Интегрированный урок в 5 классе на тему: «Дети и война» (К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»)

Интегрированный урок в 5 классе (литература и история) на тему:

«Дети и война»

(К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»).

Эпиграф:

Заря вставала над землей, заря вставала.

Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.

Фашизм без жалости шагал по всей планете.

Застыли люди от беды.

Притихли дети.

(И. Мордовина.)


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Звучит песня

  3. Ассоциации.

- Ребята, что вы представляете себе, когда слышите слово «дети»?

- А когда слышите словосочетание «дети и война»?

4. Просмотр слайдов (Приложение 1.)

5. Учитель истории с учащимися – о событиях июня 1941 года, о Брестской крепости.

6. Библиотекарь – о книгах про Брестскую крепость.

7. Заочная экскурсия в крепость (учитель истории).

8. Учитель литературы – о стихотворении Симонова.

9. Прослушивание стихотворения в исполнении А. Смолякова.

10. Анализ произведения.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- О чем оно, его тема?

- Откуда везли мальчишку?

- Какие слова заставляют удивиться, что необычное мы видим? («Седой мальчишка».) (Эпитет. Его роль.)

- Почему он седой?

- Прочитайте строки, которые рисуют образ маленького человечка, ребенка.

- Какие же события ему пришлось пережить?

- Можно ли сказать, что десять дней, которые прожил мальчишка в осажденной крепости, – подвиг?

- Какие строки передают отношение автора к увиденному?

- Как вы понимаете слова «оборвало сердца», «Кто раз увидел этого мальчишку, Домой прийти не сможет до конца»?

(Метафоры.)

- Какие герои есть в стихотворении? (Мальчик, его отец; лирический герой-автор, та женщина, о которой он вспоминает.)

- Учитель истории комментирует строки: «За тридевять земель, в горах Урала, Твой мальчик спит.)

- Почему повествование прерывается этим диалогом с женщиной?

- В чем лирический герой от имени всех солдат – защитников родной земли, клянется мальчишке?

- В каких еще строках Симонов говорит о долге мужчины – защищать свою Родину?

11. Итоги.

- Закройте глаза и вспомните стихотворение. Какой образ возникает перед вами?

- Как по-вашему, зачем Симонов написал это стихотворение?

- Продолжите фразы:

Прослушав стихотворение Симонова,

  • я понял, … .

  • я почувствовал, … .

  • я подумал, … .

12. Дома: наизусть стихотворение.

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.