ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК 3 класс «Рассказ Б. Житкова «Пожар»»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ОБЖ, МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ) Кудрявцева И.Е. 3 класс (апрель-май)

ОСНОВНАЯ ТЕМА: Рассказ Б. Житкова «Пожар»

ЦЕЛЬ: Повторить правила по предотвращению пожара, правила безопасности при пожаре. Повторить пройденные орфограммы в различных частях слов. Решение задач с помощью уравнения, устные вычисления.
Анализ рассказа Б. Житкова «Пожар», повторить виды текстов.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент — проверить наличие необходимого на партах — тетради по русскому языку, по математике, тексты рассказа, черновики, учебник Р. яз. ч. 2 со словарями. Включен компьютер, приготовлен экран, нам это понадобится сегодня.

2. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня нам предстоит большая и разнообразная работа. Вам понадобятся знания по всем предметам на одном уроке, от вас требуется порядок, внимание, быстрота и активность. А повторять мы будем по разным предметам многое, чему учились в течение года. И задачи, и устные вычисления, и знание изученных орфограмм, и разборов, и виды текстов. Познакомимся с еще одним рассказом Житкова. Подумайте об общих целях такого трудного урока, скажите их друг другу.

3. Человек учится всю жизнь, приобретает опыт поведения в разных ситуациях, каждый раз по-новому, потому что часто ситуации неожиданны, и не все они зависят от нас. Вот, например, как в этом маленьком тексте. Записываем с комментированием. Начинаем думать с чего? (с ударения)

Летним утром светило жаркое солнце. Вдруг из набежавших тучек полил дождь. По дороге в парк у площади разлились маленькие лужицы.

(пишем с пропуском орфограмм, комментируем затем каждую орфограмму -назвать её, проверить)

— Это текст какой? (научный или художественный?) (повествование или описание?) (Читаю еще два маленьких текста — один научный, один научно-популярный — детям доказать свой ответ)

— Найдите определение, выраженное прилагательным ср. рода ед. ч. И . п. (жаркое)

-Запишите его в начальной форме, разберите его по составу

—Найдите сказуемое, которое относится к подлежащему, выраженному существительным мужского рода, выпишите его в нач. форме. Покажите, как оно образовано (полил-полить-лить) Возьмите из него приставку, а из слова ЖАРКИЙ корень, какое слово получим? ПОЖАР.

Так называется рассказ Б. Житкова. С каким рассказом этого автора мы уже знакомились ? («Дым»)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (вспоминаем, как во время задымленности надо задерживать дыхание).

Сегодня поговорим о причинах пожаров.

  1. Каждый год в России гибнут в пожарах люди. Подсчитано даже примерное количество пожаров и жертв от них. Откройте тетрадь по математике. Запишите выражение (один ученик у доски):

Найти частное суммы 15000 и 9000 и разности 900 и 898 , вычислите.

12000 — столько людей по статистике ежегодно гибнут в пожарах.

Покажите, как перемещаться во время задымленности (на четвереньках) Жестами покажите, что проверять, уходя из дома — свет, вода, электроприборы (показать на экране правила и рисунки эвакуации)

  1. Как предотвратить пожар? Какие могут быть причины. Какие природные сообщества могут гореть? (Леса, болота) От чего могут гореть леса? (открыть картинки на экране –горят леса, болота)

А вот об одной из причин домашних пожаров мы прочтем в рассказе Житкова.

ПОЖАР (значение выделенных слов смотрим в Толковом словаре)

Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.

Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. «Теперь небось выстрелит!»

Огонь разгорелся, загудел в плите — и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.

Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.

Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.

Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме. А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно. А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.

Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

Почему произошел пожар?

— Петя стал поджигать самодельную игрушку, да еще полил ее бензином и керосином. Керосин и бензин — горючие вещества, на бензоколонках нельзя курить.

-Что делал Петя дальше?

-Что сделал учитель? А кто бы мог вызвать пожарных? (Петя)

-Как действовали пожарные в первую очередь?

-Что Петя еще сделал неверно? (боялся подходить к маме, она волновалась о нем)

-Можно ли открывать окна при пожаре? (вспомните — леса возгораются от порывов ветра) А при дыме?

-Сделайте вывод из прочитанного.

(дети делают выводы — нельзя прятаться под кроватями, в шкафу, туалете. Как лучше пробираться сквозь дым? (на четвереньках, внизу меньше дыма, дышать через мокрую тряпку, если есть возможность, ни в коем случае нельзя спускаться в лифте во время пожара….. и другие правила)

Давайте добавим еще несколько правил: Не ставить телевизор близко к шторам. Не открывать окна при пожаре. Звонить 01. Точно знать свой адрес и телефон. Не спускаться на лифте во время задымления в подъезде. Уходя из дома, проверять свет, воду, электроприборы.

(правила зачитываются с иллюстрациями на экране)

7. Итоги урока. Стараться делать правильный выбор изначально, если ситуация от вас зависит. Не быть причиной трагедии. Один неверный шаг влечет за собой следующий. Делайте верные шаги. Это ответственность.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *