Художественные промыслы России

Конспект урока МХК в 8 классе.

Тема урока: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ»

Пучкова Мария Владимировна

Учитель МХК

Высшая категория

МОУ «Гимназия №19»

г. Саранск Республики Мордовия

2011

Тип занятия: формирование знаний, умений и опыта нравственных отношений к труду

Задачи:

Обучения – обогатить знания о нравственных отношениях к труду на основе анализа основных характеристик народных промыслов России и выполнении творческих работ.

Развития – способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы, монологической и диалогической речи учащихся.

Воспитания – стимулировать интерес к творчеству русских мастеров, отражающих эмоционально-нравственную сферу общечеловеческих отношений; развитие бережного отношения к общественному достоянию, заботы о сохранении наследия предков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне сегодня помощники, народ толковый и шустрый. Только уговор у меня такой с вами будет: для работы нашей славной шум за дверью мы оставим! Согласны? А еще в наших краях говорят исстари: «Где хотенье, там и уменье!» Согласны ли вы с такими правилами?

Сегодня мы будем вести разговор о русских промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

II ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Групповая работа.

Тема звучит так: «Художественные промыслы России».

Работать в мастерской вы будете в группах: «Теоретики», «Литераторы», «Мастера», «Художники». Каждой группе будут даны задания, по результатам которых, мы будим судить, насколько хорошо вы владеете материалом по данной теме. На подготовку заданий вам отводится несколько минут.

Работа в группах.

Народные промыслы – это гордость России.В народе говорили: «Что ни ремесло, то промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел». Что же мы имеем в виду, говоря «промысел»?

(Ответ группы «Теоретики», задание №1)

Определение промысла можно найти у В. Даля: «Промысел – действия промышляющего чего-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков». В современном осмыслении промысел – это возможность заработать деньги помимо основного заработка.

На какие виды принято делить промыслы?

Существует 2 вида промыслов: местные и отхожие, т.е. хозяйственное занятие крестьян вне мест их постоянного жительства.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает вещь. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. Различают следующие виды орнаментов: геометрический, зооморфный, растительный и антропоморфный. «Орнамент – это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой – то одной вечной песни».

Итак, поговорим о традиционных промыслах России. У группы «Теоретики» задание №2 звучит так: «Соотнесите рисунки и названия промыслов, дайте их краткую характеристику».

(Предполагаемый ответ группы «Теоретики») №1 – КЕРАМИКА.

Это изготовление изделий из глины («керамос» — глина). Разновидностями керамики являются фарфор (тонкий, звучащий, из белой глины), фаянс (из белой глины), майолика (из цветной глины). Популярны изделия мастеров Гжели(Подмосковье), скопинских гончаров(Рязанская обл.), глиняная игрушка (дымковская, филлимоновская, абашевская).

Группа «Литераторы» подбирала строки о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нет цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем – светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою,

Без всякого следа,

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

Чем отличается этот промысел?

(Предполагаемый ответ группы «Мастера»).

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и песок, пригодные для керамического промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушку лепили и раскрашивали только женщины и дети. Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Мастерицы лепили и обжигали в русской печки эти знаменитые игрушки: в пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки…мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешенными на яйце, уксусе или квасе. Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой обычно является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается под побелкой. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинации полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строится по схеме: у человечков на лице с чуть выпуклым носом – круглые щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы. Характерные цвета одежды: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом – сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб листочки не улетели. Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и наносит на нужное место.

А чем знаменита керамика Мордовии? Чем она отличается?

Возникновение производства керамики относят к 4 тысячелетию до н. э. Первоначально керамическую посуду создавали только женщины (они работали без гончарного круга). Мордва широко использовала «налепный» способ орнаментации сосуда. Гончар садился на скамейку, брал небольшой кусок глины и, положив его в центр круга, распластывал его рукой. Это было дно будущего сосуда. Затем, взяв предварительно скатанные глиняные жгуты диаметром 3-4 см и вращая круг руками, накладывал один круг на другой. Одновременно тряпочкой, смоченной в воде, придавал жгутам форму сосуда, деревянным ножом подравнивал стенки и украшал их орнаментом. Посуду после изготовления предварительно просушивали и покрывали глазурью. Это придавало ей прочность и блеск. После чего ее обжигали в особых печах «калежнях» — в вырытых в земле ямах, обложенных кирпичом с топкой внизу. Глина применялась и для детских игрушек. Одна из них – погремушка – имела сигарообразную форму, поперечный валик делил трубу пополам, шум производили глиняные же шарики.

Какой еще промысел могут назвать нам «Теоретики» ?

2. РЕЗЬБА И РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ.

Дерево, как и глина, издавна было любимым материалом на Руси. Это и резной декор изб, и роспись деревянных предметов домашней утвари (хохломская, городецкая, палехская, мстерская росписи), и задорные игрушки(богородская, семеновская, федосеевская игрушки).

Какой эпиграф подобрали «Литераторы» хохломскому промыслу?

(Предполагаемый ответ группы «Литераторы»)

Есть легенда: когда — то давным-давно от царской немилости сбежал в кержинские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дошло дело и до посуды. Из дерева же он вырезал себе чашки, ложки, плошки. Прилетали к нему птицы, стал он их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась посуды, и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братании. И кроме птиц, очень любят рисовать хохломские мастера различные сказочные цветы, ягоды: землянику, смородину, рябину, калину. А рядом обязательно трава большая и травка маленькая.

(предполагаемый ответ группы «Мастера»)

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки- белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной, потом натирали серебристым порошком — лудили. Вот по этой блестящей, как метал, поверхности и делали роспись. Любимые цвета: красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки — приписок. А золото-то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета — и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото? Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные.

Чем отличается этот промысел в Мордовии?

Мордовский край издавна славился мастерами-резчиками. Дерево было и основным строительным материалом и материалом для выделки орудий труда, мебели, утвари. В украшении домов широко распространилась «корабельная резь», где преобладал растительный орнамент. Главным элементом была плавно изгибающаяся стилизованная ветвь. На конце ветви и в завитках с листьями вырезали цветок или плод, или виноградную кисть.

Широко известна мордовская матрешка. Это достойная соперница старшим сестрам – матрешкам семеновской и полхов – майданской из Нижегородской области. В росписи мордовской матрешки использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Мастера удачно применили в новых изделиях разнообразные элементы женских нагрудных украшений и вышивок. Насыщенный цвет головного убора и нагрудных украшений хорошо подчеркнут «чистой» поверхностью матрешки и уравновешивается яркой полосой, обозначающей нижний край платья – панара.

Какой промысел еще не назвали?

(Ответ группы «Теоретики»).

3. ВЫШИВКА- украшение одежды и бытовых предметов из ткани орнаментом или изобразительными мотивами. Славятся вышивкой саратовские, мстерские, олонецкие, рязанские мастера.

(Ответ группы «Литераторы»).

На горе – то стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Вовысоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Все сидела красна девица.

В левой руке держала пяличко,

В правой – иголочку.

Она шила, красна девица,

По атласной ленточке;

Шила девица приданное,

То приданное не малое.

(предполагаемый ответ группы «Мастера»)

Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних пор. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для девушки как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Вышивка не только делала вещи красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Особенно заметно это в вышивке женских рубах: она подчеркивала основное назначение женщины – продолжательницы рода, хранительницы домашнего очага. В старинных женских рубахах вышивка располагалась по вороту, украшала грудь, оплечья, запястья, подол рубахи. Особенно многозначна была роль полотенец, имевших важное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. С полотенцем связывали все важнейшие события в жизни человека: их развешивали на ветвях священных деревьев, украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец принимали участие в свадебном, родильном, крестильном и погребальном обрядах. Праздничные полотенца шили из лучшего отбеленного холста шириной 36 – 38 см, длина полотенца была от 2 до 4 метров. Узоры располагались на концах во всю ширину холста в виде полосы или сочетания полос. У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей, птиц, растений. Они тоже стилизованы (упрощены). Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно белый фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный цвет был символом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимались как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Особое место в ряду других регионов принадлежит Владимирской области, поселку Мстера. Жены и дочери местных иконописцев выполняли заказы для богатых невест тонкой белой гладью. Изделия из тонких шелковых тканей украшали растительным орнаментом в виде букетов и гирлянд. Здесь же стал развиваться и другой вид вышивки – яркие красочные владимирские швы (это относительно молодой вид вышивки, ее орнамент складывался в послевоенное время). Орнамент строится свободно, цветовая гамма насыщена яркими цветами, основной – красный.

Чем отличается вышивка нашего региона?

Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, выполнение швов по счету нитей, умение декоративно сочетать различные фактуры, не многоцветная гамма (чередование красного и темно-синего цветов). В мордовской вышивке есть и свои особые приемы шитья, не встречающиеся ни у каких других народов. Таковы швы, которые украшающие одежду мордвы — эрзи, которые получили название «эрзянские швы». Особенностью этого вида вышивки является то, что сам шов как бы превращается в отдельный орнаментальный мотив. Небольшие спиральки, ромбики, звездочки, плотно прилегая к друг другу, создают разнообразную и красивую фактуру. Орнамент мордовской вышивки имеет исключительно геометрический характер, в его узорах обилие зубцов, фестонов и мелких деталей.

III ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

А сейчас мы посмотрим на работы группы «Художники» и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у резчиков по дереву, у мастеров Хохломы, Городца, вышивальщиц, узнали много интересного. Задания группе «Художники»:

  1. Выполнить эскиз наличника с резьбой

  2. Придумать образное решение рукояти ковшей-черпаков и наливаек.

  3. Выполнить геометрический орнамент (для русской вышивки).

  4. Украсить блюдо в стиле хохломской и городецкой росписи.

  5. Выполнить птицу Счастья из бумаги.

IV ПРИМЕНЕНИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

Какие традиционные промыслы мы не назвали? Перечислите.

  1. Ткачество – процесс выработки ткани из пряжи (полотно, гобелены, ковры, ручная набивка ткани).

  2. Кружево – декоративное текстильное изделие ручной работы (создается спицами, коклюшками, иголкой).

  3. Ковка, литье, чеканка.

  4. Резьба по камню.

V ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Сегодня на занятии мы говорили о традиционных художественных промыслах России. Вы показали хорошее знание материала, умение применить их на практике, выполняя творческую работу.

Я держу в руках птицу Счастья (созданную учеником на занятии). Пусть она станет светлым символом вашего творчества, помогает продолжать традиции прадедов. В заключении разрешите вам напомнить слова Р. Роллана: «Одно только и есть счастье – творить. Живет лишь тот, кто творит… все радости жизни – радости творчества».

Список используемой литературы

Т. Я. Шпикалова, Н.А. Некрасова, Г.А. Поровская, Н.Д. Бордюг. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. – М.; Владос, 2000.

Используемые материалы и Интернет-ресурсы

http://www.rumagic.com/forums/index.php?showtopic=2248

http://www.arya.ru/kap/inf/izved/izvednik.htm#_Toc43479795

http://www.organizmica.org/archive/307/rp6.shtml

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/_Maslova_Ornament.php

http://www.arira.ru/traditsionnayasimvolikavvyshivke.htm

http://www.narodko.ru/article/ornament/drevnie_obrazy_i_ornamenty.htm

http://maara.narod.ru/biblioteka/bib_b/bib_b9.html

http://maara.narod.ru/rarochki/rar2.html

http://www.latynin.ru/books/folkart/russianfolkart.html

http://www.orden.ru/ornamout.htm

http://www.kargopoltoys.ru/

http://bukvitsa.com/20082/bpp_130120500_07_latinin.html

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *