Игровые технологии для формирования экономического мышления учащихся 9-х классов на занятиях курса по выбору « Введение в экономику»

Ивахно Татьяна Васильевна
учитель географии
I категории
МОУ СОШ №6 г. Саяногорск
Республики Хакасия

Игровые технологии для формирования экономического мышления учащихся 9-х классов на занятиях курса по выбору « Введение в экономику».

«Игра есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни» П.Ф.Лесгафт

План работы.

  1. Игра – одно из средств экономического образования детей.

  2. Технология проведения деловых игр

1. «Бизнес – план».

2. «Маркетинг».

3. Игра « Деньги из книжек».

  1. Литература.

  1. Игра – одно из средств экономического образования детей.

Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что, оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования.

На занятиях курса «Введение в экономику» я знакомлю учащихся с основными понятиями и категориями рыночной экономики, стараюсь использовать при этом разные игровые технологии. Экономика – сама по себе для многих школьников наука скучная и слишком серьёзная. А во время игры можно создать среду, погружаясь в которую ученик реально мог бы ознакомиться с её особенностями, попробовать себя в том или ином деле.

Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Она переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребёнка и выступает ведущим и активным средством познания окружающего мира в школьном возрасте. Многие учёные считают, что игра возникла в процессе исторического развития из нужд общественной практики.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Задача учителя: не просто вовлекать их в учебные игры, учить школьников логике экономического мышления, но и показывать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

Мышление учащихся развивается в процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственного поведения.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 8-10-х классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Старшеклассников привлекают разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры – состязания. Особенно учащихся интересуют игры с активной речевой деятельностью, например пресс-конференция, брифинг и другие.

На занятиях нужно дать выказаться всем ученикам: и тем, кто мыслит правильно, и тем, кто ошибается. Когда ученики сами дойдут до истины, она надолго укрепится в их сознании.

Вот как раз профильное обучение и создаёт условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Уроки проходят в игровой форме – одной из наиболее приемлемых для изучения экономики в 9-х классах. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

Игры на занятиях курса по выбору «Введение в экономику» способствуют развитию экономического мышления, показывают способы решения экономических проблем, развивают монологическую речь.

II. Технология проведения деловых игр.

1. «Бизнес – план».

Эта игра проводится после того, как учащиеся познакомились с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов. А в целом получили начальные знания о цивилизованном бизнесе и рыночных отношениях в нашей стране и за рубежом.

Цель игры:

  1. Расширить знания детей по теме курса «Предпринимательство. Своё дело».

  2. Проверить умение учащихся применять на практике экономические знания, полученные на занятиях курса по выбору «Введение в экономику».

В ходе игры:

    • активизируется познавательная деятельность учащихся;

    • проявляются творчество, предприимчивость, артистизм;

    • развивается умение мыслить « экономически».

Игра рассчитана на два занятия.

На первом занятии детям предлагается выбрать вид бизнеса, которым бы они хотели заняться в будущем. Это может быть предприятие по оказанию услуг для населения или магазин по продаже определённого вида продукции. Работая по плану, каждый учащийся составляет свой личный бизнес-план.

Вовлекая в игру, нужно обратить внимание, что расчётливость, торгашество не должны быть основными целями их бизнеса. Будущие предприниматели должны знать о том, что такое благотворительность, меценатство, спонсорская помощь. Всё, что входит в этот план, дети изучили на предыдущих занятиях.

Бизнес – план.

  1. Аналитическая часть:

  1. цели вашего бизнеса;

  2. описание предприятия;

  3. анализ общей ситуации в выбранном вами секторе рынка г. Саяногорск;

  4. характеристика товаров и услуг.

  1. План по сбыту:

    1. определение потенциальных потребителей и рынков сбыта;

    2. анализ наличия и возможностей ваших конкурентов;

    3. определение цен на продукцию;

    4. пути продвижения вашей продукции на рынок (каналы сбыта, реализация).

  1. Финансирование.

  1. определение стартового капитала и источников его поступления;

  2. расчёт дополнительных ресурсов, необходимых на планируемый период.

IY. План действий.

  1. определение последовательности действий, которые могут привести вас к успеху;

  2. оценка времени на реализацию плана и его распределение по разным этапам.

На втором занятии проводится презентация бизнес-планов учащихся.

В первом полугодии уже прошла презентация бизнес- планов. Ученики защищали очень интересные виды бизнеса, например, открывали парикмахерские, магазины по продаже сотовых телефонов, компьютеров, косметики, детского питания.

2. Имитационная игра «Маркетинг».

Цель игры: Активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к предстоящему изучению экономических районов России, зарубежных стран на уроках географии.

В ходе игры:

  • Углубляются понятия – «маркетинг», «рынок», «брокер», «экспорт, «импорт», «специализация».

  • Проявляются творчество, предприимчивость, артистизм учащихся.

  • Развивается умение мыслить «экономически».

Подготовка к игре: учитель готовит на больших листах задание каждой группе ребят.

Содержание задания: в верхней части листа наносятся условные знаки полезных ископаемых и предлагается тип климата (каждой группе своё произвольное задание).

Карточка-задание.

  1. Исходя из задания, предположите, в каком месте земного шара может находиться «ваша» территория, можете придумать название «вашей страны».

  2. Исходя из природных ресурсов, определить отрасли промышленности, которые целесообразно развивать на вашей территории.

  3. Какую готовую продукцию будете получать?

  4. Исходя из природных условий, определите отрасли специализации сельского хозяйства.

  5. Определите, с какой продукцией на мировой рынок вы выйдите.

Ход игры.

  1. Создание гипотетического образа территории (15минут).

  2. Изучение рынка сбыта и спроса на продукцию (работа брокеров на бирже)(10минут).

  3. Обмен валютой на бирже:

    • продовольствие -1ед.валюты,

    • сырьё и топливо – 2 ед. валюты,

    • готовая продукция – 3 ед. валюты,

    • неторговые соглашения по туризму и научно-техническому обмену –1ед.валюты.

Брифинг. Краткое выступление представления стран по плану

  1. обзор территории,

  2. развитие промышленности

  3. развитие сельского хозяйства,

  4. сообщения по экспорту и импорту

  5. информация по валюте.

После проведения игры подводятся итоги.

Подведение итогов желательно проводить не самим учителем, а в форме вопросов обучающимся:

  • что нового узнали?

  • каким навыкам научились?

  • как это может пригодиться в жизни?

Кроме того, можно задавать вопросы и по ведению самого занятия:

  • что было наиболее удачным?

  • что ещё понравилось?

  • что нужно изменить в будущем?

Важно, чтобы сами учащиеся смогли сформулировать ответы на все эти

вопросы.

3. Игра « Деньги из книжек».

.

(Эта несложная игра проводится на первом вводном занятии )

Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. В левом столбике названы книги, знакомые с детства. В правом столбике – наименования валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг, какие деньги упомянуты.

  1. «Малыш и Карлсон» А) грош (польск.)

  2. «Три мушкетёра» Б) сольдо (италь.)

  3. «Тим Талер, или проданный смех» В) пиастр (Египет, Судан)

  4. «Приключения Пиноккио» Г) динар (Алжир, Ирак)

  5. «Остров сокровищ» Д) пистоль (Испан. 16-18в.в.)

  6. «Али-Баба и сорок разбойников» Е) фертинг

  7. «Незнайка на Луне» Ё) эре (Швеция,Норвегия,Дания)

        1. Ё; 2.- Д; 3. – А; 4. – Б; 5. –В ; 6.-Г; 7. – Е.

Учащиеся могут предложить свои варианты книг и валют.

Литература.

  1. Г.Ю. Ксенова. Перспективные школьные технологии. Москва – 2000.

  2. Лекции курсов ХРИПК и ПРО по теме «Методология проектирования программы по элективным и курсам по выбору» 2006 г.

  3. Жарова Л.П. Учить самостоятельности. М.,19993.

  4. Экономическая теория в школе. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

  5. Азимов Л.М. Преподавание курса «Введение в экономику». М.: Вита-Пресс, 1999.

  6. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику».9-10 классы: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

  7. Симоненко В.Д. потребности в экономике. – Брянск, — 1996.

  8. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *