Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас 10 класс (Урок МХК)

32



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ. РУССКИЙ ИКОНОСТАС» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛА §22 ПО УЧЕБНИКУ ЕМОХОНОВОЙ «МХК ДЛЯ Х КЛАССА»)

Автор – Федоренко Сергей Александрович, преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий»



РАЗДЕЛ: «ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ»



ТЕМА УРОКА: «ФОРМИРОВАНИЕ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ. РУССКИЙ ИКОНОСТАС»



Эпиграф:

«Взиранием на единство Святой Троицы побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего» (Святой Сергий Радонежский, свидетельства Епифания Премудрого из «Жития святого Сергия Радонежского»)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1) дать представление о художественном языке Андрея Рублёва;

2) совместно с учащимися выявить главные смысловые доминанты в понимании символического значения иконографии важнейшей христианской иконы – «Святой Троицы»

Оборудование:

компьютер и мультимедийный проектор, DVD с фильмом Андрея Арсеньевича Тарковского «Андрей Рублёв», иллюстрации, представленные в слайд-шоу, ноутбуки по числу слушателей

Литература:

  1. Айналов Д. История русской живописи. Вып.1. СПб, 1913.

  2. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.-Л., 1943.

  3. Андрей Рублёв и его эпоха. Сборник. М., 1971.

  4. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. М., 1992.

  5. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство XV - XVII веков. СПб., 2001.

  6. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

  7. Великие Минеи-Четьи, май, сентябрь, ноябрь.

  8. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914.

  9. Емохонова Г. Л. « Мировая художественная культура. 10 кл. Учебник. Базовый уровень». М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  10. Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. М., 1966.

  11. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1967.

  12. Лихачёв Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

  13. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.

  14. Православная энциклопедия. М., 2000.

  15. Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М.: Изд-во МГУ, 1974.

  16. Полное Собрание Русских Летописей. Т.VI, XVIII.

  17. Пунин Н. Андрей Рублёв // Аполлон, MDCCCXV, Петроград, 1915.

  18. Рогов Е. Н. Атлас истории культуры России: конец XVI-начало XX веков. М., 1994.

  19. Сергеев В. Н. Рублёв. М., 1986.

  20. Словарь искусств. М, 1996.

  21. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.



ГЛОССАРИЙ (слова написаны на доске или спроецированы на экран с помощью мультимедийного проектора, или распечатаны и розданы учащимся):

Иконостас (от греч. «эйконостасион») – алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящий из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющих алтарную часть православного храма от остального помещения.

Высокий иконостас – алтарная преграда, состоящая из пяти ярусов, соответствующих чинам (или рядам): нижний ряд – местный, второй – деисус, третий – праздничный, четвёртый – пророческий, пятый – праотеческий. Завершается иконостас крестом или иконой Распятия. В XVII XVIII веках высокие иконостасы могли иметь дополнительные ряды: чин страстей (мучений) апостольских, чин страстей Христовых и философский чин.

Деисус (деисис) – икона или группа икон, изображающая в центре Христа а предстоящими фигурами по сторонам.

Спас в силах – центральное изображение в деисусном чине православного иконостаса, содержащее изображение Христа в хитоне и гиматии сидящим на престоле с книгой на фоне квадрата с вытянутыми концами. Квадрат – символ земли. По четырём концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла – символов евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Поверх красного квадрата написан синий овал – символ мира духовного. В синем овале изображены ангелы – силы небесные, давшие название иконе. Поверх синего овала – красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса – настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) и трактат святого Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (небесные силы – троны, силы и т.д. показаны символически).

Троица Ветхозаветная – изображение Святой Троицы в символическом виде на основании описания в книге Бытия встречи Авраамом Трёх Ангелов.

Опережающее задание: внимательно рассмотреть изображение иконы «Святая Троица» письма Андрея Рублёва.

Прочитать дополнительную литературу по темам «Русский иконостас» и «Исторические сведения об Андрее Рублёве».

Группа учеников готовит информационную поддержку урока:

  • вместе с учителем собирают иллюстративный материал к уроку;

  • готовят слайд-презентацию;

  • подбирают цитаты.

Принципы педагогического подхода:

  • научности;

  • наглядности;

  • сотрудничества;

  • опоры на настоящие знания обучающихся.

Методы и приёмы:

  • эвристическая беседа;

  • сообщение (индивидуальная работа);

  • соотношение памятника искусства и эпохи (работа в парах);

  • работа с искусствоведческими терминами (работа в группе);

  • анализ памятника искусства;

  • работа с учебником.





ХОД УРОКА:



  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя

Учитель формулирует задачи урока, предлагает учащимся обратиться к культурному наследию Древней Руси. Привлекает внимание учащихся к теме урока, которая показана на слайде, говорит о том, что вот уже более 500 лет икона письма Андрея Рублёва не оставляет равнодушными русских людей. Затем произносит эпиграф урока.

  1. Основная часть урока

Учитель рассказывает об истории появления Деисуса (Деисиса) и его истолковании на Руси, об обстоятельствах появления Звенигородского чина.

По ходу рассказа учителя учащиеся демонстрируют компьютерную слайд-презентацию, созданную заранее.

Работа с раздаточным материалом.

На основе раздаточных карточек выяснить, как относились к Андрею Рублёву и его произведениям современники.

Примерный ответ:

Когда умер Рублёв, его искусство не получило отзвука за пределами Москвы и Владимира. О нём ничего не знали ни Псков, ни Новгород, ни Рязань, ни Суздаль с Ростовом. Там искусство развивалось в русле местных традиций. Лишь к концу XV века художественное наследие Рублёва приобрело общерусское значение. И этому способствовал Дионисий, который тоньше всех понял и принял всем сердцем искусство инока Андрея Рублёва. Однако Дионисий не был на духовной высоте Рублёва, восприняв лишь его манеру письма. Тем самым он обеднил искусство Рублёва. Непонимание богословия Рублёва даже Дионисием, сделало непонимающим его и мастеров последующих веков, хотя внешне ещё знаменитый Стоглавый собор предписал иконописцам повторять иконографический тип Троицы, разработанный именно Андреем Рублёвым.

Учитель останавливает внимание на особенностях изображения лика Спасителя преподобным Андреем Рублёвым.

Учитель задаёт вопрос учащимся на закрепление ранее изученного материала: какие особенности имеются в иконах Спасителя письма Феофана Грека?

Примерный ответ:

Выдающийся российский искусствовед и историк искусства В. Н. Лазарев писал: «Обладая могучим живописным темпераментом, Феофан пишет в резкой, решительной, смелой манере. Он лепит свои фигуры энергичными мазками, со сказочным мастерством накладывая поверх карнации сочные белые, голубоватые, серые и красные блики, придающие его лицам необычную живость и сообщающие им ту напряжённость выражения, которая так волнует, когда смотришь на его святых. Эти блики-отметки далеко не всегда не всегда кладутся Феофаном на выпуклые, выступающие части. Нередко мы находим их на более затенённых частях лица. Поэтому их нельзя сравнивать с тречентистской светотеневой моделировкой, в которой распределение света и тени подчинено строгой закономерности.

Феофановский блик – это могучее средство для достижения нужного эмоционального акцента, это тонко продуманное средство экспрессивного воздействия. Приходится поражаться, с какой бесподобной уверенностью пользуется им Феофан. Блики и движки не только лепят у него форму, но и динамизируют её, они всегда попадают в нужную точку, никогда не отклоняясь от последней, в них всегда есть своя внутренняя логика, они полны движения. При помощи этих живописных приёмов Феофан усиливает иллюзионизм своих глубоко одухотворённых образов. Подобно фантастическим привидениям вырисовываются на серебристо-голубом фоне изображённые им грозные фигуры святых. Главный акцент поставлен на лицах, чей острый, напряжённый психологизм с предельной силой воплощает внутреннюю борьбу».

Написанный Феофаном Спаситель предстаёт перед нами как грозный Судия, требующий от нас отречения от греховного мира и уподобления суровым святым, смотрящим на нас с феофановских икон и фресок. Он не потакает греховным человеческим слабостям и полумерам на пути духовного восхождения человека к Богу.

На экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируются слайды с изображением фресок Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде и икон его письма из Деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля.

Учащимся затем предлагается сделать вывод об отличии в изображении Спасителя у Феофана и Андрея.

Примерный ответ:

Если Феофан Грек изобразил Спасителя как грозного и нелицеприятного Судию, то Андрей – как любящего людей и сострадающего им Богочеловека.

Учитель излагает ученикам краткую историю появления иконостаса.

В период принятия Киевской Русью христианства от Византии, в греческих храмах ещё не существовало иконостаса, а на его нынешнем месте находились или низкая алтарная преграда с открытым проходом в алтарь или высокая колоннада с открытым проёмом между колоннами. На алтарную преграду иногда ставились иконы, а над архитравом иногда помещались иконы на длинных горизонтальных досках – темплонах (эпистилях), в центрах которых помещался трёхфигурный Деисус, а по бокам от него – праздники (важнейшие события евангельской истории).

Сквозные проёмы между колоннами высокой алтарной преграды долго не занимали иконами. Кстати, в некоторых новгородских храмах XII века были высокие алтарные преграды (это установлено в ходе археологических изысканий), но неизвестно, были ли на них иконы. На опорных столпах по сторонам алтаря обычно находились иконы Христа и Божией Матери.

После монголо-татарского завоевания, приведшего к разорению и запустению многих огромных каменных храмов, началось массовое строительство деревянных церквей, на стенах которых невозможно было сделать сплошную роспись, очень важную с точки зрения символики. Вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках.

На стенах стали помещать иконы на сюжеты православных праздников, но вскоре сюжеты прежних фресковых композиций как бы свернулись и спроецировались на алтарную преграду. Начался процесс формирования иконостаса, растянувшийся более, чем на полторы сотни лет. Документально можно утверждать, что первый цельный (не разделённый столпами) – это иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, созданный в 1425 – 1427 годах.

Большая роль в создании иконостаса принадлежит Феофану Греку и Андрею Рублёву.

Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов по теме.

Далее учитель предлагает учащимся поработать с учебником. Учащиеся читают вслух страницы133-134 учебника, где рассказывается о самой знаменитой храмовой иконе на Руси – иконе «Святая Троица» письма святого иконописца Андрея Рублёва, написанной им в 1420-е годы в память о святом Сергии Радонежском.

  1. Первичное закрепление изученного материала

Учащиеся, разбившись на группы, работают с раздаточным материалом.

Примерные задания учащимся:

  1. Из предложенных репродукций икон отобрать те, автором которых могут быть Андрей Рублёв или мастера его круга, и обосновать свой выбор.

  2. Сравнить «Троицу» Рублёва с более ранней иконой - «Зырянской Троицей» и значительно более поздней иконой письма Симона Ушакова. Выявить отличия.

  3. Отобрать репродукции византийских икон и объяснить свой выбор.

  4. Разложить карточки с изображениями иконостасов в хронологическом порядке. Обосновать мнение.

Затем представители групп выступают с консолидированным ответом группы и отвечают на вопросы учащихся из других групп и учителя.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Учитель выступает с заключительным словом.

Учитель выставляет оценки наиболее активным учащимся и даёт свои комментарии.

Учитель задаёт домашнее задание.

В качестве домашнего задания может быть предложено следующее:

  1. Прочитать урок № 22 учебника.

  2. Ответить на вопросы №№ 1-3 на стр. 134 учебника.

  3. Выполнить творческое задание № 17 в рабочей тетради.

Учащимся предлагается выполнить дополнительное задание по желанию:

  1. Выяснить значение слов, используя печатные справочные издания или Интернет-ресурсы: сакральный, преподобный, прориси, знаменщики, личники, доличники, жалованный иконописец.

  2. Найти слова Епифания Премудрого о Феофане Греке. Подумать, можно ли их отнести и к Андрею Рублёву?



Сакральный (от латинского sacralis – священный) – обозначающий сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному в противоположность светского, мирского, профанного.

Преподобный – лик (разряд) святых, угодивших Богу монашеским подвигом, то есть это «святые из монахов, кто постом, молитвой и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу.

Прорись – в древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесённый путём процарапывания по левкасу на доску для иконописи или на штукатурку для фрески.

Знаменщик – наиболее опытный мастер-иконописец, создающий (знаменящий) рисунок будущей иконы.

Личник – мастер в личном письме – изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела, управлявший важным духовным местом в иконе.

Доличник – мастер в иконописи, специализирующийся в написании одежд, пейзажных стаффасий и прочих элементов иконы, кроме личного письма. Доличники имеют специализацию: травщики, платечники и т. п.

Жалованный иконописец – мастер, работающий при царском или патриаршем дворе и получающий постоянное жалование.

Епифаний Премудрый писал о Феофане Греке: « зело философ хитр…книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: ИКОНЫ АНДРЕЯ РУБЛЁВА И МАСТЕРОВ ЕГО КРУГА

Икона Спаса из Звенигородского чина

Туринская плащаница – свидетельство Воскресения Христа, «пятое Евангелие»





Святой апостол Павел



Спас на престоле





Вознесение Христово









Святая Троица







ПРИЛОЖЕНИЕ № 3:





ФОТОГРАФИИ РАЗЛИЧНЫХ ИКОНОСТАСОВ





Интерьер старообрядческой молельни. Трёхъярусный иконостас в русском стиле с местным, деисусным и пророческим чинами

Иконостас придела святого Александра Невского в Санкт-Петербурге начала XIX века в стиле позднего классицизма – ампира. Однако следует признать, что расположение ярусов этого иконостаса соответствует русской православной традиции, отчётливо определяются местный, деисусный и праздничный чины.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3:



ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЕЛИЧАЙШЕМ РУССКОМ ИКОНОПИСЦЕ ПРЕПОДОБНОМ АНДРЕЕ РУБЛЁВЕ

АННОТАЦИЯ: Статья предлагает читателям теми сведениями об Андрее Рублеве, которыми располагает современная историческая наука, включая гипотезы, доказательства которых не являются неоспоримыми.

ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – преподаватель истории АНО ДПО «Академия инновационных технологий», г. Санкт-Петербург.

Ключевые слова: нимб, список, икона, фреска, канон, иконописный подлинник, монастырь.



Святой Андрей Рублёв был канонизирован (причислен к лику святых) на поместном соборе Русской Православной церкви, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, проходившим 6-9 июня 1988-го года в Троице-Сергиевой Лавре.

Однако уже на миниатюрах рукописей XVI века св. Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие св. Сергия конца XVI века из бывшего собрания Троице-Сергиевой Лавры). Приводимые источники удостоверяют, что уже в XV-XVIII веках никто не сомневался в святости Андрея Рублёва, как и в высокой праведности его «сопостника» Даниила Чёрного. Согласно традиции, вТроице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти Андрея Критского (Сергеев В.Н. Рублёв. М., 1986, с. 109).

Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в Строгановском иконописном подлиннике (конца XVI века). Этот подлинник был составлен в среде придворных изографов и пользовался самим широким признанием и авторитетом. Подлинник сообщает: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублёв многие святые иконы написал, все чудотворные…а прежде живяще в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятые Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…» (Цит. По сборнику: Русская культура XI- XVIII веков. М., 1968.). Имя святого Андрея вместе с именем Даниила встречаются в древних месяцесловах (Ф Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.Т.2., 1861).

Место погребения святых иконописцев помнили до начала XVIII века. Согласно сведений, изложенных Брюсовой В.Г. в журнале «ВОПРОСЫ ИСТОРИИ», №1, 1969 г., Андрей Рублёв и Даниил Чёрный были похоронены в Спасо-Андрониковом монастыре под старой колокольней, которая находилась к северо-западу от западной стороны Спасского собора, но для уточнения её местонахождения требуются специальные археологические изыскания. В ряде церковных СМИ пару лет назад были сообщения о нахождении фрагментов скелетов предположительно двух человек недалеко от Спасского собора, но дальнейшего развития этой темы почему-то не наблюдалось.

Уже в XVIII веке были забыты многие православные традиции, в том числе традиция канонического иконописания. В иконописи тогда утвердился иной стиль, представляющий из себя синтез западноевропейской реалистической живописи эпохи Просвещения с элементами плоскостного древнерусского стиля. Типичный образец такого стиля – иконы из Николо-Богоявленского Морского собора Санкт-Петербурга и дворцовой церкви святой Екатерины в Царском Селе письма крепостных иконописцев Пафнутьево-Боровского монастыря Калужской губернии братьев Колокольниковых – Федота, Мины и Ивана. Этот период был неблагоприятным для сохранения памяти о святых иконописцах. Имя Рублёва сохранялось преимущественно в узком мире старообрядческих богомазов (см. старообрядческий Клинцовский иконописный подлинник).

Известность стала возвращаться к имени Андрея Рублёва в начале ХХ века в связи с раскрытием и реставрацией В. П. Гурьяновым в 1905 году иконы «Святая Троица» из Троице-Сергиевой Лавры (В.П. Гурьянов В. П. Две местные иконы Св. Троицы из Троицкого собора Свято-Троице-Сергиевой Лавры и их реставрация. М., 1906). Тогда впервые были сделаны фотографии знаменитой иконы без ризы.

Источники, сообщающие о святом Андрее Рублёве, очень немногочисленные. Это житие преподобного Никона Радонежского, краткой и пространной редакции (ПСРЛ, т.VI, с.138); «Отвещание любозазорным» святого Иосифа Волоцкого (Великие Минеи-Четьи), «Сказание о святых иконописцах» (Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.2, 1861, с. 379-380), конца XVI-XVII веков, летописные упоминания (Тихомиров М. Н. Андрей Рублёв и его эпоха // Сборник: Русская культура XI-XVII веков. М., 1968. С. 206-225); изображение Андрея Рублёва на миниатюрах жития преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры (изданы в прорисях в начале ХХ века М. и В.И. Успенскими), хранящихся В Библиотеке Академии Наук в Санкт-Петербурге, запись о могиле св. Андрея, нач. XIX века (Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва // Вопросы истории, 1969, №1); упоминания в месяцесловах (там же).

Сведения о святом Андрее в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания. Самостоятельного жития святых нет, хотя признание его святости по этим источникам является вполне очевидным. Совершенно очевидна и слава Рублёва уже при своей жизни. На миниатюре жития Сергия Троице-Сергиевой Лавры изображена группа старцев во главе с игуменом Александром, приглашающим Рублёва расписывать церковь Спасо-Андроникова монастыря, там же мы видим иконописца Андрея в монашеском одеянии, на лесах, пишущим икону Спаса Нерукотворенного, по сторонам – толпы монахов: «и подписаниемъ чюдным своима рукама оукрасиша в память отецъ своихъ еже и доныне всеми зрится въ славоу Христоу Богоу» (Цит. По Н. Пунин. Андрей Рублёв // Аполлон, №2, 1915).

В миниатюрах жития того же святого (хранящиеся в БАНе) изображён Андрей перед толпой пришедших к нему чернецов, причём около нимба Рублёва написано «Андрей», как бы в знак особенной важности присутствия на миниатюре именно этой фигуры «иконописца преизрядна, всех превосходяща во премудрости зельне и седины честны имая». В житии преподобного Никона, составленном Пахомием Логофетом, сказано: «Умолена быша от него чюднии добродетельнии старцы и живописцы Данил и Андрея предпомянутый». Рублёву совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца было поручено расписать каменную церковь Благовещения «на князя великого дворе» (Никоновская летопись. III. 257; Софийский временник. I. 405). Наконец, Стоглавый собор ссылается на письмо Рублёва как на каноническое, единственно достойное подражания. Преподобный Иосиф Волоцкий, желая примириться с тверским князем Феодором Борисовичем, «начать князя мздою утешати, и посла к нему иконы Рублёва письма и Дионисиева». В Строгановском иконописном подлиннике иконы Рублёва определялись как чудотворные. Рублёва именуют преподобным за 500 лет до официальной канонизации на Поместном соборе 1988 года.

Произведения св. Андрея – иконы и росписи – важнейшие дополнения к скудным историческим сведениям о преподобном. Согласно известному постановлению VII Вселенского собора, Православная Церковь почитает образ наряду с крестом и Евангелием, поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Следовательно, подвиг благочестия может перерасти в святость. Отсюда появление особого чина в православной иерархии святости – чина святых иконописцев во главе со святым апостолом и евангелистом Лукой. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печёрский, преподобный Дионисий Глушицкий. Иконописцами были святитель Пётр Московский и епископ Пермский Стефан, друг Святого Сергия Радонежского. Величайшим русским иконописцем был и святой Андрей Рублёв. Его основные произведения: иконостас и росписи Благовещенского Собора в Московском Кремле (1405 год), росписи и иконостас Успенского собора во Владимире (1408 год); икона «Богоматерь Владимирскоая» для Успенского собора во Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (конец XIV-начало XV века); деисусный чин из Собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (нач. XV века); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-годы XV века); икона Святой Троицы в том же соборе; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (нач. 20-х годов XV века). Большинство из них выполнены совместно с другим мастером, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем с именем святого Андрея Рублёва, сообразно с тем, что нам известно о нём и его сподвижниках.

Самым знаменитым из его произведений является его икона «Святая Троица». Современные специалисты единодушны в признании авторства Рублёва. К сожалению, кроме вышеперечисленных, других его произведений не сохранилось.

О происхождении Рублёва мало известно, здесь некоторый свет может пролить только наличие у него прозвища («Рублёв»), которое сохранилось за ним в монашестве. Вероятно, Рублёв – это родовое прозвище, то есть фамилия, имеющая традиционное для русского языка окончание. В эпоху Андрея Рублёва, а также и значительно позже, фамилии носили только представители высших слоёв общества (Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974. С. 167-169), что заставляет предполагать его происхождение из образованных кругов. Ещё в середине XIX века М.И. Снегирёв допускал возможность псковского происхождения иконописца из боярского рода Рублёвых, один из представителей которого, боярин Андрей Семёнович, был послом от Пскова к Ивану III в 1486 году. (Псковская летопись).

Источники отмечают необыкновенную мудрость Андрея Рублёва.

Год рождения Рублёва неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 или 1370 годов. Его имя впервые упоминается в летописи в 1405 году: «а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв». В летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте. Следовательно, он был младшим из мастеров. Обучение начинали с раннего детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения заставляет ставить вопрос о месте обучения Андрея иконописному искусству.

В настоящее время стало возможным полагать, что св. Андрей мог учиться и работать в Византии и Болгарии. В Константинополе, на Афоне и в других местах Балкан имелись русские иконы и, в свою очередь, писали иконы на заказ для Руси. Так святой Афанасий Высоцкий, ученик святого Сергтя Радонежского, проведший в Константинополе целых 20 лет, в 1392 году доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» - ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все специалисты сходятся в том, что Андрей должен был знать эти иконы. Известно, что иконописцы иногда сопровождали послов, отправляемых в Константинополь.

Во фреске «Земля и море отдают мертвецов» во Владимирском Успенском соборе (1408 год) письма Андрея Рублёва имеется изображение византийского корабля: мачты, реи, корпус корабля, флаг на корме – всё написано с таким живым знанием дела, какое трудно представить в сухопутной Руси. Можно предположить одно из двух: либо Андрей сам был на море (в Византии?), либо перенял эти сведения от византийского художника. Согласно одной из основных гипотез св. Андрей – ученик знаменитого Феофана Грека. Если же Андрей и не был непосредственным учеником Феофана, то несомненно внимательно наблюдал как работает знаменитый грек.

Св. Андрей жил в эпоху крупных исторических событий. Он был свидетелем и, возможно, участником некоторых из них. В 1380 году произошла кровавая Куликовская битва. В 1382 году Москву захватил и разорил Тохтамыш. В 1395 году Русь подверглась нападению Темир-Аксака (Тамерлана) и только чудесное вмешательство небесных сил в лице Божией Матери спасло Москву от разорения. Вполне вероятно, что эти и другие подобные потрясения повлияли на выбор монашеского пути, сделанный святым Андреем.

Место пострижения св. Андрея достоверно неизвестно, но вся его жизнь была связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом в Москве. Предание, восходящее к концу XVI века, видит в св. Андрее духовного сына св. Никона Радонежского. Однако современные исследователи полагают, что постриг он принял, скорее всего, в спасо-Андрониковом монастыре (Брюсова В.Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва // Вопросы истории, 1969, №1). Эти две версии не противоречат друг другу по существу, поскольку два монастыря были тесно связаны между собой. Возможно, Андрей был в послушании у Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом, естественно, сохранились. Рублёву приходилось выполнять заказы митрополита и великого князя, поэтому он и находиться должен был в одном из московских монастырей, а именно – в Спасо-Андроникове. По духу св. Андрей несомненно был учеником св. Сергия, то есть приверженцем Троичного богословия святого Сергия Радонежского.

Пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде Сергиевых учеников, с которыми он тесно общался во время поездок, связанных с выполнением заказов. По-видимому, Андрей знал и святого Савву Сторожевского, поскольку на рубеже веков (XIV-XV) работал в Звенигороде и несколько позднее в самом Саввино-Сторожевском монастыре. Должен он был знать племянника святого Сергия, святителя Феодора, архиепископа Ростовского, бывшего раннее игуменом в Симонове монастыре, находившемуся рядом с Андрониковым. Другой игумен Симонова монастыря, друг и собеседник Сергия, Кирилл ушёл в 1392 году на Белоозеро, но как личность он, несомненно, был известен иноку Андрею. Непосредственным учеником преподобного Сергия был основатель и первый игумен Андроникова монастыря преподобный Андроник. Из Троицкого в Андроников переходили некоторые монахи, среди которых был Ермола-Ефрем, давший средства на постройку каменного храма, и будущий игумен, с которым инок Андрей также находился в тесных отношениях (Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII-XVвеков. Т.2. М., 1962, с. 326-330). Несомненно, Андрей знал непосредственного Сергиева ученика Епифания Премудрого, автора первого жития св. Сергия Радонежского. Еиифаний оставил нам первоначальные сведения об Андрониковом монастыре и о Феофане Греке. Об Андрее Рублёве он ничего не писал, но это не удивительно – Рублёв был современником и почти ровесником Епифания. Кроме Епифания Андрей знал знал и других высокообразованных людей своего времени, среди которых надо назвать прежде всего святителя Киприана, Митрополита Московского. Киприан прошёл школу афонского подвижничества и его духовный мир был близок Андрею. Киприан был исихиастом, учеником святого патриарха Филифея – ученика святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Киприан, болгарин по национальности, был родственником святителя Евфимия, патриарха Тырновского, ученика Григория Синаита (Салтыков А. А., протоиерей. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве // Древнерусское искусство XV - XVII веков. М., 1981, с.15, 19, 24). Св. Иосиф Волоцкий дал совершенно исихиастскую характеристику характеристику преподобному Андрею и его «сопостнику» Даниилу (Великие Минеи-Четьи, сентябрь,9, стлб. 557-558).

Несомненно, инок Андрей знал и другого высокообразованного человека – св. Митрополита Фотия, сменившего умершего в 1409 году Киприана. К приезду Фотия Андрей и Даниил расписывали в 1408 году кафедральный митрополичий собор во Владимире. Фотий был высокодуховным иерархом, но принадлежал к другому богословскому направлении в православии – он был варламитом, не одобрявшим исихастские убеждения своего предшественника.

Как человеку, разделявшему исихастские взгляды, Андрею должны были быть известны переведённые на славянский язык творения святого Григория Синаита. В круг чтения просвещённого человека того времени входили «Богословие» святого Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, «Толковая Палея», труды Псевдо-Дионисия и др.

Летописное сообщение назвало дату начала росписи Владимирского Успенского собора: «Того же лета маия в 25 начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пресчистыя Володимирская повелением великого князя, а мастеры Данило-иконник да Андрей Рублёв» (ПСРЛ, т.18, с.154). Росписи этой придавалось огромное значение, т.к. Владимир продолжал считаться городом – резиденцией Митрополита, поэтому митрополичий собор должен был обладать росписями, достойными высокого посланца Константинопольской Церкви и показать достоинство Русской Церкви.

Много споров среди исследователей вызывал вопрос о том, кто же был учителем Рублёва. В «Отвещании» святого Иосифа Волоцкого преп. Андрей именуется учеником Даниила («Преподобного Иосифа Волоколамского отвещание любознательным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех иже в Рустей земли сущих. // Чтения в обществе истории и древностей Российских (ЧОИДРЛ), №7, с. 12). Но источник этот является довольно поздним и по мнению крупнейшего российского искусствоведа и историка искусств (или как говорили в советские годы – историка материальной культуры) В. Н. Лазарева «это утверждение позднего источника носит беспочвенный характер» (Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. М.,1966, с. 14). Даниил Чёрный был несомненно старше Андрея Рублёва, но фактические данные скорее противоречат возможности учительства Даниила: среди мастеров, расписывавших в 1405 году кремлёвский Благовещенский собор, отсутствовало имя Даниила, но зато стояли имена Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва, а имя Даниила всплывает в летописном упоминании лишь в 1408 году в связи с их совместными трудами по росписи Успенского собора во Владимире. Ясно, что Даниил был другом Андрея и составлял с ним общую артель. Учителем же Рублёва мог быть только старец Прохор с Городца. Само наименование в летописи Прохора старцем говорит о его преклонном возрасте. Предание о тесных духовных узах святого Андрея и Даниила бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано Пахомием Сербом в «Сказании о положении мощей святого Сергия», составленном на основе Жития св. Сергия Радонежского Епифания Премудрого, и святым Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиевой Лавры Спиридона.( Сомнение в этом тексте вызывает лишь именование Андрея учеником Даниила по вышеуказанным мотивам.) В «Книге о Св. Сергии» мы читаем: «Нужно же и се нам есть помянути: и чюдно, како исполнися желание преподобного отца настоятеля Сергия, умолени бо быша от него чюднии добродетелнии старци живописцы, Даниил и Андрей предпомянутый, иже присно духовно братство и любовь к себе велику стяжавше и яко украсиша подписанием церковь сию и конец своего богоугодного жития и блаженнаго, и тако к Господу отъидоша, во зрении друг со другом, в духовном союзе, яко же и зде пожиста и сие писание конечное в память свою оставиша, яко же всеми зрится» («Книга о Сергии» . Цит. По В. Н. Лазарев. Андрей Рублёв…с. 76).

В повести о начале Спасо-Андроникова монастыря, вставленной в Житие святого Сергия Радонежского содержатся сведения о кончине Святого Андрея Рублёва. Там говорится, что после смерти игумена Андроника (+13 июня 1374 года) во главе монастыря стал игумен Савва (+между 1410 и 1420 годами), а затем Александр (+не ранее 1427 года). Далее там описываются события, произошедшие при игумене Александре: «По времени же в оной обители бывшу игумену Александру, ученику предупомянутого игумена Савы, мужу добродетелну, мудру, изрядну зело. Так же и другому старцу его именем Андрею, иконописцу преизрядну, всех превосходящему в мудросте зелне, и седины честныя имея, и прочии мнози. Сима добре строящима обитель благодатию Христовою и сотворше совт благ с братию и Богу помогающу создасти в обители свою церковь камену зело красну и подписаниемъ чудным своими руками украшена в память отецъ своих, си же до ныне всеми зрится» (Н. Тихонравов. Древние жития святого Сергия, вып. 2, М., 1892).



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3: ЛИКИ СВЯТОСТИ В ПРАВОСЛАВИИ



Святые в православии

Святые, размещённые в небесах по ликам святости (икона «Страшный суд», Польша, XVII в.)





Наименование лика

Сокращение

Критерии включения

Апостолы

ап.

Ученики Иисуса Христа. Различают двенадцать апостолов и апостолов от семидесяти.

Бессребреники

бесср.

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Зачастую к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд.

Благоверные

блгв.

Монархи и удельные князья — за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры.

Блаженные

блаж., блж.

Синонимичное именование юродивых на Руси, а также устоявшееся именование некоторых святых, не юродивых (св. блж. Иероним Стридонский,Августин Блаженный, блаженная княгиня Ольга, Блаженная Матрона, блаженный Никита).

Великомученики

вмч./вмц.

Мученики за веру, перенёсшие особо тяжкие и продолжительные мучения.

Исповедники

исп.

Лица, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, исповедниками называют тех, кто после перенесённых мучений оставался в живых.

Мученики

мч./мц.

Люди, принявшие насильственную смерть за свою веру.

Праведные

прав.

Миряне и священнослужители из белого духовенства почитаемые за праведную жизнь.

Праотцы

(специального сокращения нет)

Ветхозаветные патриархи, почитаемые как образцы благочестия. Родители и супруг Богородицы, апостол Иаков (брат Господень) также относятся к праотцам, но именуются Богоотцами (к богоотцам относят и царя Давида).

Преподобномученики

прпмч./прпмц.

Мученики за веру из числамонахов.

Преподобноисповедники

прп. исп.

Исповедники из числа монахов.

Преподобные

прп.

Монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь.

Пророки

прор. и прр.

Лица, упомянутые в Библии, возвещавшие народу волю Бога и проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи. Почитают 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя, который является последним святым, почитаемым в данном лике святости.

Равноапостольные

равноап.

Лица, прославившиеся проповедью Евангелия и обращением народов в христианство.

Святители

свт.

Архиереи, прославившиеся праведной жизнью и пастырской деятельностью.

Священноисповедники

сщисп.

Исповедники из числа священнослужителей.

Священномученики

сщмч.

Мученики за веру из числа священнослужителей.

Страстотерпцы

страстот.

Лица, принявшие мученическую кончину не за веру

Благодаря тому, что небожители ближе соединены со Христом, они сильнее укрепляют всю Церковь в святости, они непрестанно ходатайствуют о нас перед Отцом, принося Ему в дар свои заслуги, приобретенные на земле через единого Посредника между Богом и людьми, Христа Иисуса. Итак их братское попечение - большая помощь нашей немощи (ст. 956)

В католической церкви существует разделение праведников на собственно святых и блаженных. Процесс причисления праведника к лику святых называется канонизацией, в то время, как причисление к числу блаженных — беатификаций. Блаженный — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника. Разделение процессов беатификации и канонизации было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации.

В Католической церкви отсутствует чёткое деление святых по ликам святости, принятое в православии. Однако по схожим принципам святых часто делят на несколько групп. Наиболее распространённое деление восходит к Лоретанской литании.

Наименование

Лат. яз.

Девы

Virgines

Апостолы

Apostoli

Мученики

Martyres

Исповедники

Confessores

Пророки

Prophetae

Патриархи

Patriarchae



Святость — это состояние переживаемое верующим по слову Апостола Иакова «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак.4:8). Но также сказано «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). Таким образом с одной стороны единственным сердцеведцем знающим угодников своих является сам Господь. Но Он Сам прославляет святых своих чудесами: даром языков (в первые века), пророчествований, исцелений, чудотворений при жизни, нетленными мощами, исцелений по молитвам святому. Чудеса не являются обязательным условием почитания, по слову Апостола Павла о высшем даре: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8) -, но являются как бы указанием самого Господа на почитание его верного служителя. Например, как описано сразу после прославлении Святителя Московского Ионы об исцелении одной женщины:

Приведённая во храм, она усердно молилась пред чудотворными иконами, Владимирской и Великогорецкой, но не получила желаемого; припадала потом ко гробу чудотворца Петра и много скорбела, что труд её был напрасен; тогда послышался ей таинственный голос: «Иди ко гробу Ионы, чудотворца». «Не знаю, Господи, где он» — смиренно отвечала слепая, и, когда привели её к честной раке, стала осязать её руками с тёплою молитвой о прозрении, но как только приникла к мощам, чтобы приложиться, почувствовала как бы тёплое дуновение из уст святительских, прямо в очи свои, и в ту же минуту прозрела.



Лики святости — различные категории, на которые в православии принято разделять святых при их канонизации и в почитании в зависимости от трудов при жизни.

Апостолы - ученики Иисуса Христа. Различают двенадцать апостолов и апостолов от семидесяти.

Великомученики - мученики за веру, перенёсшие особо тяжкие и продолжительные мучения.

Мученики - люди, принявшие насильственную смерть за свою веру.

Священномученики - мученики за веру из числа священнослужителей.

Исповедники - лица, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, исповедниками называют тех, кто после перенесённых мучений оставался в живых.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.-Л., 1943.

  2. Айналов Д. История русской живописи. Вып.1. СПб., 1913.

  3. Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство XV - XVII веков. СПб., 2001.

  4. Брюсова В.Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва // Вопросы истории, 1969, №1.

  5. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII-XV веков. Т.2 М., 1962.

  6. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

  7. Великие Минеи-Четьи, май, сентябрь, ноябрь.

  8. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914.

  9. Клибанов А.И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублёва // Сб.: Андрей Рублёв и его эпоха. М., 1971.

  10. Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. М., 1966.

  11. Полное Собрание Русских Летописей. Т.VI, XVIII.

  12. Сергеев В Н. Рублёв. М., 1986.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.