Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ

Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ.

Сыропятова С.В.

учитель начальных классов

МАОУ АГО АСОШ №1

Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания. Таким предметом стал курс ОРКСЭ, целью которого является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании  и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс интегрирует знания из разных областей: истории Отечества, филологии, географии, МХК и др. Он проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент культуры, воспитывающий, формирующий духовность.

Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики» веду пять лет. Подготовка к урокам занимает большое количество времени, так как это достаточно сложный предмет, незнакомый материал нужно адаптировать с учётом возрастных особенностей ребят, их уровня развития.
Для развития познавательной активности обучающихся на уроках я применяю игровые технологии, позволяющие развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает позитивный взгляд на жизнь, жизненные трудности, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, доброжелательности, любви. Например, использование игры «Поле чудес» при закреплении темы «Православный календарь. Праздники». Отгадывая название праздников православной культуры, ребята должны были вспомнить обряды и обычаи христиан. В качестве поощрений ребята получили брошюры-путеводители «Православный Екатеринбург». 

Игра «Ты – мне, я – тебе». Часть ребят готовили только формулировки по пройденным темам, а часть должна была дать определение. Например, ежедневная молитва мусульман (НАМАЗ), соблюдение субботы, главной традиции иудеев (ШАББАТ), день памяти у христиан о воскресении Иисуса Христа (ВОСКРЕСЕНИЕ) и т.д. 
Часто на разных этапах уроков использую загадки, кроссворды, филворды, игру «Народная мудрость». Например, составь пословицу, докажи конкретными примерами, что в ней отражено прошлое нашей страны:

Не, горы, подвига, заслонят, никакие.

Или какие правила можно составить из этих слов?

Вражда

Жадность

Мир

Зло

Мешать

Честность

Скука

Обижать

Вежливость

Печаль

Жить в одиночку

Трудолюбие

Ссора

Дружба

Щедрость

Ложь

Добро

Помогать

Грубость

Веселье

Защищать

Лень

Радость

Вместе

Приведу пример анаграммы при изучении темы «Паломничества и святыни» модуль ОМРК. Дайте толкование данным словам. Укажите, к какой религии они относятся. Составьте слово по начальным буквам заданных слов (название города трёх религий):
ИКОНОПИСЬ, ЕВХАРИСТИЯ, РЕЛИГИЯ, УВАЖЕНИЕ, САГААЛГАН, АЯТ, ЛАМА, ИМАМ, МОЛИТВА (Иерусалим).

Кроме этого на уроках применяю игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях. Например, «В кельи у старца», «Паломники».

Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т.д.), поэтому я активно применяю информационно-коммуникационные технологии : презентации, работа с интерактивной доской, с электронными пособиями.

ИКТ технологии использую на различных этапах урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую , предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. Демонстрации видеороликов позволяют учащимся совершить виртуальную экскурсию.

С помощью интерактивных тестов можно актуализировать знания, необходимые учащимся для изучения нового материала, а также организовать экспресс-диагностику усвоения пройденного материала. Часто использую тесты, обработанные в программе PROClass, что позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учащимся, находящимся в аудитории.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения провожу с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3—4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентирована и составляет не более 10—15 минут. В течение урока провожу физкультурные минутки и зарядку для глаз.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.

Особо хочется отметить и внеурочную работу в рамках курса ОРКСЭ. На протяжении нескольких лет поддерживаю тесное сотрудничество с Артинским краеведческим музеем в рамках образовательной программы «Мир как дом».При проведении данных мероприятий дети включаются в определенные нравственные отношения, активную коллективную деятельность, приобретая практический опыт. Благотворительные акции «Капелька добра», встречи с ветеранами войны и труда воспитывают патриотические чувства. Родители являются активными участниками и помощниками во внеурочной деятельности, что способствует формированию навыков сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей. Развитию детей во многом способствует и посещение Детской школы искусств, Воскресной школы, Дома культуры.

Мне интересно преподавать курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики». На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, что важно для каждого человека на земле, видят своё место в этом мире. Знания, полученные в процессе изучения курса, становятся частью личного жизненного опыта ребёнка, становятся личностно значимыми, а это и есть одна из основных задач формирования его духовно- нравственной сферы.

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение,2010

  1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

  2. Белова И.С. Школа педагогического мастерства. Волгоград: Учитель, 2009

  3. Йоффе А.Н., Мишина Е.А. Основы мировых религиозных культур. Учебное пособие. М.: АПКиППРО, 2010

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *