерево

Древесного цвета

Светло-голубой

7

Коричневый

Зеленый

Светло-голубой

Под дерево

Светло-голубой

Светло-голубой

8

Коричневый

Зеленый

Светло-голубой

Под дерево

Молочного цвета

Светло-голубой

9

Коричневый

Зеленый

Под дерево

Под дерево

Светло-голубой

Светло-голубой

каб. информатики

Коричневый

Зеленый

Под дерево

Под дерево

Молочного цвета

Молочного цвета

библиотека

Коричневый

Зеленый

Светло-голубой

Под дерево

Голубой

Голубой, белый

2

Коричневый

Зеленый

Под дерево

Под дерево

Светло-голубой

Светло-голубой



Качество озеленения кабинетов.



кабинета

Количество живых цветов (растений)

Количество искусственных цветов.

Состояние ухода и расположение растений в

баллах

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

2012-2013 уч.г.

2013-2014 уч.г.

3

26

32

0

0

4

5

4

26

29

0

0

4

5

5

15

23

0

0

4

5

6

13

16

0

0

4

4

7

12

21

0

0

5

5

8

15

18

4

4

4

4

9

8

14

2

3

3

4

каб. информатики

0

10

0

2

0

4

библиотека

5

16

0

2

3

4

2

0

5

3

4

2

3





Освещение кабинетов.



кабинета

КИО

СК

3

4,2

0,1

4

6,4

0,1

5

8,6

0,1

6

6,4

0,1

7

8,6

0,1

8

8,6

0,1

9

6,2

0,1

каб. информатики

6,4

0,1

библиотека

8,6

0,1

2

19,3

0,05











Санитарно-гигиеническое состояние кабинетов

с 1.09. по 01.04.14г.



кабинета

1 смена

3

4

4

5

5

5

6

5

7

4

8

5

9

4

каб. информатики

5

библиотека

5

2

4































































Приложение 5.



Схема «Структура комплекса оздоровительных мероприятий».



Оздоровительные мероприятия, применяемые



в ходе внеклассной и внеурочной работы





в ходе учебного процесса



Вне уроков физкультуры:

подвижные большие перемены

В кружках и секциях:

  1. оздоровительная гимнастика;

  2. проведение недель здоровья

  3. занятия в спортивных секциях

Внешкольные мероприятия:

  1. праздник здоровья;

  2. экстремальные ситуации (игровая программа по ОБЖ);

  3. спортивные праздники с привлечением родителей.

Работа в специальных группах

Физкультминутка в начале 3-го урока

Утренняя гимнастика

Массовое оздоровление в каникулярное время года:

1. Работа оздоровительного лагеря в школе в зимний и летний период

2. Санаторно-курортные лагеря Астраханской области «Астраханские зори», «Лагерь им. А.С. Пушкина», «Чудотворы»

3. Санаторно-курортные лагеря на побережье Черного моря «ЮГ», «Анапа».



17


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.