Что такое крещение



ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ

    Итак, христианство - это следование за Христом, личные отношения между Ним и мной. И христианином является не тот, кто делает что-то внешне заметное, а тот, кто имеет с Ним эти взаимоотношения.

    Поскольку понятие «Священное Предание» не имеет четко очерченных границ, мы убедились, что единственный надежный источник, из которого мы можем достоверно знать о Христе это Священное Писание. По нему мы можем поверять другие знания, получаемые нами через предания Церкви, здравый смысл, непосредственный духовный опыт, или каким-либо путем. Христос, воплощенное Слово Божье, отображен в записанном Слове Божьем - Священном Писании. Христиане стремятся искать истину не в каких-либо традициях или следовать человеческим мнениям, потому, что человеческое знание ограничено, и человек может заблуждаться. Они следуют Слову Божьему.

    Мы также говорили, что человеку, узнавшему о возможности спасения во Христе, необходимо отказаться от своей прежней жизни - жизни без Бога. Ему надлежит признать, что его пораженная воля побуждает его действовать по собственному желанию и мешает ему быть с Богом. Библия называет это грехом и повелевает покаяться, то есть принять твердое решение вручить свою волю в Божье попечение на основании жертвы Христа. Принятие такого решения Библия называет обращением - коренным разворотом мировоззрения.

    Теперь у нас есть отправные пункты, необходимые, чтобы задать принципиальный вопрос: что нам делать?

    Священное Писание говорит: "Вера от слышания, а слышание от слова Божия" (К Римлянам 10:17). Мы понимаем, что Библия - наш путеводитель следования за Христом. Мы знаем, что главная тема, идущая красной нитью через все Писание - грешное человечество получило спасение по благодати Божьей через веру в Иисуса Христа. Но трудность в том, что в наши дни вера - понятие растяжимое, и чем дальше, тем больше и больше его растягивают, и зачастую уже не понятно, о чем идет речь. Поэтому необходимо различать ту веру, о которой говорит Священное Писание и обыденное понимание этого слова.

    Со многим в этой жизни мы знакомы понаслышке. Мы можем почитать Библию или о Библии, услышать пару проповедей, и, приняв все это к сведению, считать себя верующим человеком. Но если на этом наше познание воли Божьей остановилось, если в Его слове мы не услышали Божьего зова к себе лично, это не та вера, о которой говорит Священное Писание, а так - осведомленность или, хуже того, суеверие. Слушать недостаточно - необходимо слышать.

    Когда я начинаю прислушиваться к авторитету Божьего слова, начинаю признавать истинность услышанного, у меня появляется вера на уровне убежденности. Убеждения - уже не просто осведомленность, а твердая уверенность в чем-то, и большинство из нас, как правило, понимает под спасительной верой именно это. Но вот что говорит о такой вере Библия: "ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иакова 2:19). Бесы знают, что Бог есть, наверняка. Они абсолютно убеждены в этом и до сих пор содрогаются, вспоминая, как, подобно молнии, были скинуты вместе с сатаной с неба на землю. Они знают силу и славу Божью и трепещут перед ней. Но меняет ли это их жизнь? Никоим образом!

    Настоящая вера начинается тогда, когда мы не просто слушаем и слышим, но и слушаемся. Мы понимаем, что нам необходимо изменить свою жизнь, и перед нами встает этот самый вопрос: что нам делать? Ведь слушаться - значит следовать воле Того, Кто дает нам истину. Не даром именно этот вопрос возник у тех, кто впервые услышал апостольскую проповедь: "Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деяния 2:37, 38).

    Услышав проповедь Петра, они убедились, что он прав, и "умилились сердцем" (правильнее было бы перевести: содрогнулось их сердце). И совершенно естественным образом встает вопрос: что нам делать? Как же нам теперь жить? Как нам восстановить отношения с Богом, как следовать Его воле? Ответ Петра содержит два повеления: первое - покайтесь; и второе - да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа.

    В своем ответе Петр следует заповеди, оставленной Господом в Его последней беседе с учениками: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (От Матфея 28:19). Иисус повелел не "расскажите об этом всем народам", а "научите", сделайте все народы Моими учениками". Они должны не просто быть наслышаны - с этим у нас в народе все в порядке, и давно уже создан некий около-христианский фон, в который под Рождество включаются елка, Дед Мороз и подарки; а под Пасху - куличи и крашенные яйца, хотя ничего общего со Словом Божиим это не имеет, и осведомленность практически повсеместно переросла в суеверие. Иисус говорит: "научите", то есть убедите их в истинности и важности Благой Вести. И вытекающее из этого повеление - "крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа".

    Священное Писание говорит, что крещение - это самые начатки, азбука учения Христова, то, без чего вы не сможете читать Его учебник. Научившись же читать нет нужды снова возвращаться к азам: "Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном" (К Евреям 6:1,2). Но, как это ни печально, этот азбучный вопрос - причина постоянных споров: что значит креститься? как креститься? где креститься? Что для этого нужно? Мы претыкаемся, еще не ступив на этот путь. И сатана использует это, чтобы Тело Христово не росло и развивалось, а дробилось и разделялось. Давайте же попробуем разобраться, что говорит о крещении Священное Писание.

    Однако всякого, желающего узнать что-либо конкретное о технической стороне крещения непосредственно из Священного Писания, постигнет разочарование. Библия об этом практически ничего не говорит. Важность значения этого акта подчеркивается постоянно, но никаких объяснений о том, как совершать его не дается. Почему?

    Представьте такую ситуацию: мать написала в письме сыну-миссионеру в Африку - не забывай хорошо завязывать шнурки ботинок, это крайне важно, чтобы не упасть. Самолет с почтой терпит аварию, и письмо попадает бушменам, никогда в жизни не видевшим обуви. Прочитав письмо и проникшись важностью вопроса, они справедливо возмутятся: почему здесь не разъясняется что такое шнурки и что такое ботинки; что такое завязывать, и как это - завязывать хорошо? Но никаких прямых разъяснений в тексте письма не дается, потому что значения употребляемых слов были прекрасно знакомы как писавшему, так и адресату. Так же обстоит дело и с крещением: на заре христианства значение этого понятия было абсолютно ясно людям того времени, и объяснений не требовалось. Нам же, чтобы определить его значение, приходится рассматривать этимологию (происхождение) и семантику (значение) употребляемых в Писании слов; изучать культурный фон; рассматривать косвенные сведения о крещении в Библии.

    Что касается лингвистического анализа, нам зачастую мешает уловить изначальное значение этого понятия само русское слово "крещение", скорее являющееся его интерпретацией или применением, чем непосредственным эквивалентом. Мы относимся к народу, получившему Благую Весть почти 1000 лет спустя после начала ее распространения. Мы получили ее на языке, специально созданном иностранными миссионерами для этой цели. И там, где в протославянском языке не находилось соответствующего понятия, они либо использовали соответствующее иностранное слово (ангел, Христос, евхаристия, апостол, пресвитер и проч.), либо создавались ранее не существовавшие слова, одним из которых и является "крещение". Оно этимологически связано со Христом и с Крестом, и мы уже не видим в нем другого смысла, кроме как посвящение себя Христу или, как минимум, приобщение к группе людей, называемых христианами. Отрыв от изначального смыслового значения зачастую превращает крещение в некий обряд инициации. Но ничего подобного не вкладывалось в это слово изначально. Его смысл нигде не разъясняется - первые слушатели прекрасно понимали, о чем идет речь. Что же это слово значило для них?

    В оригинальных текстах Священного Писания крещение обозначается греческим словом баптизо: окунать обмакивать, погружать. Но тут же стоит оговориться, что в греческом языке есть и другое слово, однокоренное с ним и имеющее такое же значение - бапто. Оно тоже встречается в Библии, например, когда Иисус на вечере с учениками обмакнул (бапто) хлеб в соус. В чем же разница между этими двумя словами? Разница столь же велика, как, скажем, между теми же русскими словами слушать и слушаться. Вроде бы, слова похожи и значения их похожи, но смысл совершенно другой. Чтобы яснее понять разницу, можно обратиться к другим литературным источникам того же периода времени.

    Так, в трудах греческого поэта и врачевателя II в. до Р.Х. Никандера, мы находим рецепт изготовления маринованных огурцов, в котором используются оба глагола: сначала вы бапто огурец в кипяток, а затем баптизо его в раствор уксуса. Вроде бы, и то, и другое означает окунуть, но второе действие, в отличие от первого, подразумевает качественное изменение: огурец не просто погрузился в жидкость, но в результате этого произошло изменение его свойств. В античной литературе можно также найти описание технологии крашения тканей. Когда мы окунаем ткань в воду, применяется глагол бапто, когда же в краситель - баптизо, потому что происходит изменение ее свойств.

    Значит, при крещении речь идет не просто об омовении, о делании человека чистым или просто мокрым, но об изменении качественных свойств. Именно об этом говорит и Библия: крещение - не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1-е Петра 3:21).

    Итак, уже из самого слова баптизо люди понимали, о чем идет речь. Кроме того, они были знакомы с нормальной для своего времени практикой крещения. Крещение не было изобретено с приходом Иоанна Крестителя - задолго до этого оно уже существовало, как обряд ритуального омовения. И особое значение этот обряд начинает принимать в последние столетие перед Рождеством Христовым, когда начинают последовательно исполняться пророчества о близком пришествии Мессии, и в Израиле возрождается стремление к праведности: израильтяне хотели быть готовыми к приходу Христа.

    В основном поиск праведности пошел двумя путями. С одной стороны, возникает движение фарисейства. Фарисеями (от евр. "перушим" - отделенный) становились евреи не из левитов, но, тем не менее, провозгласившие повседневную праведность целью своей жизни. Это было массовым движением духовного возрождения. Из Евангелий мы знаем, что Иисус нередко осуждал фарисеев за лицемерие, и у нас может возникнуть представление, что все фарисеи - лицемеры. На самом же деле их целью было достижение праведности, просто под праведностью они зачастую понимали лишь соблюдение внешней формы закона, Иисус же указывал на его сущность. Он говорил своим ученикам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (От Матфея 5:20). Если бы под фарисеями подразумевались негодяи и лицемеры, в чем была трудность превзойти их праведность? Нет, просто для фарисеев праведность становилась самоцелью; смыслом жизни, наша же праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев, быть не конечной целью, а проявлением движения к цели - ко Христу.

    Вторым способом достижения праведности был уход из мира. Искатели праведности, желавшие укрыться от мирских искушений, стали уходить в пустынные места. Так возникло движение ессеев. Ессеи жили уединенными общинами, проводя время в молитве, пении гимнов, изучении и переписывании Священного Писания. Ритуальное очищение полным погружением в воду практиковалось ими как минимум раз в день. Те же из них, кто переписывал Писание, всякий раз, дойдя до упоминания в нем Бога, совершал обряд очищения и брал новое стило (палочку для письма), которое, закончив выводить три буквы Священного Имени, тут же ломал. Археологи нашли сохранившиеся баптистерии (бассейны для крещения) при раскопках поселений ессеев.

    То ли под влиянием ессеев, то ли параллельно с ними, но крещение стало практиковаться и при Иерусалимском Храме - практически все паломники должны были пройти этот обряд прежде, чем войти в храмовые дворы. Для этой цели большие баптистерии были оборудованы перед воротами храма. Скорее всего, именно в них крестились три тысячи, принявшие Благую Весть в день Пятидесятницы.

    Таким образом, участникам новозаветных событий понятие крещения было ясно и знакомо. И тут появляется Иоанн и выдвигает совершенно революционную идею (потому-то он и получил прозвище Креститель). Он учит, что внешнее омовение не очищает нас от духовной скверны, если не включает очищения внутреннего - покаяния и оставления грехов. С этого момента крещение уже не просто омытие, но обещание Богу доброй совести, отказ от своих грехов и просьба об их прощении. Но, сколь радикальной бы ни казалась эта идея, Иоанн провозглашал, что преподаваемое им крещение - лишь подготовка. Истинное крещение будет преподано Христом: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (От Луки 3:16-17).

    В наши дни можно услышать такое толкование этих слов: необходимо, мол, креститься сначала водою, потом Духом Святым, потом - еще и огнем. Но обратите внимание на слова Иоанна: огнем будут сожжены те, кто не стал Божьим урожаем. Последовавших за Христом Он Сам крестит (омывает) Духом Святым, а отвергающих Его повергает в неугасимый огонь. Кто не будет крещен Духом Святым, тот будет крещен огнем, то есть пойдет в погибель вечную. Упаси нас от этого Господь!

    Так что же нам делать? Мы возвращаемся к старому вопросу. И другого ответа в Библии нет: покайтесь, и да крестится каждый из вас. Нам заповедано покаяние и крещение во имя Иисуса Христа. В Писании встречается и другая формулировка для водного крещения - во имя Отца, Сына и Святого Духа. Но это - то же самое крещение: если мы признаем Иисуса Христом (т.е. Помазанником), то, соответственно, мы признаем и помазавшего (Отца), и помазание (Дух Святой).

    Священное Писание заявляет: существует Один Господь, одна вера, одно крещение (К Ефесянам 4:5). Но как же так - говорится и о крещении водой, и о крещении Духом Святым, а крещение только одно? Здесь либеральные богословы, отвергающие все чудесное в Писании, сталкиваются с неразрешимой проблемой. Дело в том, что Библия разделяет все сущее на миры видимый и невидимый - мир физический и мир духовный. Мир духовный - то, что нам не видимо, нашему человеческому восприятию не подвластно, и либералы отвергают его существование. Крещение же затрагивает обе стороны, потому-то мы называем его таинством. Таинство, это когда через наши видимые физические действия Бог производит невидимые духовные действия. Это - синергия: совместное действие человека и Бога в одном акте. Крещение - таинство, и мы, совершая видимое человеческое действие (погружение в воду), подвергаемся невидимому духовному воздействию Бога, погружающего нас в действие Святого Духа.

    В этом таинстве присутствуют пять важных элементов, в которых человек и Бог действуют совместно. Они-то и отличают крещение от простого окунания.

    1. В крещении мы отождествляем себя с жертвою Христа, Его смертью и воскресением. Соответственно мы получаем от Бога обновленную жизнь. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (К Римлянам 6:3-5).

    Интересно заметить, что в этом одновременном действии Бога и человека человек как бы тоже становится трансцендентным - выходит за пределы времени, проникает в вечность. В этом действии одновременно присутствует и настоящее, и прошлое, и будущее. Мы отождествляемся с предвечным Сыном Божьим Христом в прошлом, где Он - Агнец Божий; мы отождествляемся с Ним в нашей обновленной жизни сейчас, где Он - Спаситель Мира; мы отождествляемся с Ним подобием воскресения в будущем, где Он - Царь царствующих и Господь господствующих.

    Либералы видят в крещении не более, чем символику: мы входим в воду - это символ погребения с Иисусом, мы вышли из воды - это символ воскресения. На этом символика обычно заканчивается. Правда, я слыхал и продолжение этой аналогии: после крещения мы надеваем сухую одежду - это символ того, что мы облекаемся во Христа. Но ограничивается ли символикой значение крещения? Если бы так, мы могли бы поставить посреди церкви пустой гроб. Человек, скажем, приходит в церковь, ложится в гроб, его заколачивают - он отождествляется со смертью. После этого гроб открывают, он встает - отождествляется с воскресением. Смею уверить вас - человек испытал бы при этом незабываемые переживания. И символика - самая подходящая. Но это был бы нами самими придуманный обряд. Следуем ли мы за Христом, когда ходим собственными путями? Нет! Господь указал нам путь обновления жизни, и кто мы, чтобы "улучшать" пути Божьи?

    2. Священное Писание также учит, что крещением мы отождествляем себя с жизнью Христа и через это получаем от Бога усыновление. Мы отождествляем себя с Сыном Божьим, и Бог признает это отождествление! Мы становимся братьями Христу! В это трудно поверить, но именно так говорит Слово Божье: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (К Римлянам 8:29). И, став братьями Сыну, мы становимся детьми Отцу - детьми Божьими. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (К Галатам 3:26-27). Мы облеклись во Христа, и уже в этой жизни мы отождествляем свою жизнь с его жизнью.

    3. В крещении мы отождествляем себя с Телом Христовым - с Церковью, и Бог наполняет нас Духом Святым. Дух Святой излился на Церковь в день Пятидесятницы, и, становясь в крещении частью Церкви, мы также вступаем во владение этим даром. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1-е Коринфянам 12:13).

    4. Через наше видимое крещение Бог невидимо дает нам прощение грехов:…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деяния 2:38). В этой связи интересно обратить внимание на историю обращения Савла (будущего апостола Павла). Еще на дороге в Дамаск он исповедал Иисуса Господом, и три дня после этого постился и возносил покаянные молитвы, но только в день крещения его грехи были омыты (Деяния 22:16) и он исполнился Святого Духа (Деяния 9:17-18).

    5. Крещение по вере является залогом нашего спасения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (От Марка 16:16). Неверие - путь к осуждению. Всякий, кто не верует, уже осужден; но если мы хотим быть уверенными в своем спасении, мы должны и веровать, и креститься. Потому что речь здесь идет не о суеверной осведомленности (вере-слушании), и даже не о твердой убежденности (вере-слышании), но о вере-послушании. Крещение - самое первое, и простейшее, чего от нас ожидает Бог. И если мы даже этого элементарного не исполняем, о каком послушании идет речь? Потому-то в крещении мы получаем залог нашего спасения: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2-е Коринфянам 1:21-22).

    Это - пять важных характеристик крещения, о которых говорит Писание. А теперь давайте рассмотрим довольно типичную ситуацию. Человек приходит к гадалке (знахарю, экстрасенсу, и т.п.), а та его и спрашивает: а крещен ли ты? Нет? Пойди, покрестись, тогда приходи. Человек бежит в церковь, над нам там совершают обряд крещения, он прибегает обратно. Скажите, пожалуйста: какие из этих пяти признаков, отличающих крещение от бессмысленного обряда, имели место? Ни единого! Человек этот полагается на Иисуса или на гадалку? Он полагается на гадалку. Слушается ли он Бога, категорически осуждающего всякую оккультную практику (Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это - Второзаконие 18:10-12; Ворожеи не оставляй в живых - Исход 22:18). Нет, он слушается гадалку. Он лишь осведомлен о существовании крещения, движим суеверием. Когда же человек принимает крещение из суеверия, происходят поразительные вещи.

    Во-первых, гадалка зарабатывает себе духовный авторитет. Авторитетность Священного Писания общеизвестна, и, якобы, ссылаясь в своей практике на него, ворожея крадет, присваивает себе часть этого авторитета. Человек потом расскажет своим друзьям какую "принципиальность" проявила гадалка, отказавшись обслужить некрещеного, и если кто-то из них интересуется духовными вопросами, он уже пойдет не в церковь ("там одни лицемеры"), а к ней.

    Второе. Гадалка замораживает в этом человеке веру в Бога на уровне суеверия. Обряд он уже совершил - чего еще надо?

    Третье. Человек этот получил прививку, выработал устойчивый иммунитет против Слова Божьего. Попробуйте теперь поделиться с ним Благой Вестью. Он скажет: "Ребята, вы что пристали ко мне? Я уже крещен!"

    Именно так сатана действует в жизни человека, заставляя его совершить некий обряд, называемый крещением, и при этом полностью защитить его от Благодати Божьей, чтобы он уже никогда ее не познал, подменив веру суеверием. Спасительным же является не сам обряд крещения, или магические свойства воды, а благодать Божья. Она дается на основании завета, который человек по собственной воле заключает с Богом. Он принимает условия завета, выдвигаемые Богом, и Бог изливает благословения, уготовленные каждому вступающему в этот завет через жертву Христову. Потому-то крещение (не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести) спасает воскресением Иисуса Христа (1-е Петра 3:21). Не вода или обряд спасают нас, а воскресение Иисуса Христа, к которому мы причащаемся в этом таинстве.

    Если же мы говорим: "Мы верим в Бога, но зачем совершать этот устаревший обряд и принародно окунаться в воду?", мы впадаем в духовный блуд. Мы хотим получать благословения от завета с Богом, но при этом не брать на себя никакой ответственности. Крещение - это шаг веры, шаг послушания.

    Лишь теперь, обсудив сущность крещения, есть смысл рассуждать на практические темы. Споры, как правило, начинаются не с вопроса о значении крещения, а о том, какая практика правильна, какая нет. Но как можно отличать правильное от неправильного, пока непонятно - о чем идет речь? Итак:

    1. Крещение - проявление личного исповедания. Этим актом мы исповедуем, что Иисус - наш Господь, и мы следуем Его воле. Может, нам не хочется лезть в воду: она такая мокрая и холодная, да и люди смотрят… Но я знаю: Слово Божье говорит, что мне надлежит это сделать, и я совершаю этот шаг веры, шаг послушания, шаг исповедания.

    Священное Писание никогда не говорит о покаянии, как таковом, об исповедании как таковом, о крещении как таковом - оно не разделяет этих понятий и говорит о них как о едином комплексе завета между Богом и человеком в вере/покаянии/крещении/исповедании. Более того, в Писании эти слова используются взаимозаменяемо. Если говорится, что некто уверовал, это подразумевает, что он крестился и, наоборот, если крестился, значит, уверовал (ср. Деяния 2:38; 3:19; 16:15, 33, 34; 18:8). Все это означает, что человек обратился, уверовал, принял крещение. Это - единый комплекс изменения жизни человека.

    Встает вопрос: а если человек не обратился, может ли он принять крещение? Будет ли это крещением? В частности - является ли крещением крещение новорожденных младенцев или маленьких детей, которые не в состоянии ни покаяться, ни обратиться от греха, ни сформулировать своих убеждений? Нет, просто мы окунули их в воду на радость окружающим. Конечно, такое действие тоже может нести духовный смысл, когда родители берут на себя ответственность воспитывать этого ребенка в христианском духе, но зачастую и этого нет. Это просто обряд, народная традиция, подвергавшаяся сомнению практически всеми ранними отцами Церкви.

    Практика крещения младенцев основана на двух суевериях, не имеющих ничего общего с Библией.

    Первое суеверие утверждает, что новорожденный младенец безгрешен. Но Священное Писание гласит: я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Псалтирь 50:7). Греховная природа унаследована нами и проявляет себя даже в младенчестве.

    Второе небиблейское основание крещения младенцев - суеверное представление, что сам обряд крещения имеет некую магическую силу. Мол, чтобы ребенок не болел, пойди покрести его.

    Как и в случае любой небиблейской практики, эти суеверия пытаются обосновать либо традицией, либо здравым смыслом. Мол, надо же что-то сделать, чтобы младенец, если умрет, попал на небеса! Но это - не наше дело решать, кто и как должен туда попасть. Когда человек юридически невменяем, т.е. не способен на нравственное различение, он не осознает, что такое грех, и преступления ему не вменяются. Почему мы ребенка, взявшего с прилавка понравившееся ему яблоко, не ведем тут же в милицию и не сажаем в тюрьму? Потому что он еще не способен постигнуть закон и не осознает, что такое преступление. Писание говорит: нет закона - нет и греха. Преступление не вменяется ребенку даже законом человеческим. Ребенок не безгрешен, но блажен: блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства (Псалтирь 31:2).

    Есть и люди, достигшие возраста юридической ответственности, но в силу психических или физических недугов остаются невменяемыми - закон не вменяет их неправильные поступки и им. Когда же ребенок вырастает и начинает осознавать свою ответственность, наша задача помочь ему осознать свою греховность и вверить свою жизнь Тому, Кто избавляет от рабства греха, Кто может дать ему очищение от этой греховности, дать ему жизнь вечную.

    Можно по разному относиться к существующей в Православной Церкви традиции крещения младенцев, которые сами, лично не могли исповедовать веру во Христа как Спасителя. Тем не менее, мы должны постоянно изучать Слово Божье, и перед каждым, кто крещен в детстве, рано или поздно встает вопрос: а было ли это моим крещением, моим личнымрешением, заключением моего собственного завета с Господом?

    Каждому надлежит принять собственное решение вступить в завет с Богом. Родитель не может принять такое решение за своего ребенка. Мы не можем принимать решение за своих детей, делая их внуками Господу. У Бога нет внуков, у Бога есть только дети. А стать дитем Божьим можно, лишь сознательно сделав такой выбор.

    2. Вера и исповедание Христа Господом - единственное условие для крещения. Никаких курсов катехизации, никаких испытательных сроков, никаких финансовых взносов не предшествует крещению в Библии.

    Если я собираюсь переплыть океан на яхте, я должен освоить навигацию, разбираться в такелаже, знать ходовую часть и требования техники безопасности, уметь готовить еду, и т.п. Но если я тону, а ко мне подплывает яхта, и вместо того, чтобы вытащить меня из воды, мне начинают читать лекцию - поможет ли мне это? Мне в первую очередь необходимо спасение, а потом, когда я уже буду на яхте, я смогу изучать основы навигации, чтобы не сбиться с курса.

    Вести догматические беседы с человеком погибающим, не имеющим спасения, бесполезно, ибо, как говорит Священное Писание, о сем надо судить духовно. Он же еще духовно не возрожден, а мы удерживаем его от заключения завета и получения Святого Духа.

    Во всех случаях, о которых мы читаем в Библии, крещение происходит прямо там же и тогда же, где и когда происходит обращение:

     Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч (Деяния 2:41). Никто не стал проводить с ними недельный курс лекций о важности принятия решения - все произошло в тот же день.

     Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины (Деяния 8:12). Когда поверили - тогда и крестились.

     Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (Деяния 8:36-38). Единственное условие здесь - исповедание веры.

     И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деяния 9:18). Не стал ждать воскресного дня, купального сезона, одобрения родственников - тотчас крестился.

     И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его (Деяния 16:33). Это - единственный случай в Писании, когда крещение не последовало тут же за покаянием. Истекающим кровью узникам нужна была медицинская помощь, когда же она была оказана, обращенный немедленно крестился, не дожидаясь утра.

    Все, что необходимо для крещения в соответствии со Священным Писанием - покаяться и призвать имя Господа Иисуса.

    3. Древняя церковная практика - крещение погружением. Библейский текст не подразумевает ни поливания воды на голову, ни кропления - только погружение. В Библии не дается об этом явных указаний, но те, кто слышал апостольскую проповедь, понимали, о чем идет речь. Все были знакомы с традиционной древнееврейской практикой очистительного погружения, об этом же говорила этимология и семантика самого слова баптизо - окунать.

    Кроме того, Библейские тексты косвенно указывают на погружение: и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (От Матфея 3:6); И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (От Марка 1:5). Обратите внимание: не "у реки", не "водой из реки", а "в реке". …Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (От Марка 1:9,10 ); И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его (Деяния 8:38).

    Нам известно, как совершать крещение правильно, если же мы не хотим этого, а намерены делать по-своему, всегда можно найти оправдание. Но всякий, ищущий в исключениях оправдание для неправильной практики, уподобляется человеку, которому сообщили о приближающемся торнадо и посоветовали спрятаться в подвал, а он рассуждает: зачем прятаться в подвал, если подвала теоретически могло бы не быть? Зачем мне поступать так, как говорит Слово Божие, если можно вообразить ситуации, когда это невозможно. И это, когда в доме ванна, полная воды, набранной про запас, на случай ее отключения.

    Встает вопрос: что делать, если я в свое время принял крещение не в соответствии со Священным Писанием? Этот вопрос остро касался и меня самого. Я принимал крещение в зрелом возрасте и по собственной воле. Читая Священное Писание, я признал Иисуса своим Господом, пришел в ближайшую церковь (тогда только начинали открываться ранее закрытые храмы) и сказал, что хочу принять крещение. "Никаких проблем, - говорят, - три рубля в кассу, и вперед". Я несказанно обрадовался, что все оказалось так просто - я-то думал, что будут задавать всевозможные вопросы, как при вступлении в комсомол, а я ничего во всем этом не понимал, кроме того, что Бог ожидает этого от нас. Меня крестили вместе с двадцатью другими желающими, по очереди поливая воду нам на голову с произнесением крещальной формулы. Тем не менее, это было заключение моего личного завета с Богом. Я последовал Его призванию, став на путь миссионерского служения. Моя жена (она была крещена в детстве) тоже приняла Господа, и мы стали служить Ему вместе, пришли в церковь. И тут верующие начали нам говорить: вы, мол, не настоящие христиане, потому что крещены неправильно; вам нужно "перекреститься". Я спорил, что крещен по собственной воле во Христа Иисуса - в кого еще я должен "перекрещиваться"?

    Я долго упирался, и в итоге убедил всех в своей правоте. Когда же споры утихли, Господь открыл мне истину через Писание: Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень (Деяния 18:24-26). Акила и Прискилла не стали спорить с Аполлосом, утверждая: "Ты не знаешь Господа, потому что неправильно крещен". Они просто пригласили его к себе домой и точнее объяснили путь Господень, и он стал правильнее следовать Слову Божьему, что, собственно, и является нашей целью.

    В чем заключается послушание? Знаешь, как правильно - делаешь, как правильно. Если же знаешь, как правильно, но ищешь оправдания, чтобы делать неправильно, это уже не послушание. В этом случае мы больше полагаемся на собственные рассуждения, чем на Волю Божью. Кто хочет делать правильно, ищет для этого возможность; кто не хочет делать правильно, ищет для этого оправдание.

    Когда Иисус пришел креститься от Иоанна, тот удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (От Матфея 3:14,15). Иоанн рассуждал так же, как рассуждал бы каждый из нас: "Как такое возможно? - Мессия приходит принимать от меня крещение! Это мне нужно от него креститься!" Но Иисус останавливает его рассуждения: надлежит нам исполнить всякую правду. Мы знаем как правильно, и мы должны поступать правильно, сколь бы нелогичным нам это ни казалось.

    Я призываю исполнять крещение в соответствии с Писанием не потому, что это полезно, что это удобно, или что Бог может дать благословение (может быть то, что мы считаем благословением, благословением для нас как раз не является, и наоборот, для нас благословением является то, от чего мы бежим), а потому что Бог - наш Создатель, и Слово Его истинно. Христос, воплощенная Истина, пришел креститься от Иоанна, потому что так надлежало исполнить всякую правду. Этим Он явил истинное смирение, истинное послушание Воле Божьей, примеру которого нам надлежит следовать.

    Быть может, кто-то из вас еще не заключил завет с Богом, и ищет для этого какие-то отговорки. Никаких отговорок быть не может. Либо мы следуем Воле Божьей, либо нет. Крещение - самый первый, самый элементарный шаг на пути послушания, это только начатки учения Христова. Если же мы даже не встаем на этот путь, мы лишаем себя возможности следовать за Богом, возможности быть водимыми Его Духом. Священное Писание ясно говорит нам: что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса (Деяния 22:16).



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.