Духовно-нравственное воспитание в условиях дополнительного образования детей

Гроздева И.В.,

учитель начальных классов МОУ лицея №64,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

г. Краснодара

Духовно-нравственное воспитание

в условиях дополнительного образования детей

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.

Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными»: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие и воздержание – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре –интересом к иностранным языкам и традициям.

Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.

Трагедия XX века дала нам уникальный опыт жизни без Бога. Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей.

По данным статистики научно-технический прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при одновременном, резком снижении нравственности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики.

Возьмем данные статистики только одной из страшнейших болезней – «чумы 21 века»: до 2,5 млн. человек РФ употребляют наркотики, ежегодно эта цифра увеличивается на 80 тыс. человек (или на 220 за день). 80 человек – столько наркоманов умирает каждый день в России. Таким образом, за год страна теряет около 30 тысяч человек. Средний возраст умерших – 28 лет. В нашем крае каждый день от наркотиков погибает 4 человека.

Пьянство, курение, детская проституция и беспризорность, негативный информационный поток, криминализация сознания, разрушение семьи – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.

На встрече с молодежью Святейший Патриарх Кирилл отметил: «…существует удивительный факт: люди, живущие в разных культурных средах и даже в разные эпохи, имеют одно и то же понимание добра и зла – фундаментальное понимание, не в деталях, а по сути, – которое опознается голосом человеческой совести». «Бог, создав человека, вложил в его природу некоторые качества и свойства, определяющие эту объективную систему ценностей».

Спасением для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружке «Кубань православная».

Дополнительная образовательная программа «Кубань православная» имеет социально-педагогическую направленность, составлена на основе государственной программы «Православная культура» Л.Л. Шевченко и рассчитана на детей 9-12 лет. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Целью программы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение православной традиции в условиях дополнительного образования позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи кубанской истории.

Учитывая, что кубанское казачество неразрывно связано с православной культурой России, мной, как составителем модифицированной программы введены темы, связанные с традициями и обычаями казаков, рассказами о храмах города, святынях края, радетелях и героях земли кубанской, тема «История моего рода». «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», — вот лейтмотив краеведческой линии программы.

Данный курс предполагает сочетание разнообразных методов и приемов преподавания. К основным можно отнести рассказ учителя; работу с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию; зарисовки в течение урока и домашние задания творческого и поискового характера в форме рисунков, обеспечивающие практическую деятельность обучающихся. Большое место занимает эвристическая беседа и выполнение самостоятельных творческих заданий.

Формы проведения занятий – мультимедийные презентации, беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии.

Содержание программы реализуется учебно-методическим комплектом Л.Л. Шевченко «Православная культура». Используются пособие «Обычая, традиции, нравы казаков», материалы детских журналов «Православная радуга» и др.

Знания, получаемые воспитанниками в сфере дополнительного образования, позволяют осуществлять межпредметные связи со всеми образовательными предметами, изучаемыми в начальной школе. Это делает возможным создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволит приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

В ходе реализации программы, учитывая связь изучаемого культурологичекого курса со всеми областями жизни ребенка и общества в целом, предполагается участие воспитанников в праздниках при храме, общение со священнослужителями, представителями казачества, ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудничество со школьным информационным центром – библиотекой.

Коротко хочу рассказать о реализации программы и жизни моих воспитанников.

Помощь в работе мне оказывает настоятель Свято-Преображенского храма поселка Южный священник Борис Кекеев. Ребята приняли участие в обряде освящения кабинета, на Рождество — в традиционном концерте в храме. Батюшка подарил классу икону Христа Спасителя; рассказывал ребятам и родителям о смысле обрядов, о церковных таинствах, о Заповедях Господних, о взаимоотношениях между детьми и родителями.

Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, изготовление листовок ко дню освобождения Краснодара от фашистских захватчиков, посещение музеев боевой славы, читательские конференции по книгам о родном крае – вот тот фундамент, на котором держится воспитание патриота и гражданина. Наша проектная работа «Памяти прадедов будем достойны!» была издана в виде брошюры, экземпляр которой получила каждая семья, принявшая участие в проекте, и легла в основу стенда в школе, посвященного прадедушкам-ветеранам.

В рамках эстетического воспитания ребята посещают концерты в муниципальном органном зале. Встречи с симфоническим оркестром — это первые шаги в прекрасный мир музыки.

Мы сотрудничаем с детскими коллективами: отпраздновали Святки вместе с ребятами ансамбля народного творчества «Катенька», дети посещают занятия в образцовом казачьем ансамбле «Стригунок».

Мы осуществляем пропаганду идей духовно-нравственного воспитания через школьную периодическую печать. Ни один номер газеты «Переменка» не обходится без статей о жизни моих воспитанников, без их творческих работ.

Туристические поездки по краю стали традицией. Были в Горячем Ключе, в поселке Гончарка в Дендропарке.

Особо запомнилась паломническая поездка в Свято-Михайло-Афонскую пустынь, которая была организована Управлением образования города Краснодара.

Результатом наших поездок стал фотоальбом «Красота нерукотворная». В него мы помещаем красивые виды природы, фотографии, привезенные ребятами и родителями из поездок и путешествий. Два других направления в работе – фотоальбом «Красота рукотворная», сборник презентаций и детских докладов «Красота спасенная».

Деятельность педагога включает в себя работу с родителями, потому что именно они являются главными помощниками и единомышленниками. В целях комплексного подхода к реализации программы проводятся лектории для родителей по темам: «Как по-настоящему любить детей», «Роль отца в семейном воспитании», «О роли женщины в семейном воспитании», «Дети в мире соблазнов» и др.

Если говорить о результатах, которых мы достигли, то это повышение интереса к истории и культуре родного края, возрастание численности воспитанников, вовлеченных в сферу дополнительного образования (в прошлом году православную культуру изучали 25 человек, в этом – 40; по просьбе родителей и желанию детей, открылась 3-я группа для учащихся 5-х классов), увеличение участников творческих, в том числе и православных, конкурсов, победы воспитанников кружка из начальных классов во Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры.

В этом году воспитанники кружка приняли участие в краевом конкурсе «Дети Кубани против наркотиков» Хочу зачитать стихотворение «Жизнь пополам…» моей воспитанницы Аманатовой Юлии, 4 класс:

Как прекрасен этот мир, посмотри:

За окошком на ветвях снегири.

Солнца лучик вдруг упал на стекло,

Согревая всё живое теплом,

Проникая теплотой в души тех,

Где так сказочно звучит детский смех,

Где все верят в доброту и уют

И красивого, чудесного ждут.

Но никогда чудес в душе не будет там,

Где так страшно и луна пополам,

Где всё время тишина и обман,

Пустота. Где человек – наркоман!

Сердце больное разъела дыра.

Не будет ни завтра, не будет вчера,

Не будет ни смеха, не будет мечты,

Цветущего лета, в душе красоты.

И изредка будет мысль о том,

Что можно остановиться потом.

Но будет ли это? Но будет когда?

Когда не останется от жизни следа?

Солнышко, брызни своими лучами

На наркотики – людские печали,

Чтобы они никому не мешали жить:

Рождаться, учиться, творить и любить.

Более точно определить основные ценности и приоритеты, которые должны стоять перед подрастающим поколением невозможно.

Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Свое выступление хочу закончить словами митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта… Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!»

Пришло время духовного Возрождения России.

Благодарю за внимание.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *