ЧТЕНИЕ «Бунеев Р.Н. Е.В. Школа - 2100» 3 класс Э. Успенский «Школа клоунов» (заключение) Б. Заходер «Перемена»

Ч Т Е Н И Е

«Бунеев Р.Н. Е.В. Школа - 2100»

3 класс

Э. Успенский «Школа клоунов» (заключение)

Б. Заходер «Перемена»


ЦЕЛИ:

  1. Формировать навык осознанного выразительного чтения, совершенствование выразительности в чтении стихотворной формы, умение высказывать свое мнение и анализировать новый текст.

  2. Развивать интерес и любовь к чтению, расширяя читательский кругозор.

  3. воспитывать положительное отношение у учебе в поведению в школе, дружбе.

  1. Орг момент. Да здравствует школа!

Да здравствует смех!

Да здравствует радость, удача, успех!

Учиться без страха, играя, все знать

И каждый урок отвечать лишь на «пять»!

2. Проверка домашнего задания.

-Знаете ли вы такую школу? Кто ее придумал?

Вам понравилось в школе клоунов? Что в ней было необычного? Что нового главного вы узнали для себя на этих уроках? (Люди общаются между собой при помощи …)

- На кого похожи клоуны в своих ответах на уроках? (на первоклассников)

- Сейчас я проверю как вы внимательно читали рассказ и сможете ли узнать одного из клоунов.

Рыжий клоун – скромный малый, Ну, а эта первоклашка

Он волшебник и поэт. Так мечтает быть звездой.

Он по радио, бывало, клоун-девушка? Вот классно!

Узнавал про целый свет. Радость, шутки – все с собой.

Ох и милая фигура Она вступает в спор бесстрашно,

Наш дружище – клоун - … (Шура) Остроумная … (Наташа)

- Сегодня мы заканчиваем чтение фрагмента из книги Э. Успенского «Школа клоунов»

И домашнее задание было написать сочинение о своей школе. Давайте послушаем и узнаем какую же школы вы создали бы?

Чтение детьми сочинений «Школа моей мечты»

- Да ребята хорошие получились у вас школы. Только вот встретился мне сегодня мальчишка очень странный и не могу понять откуда он из какой школы.

3. Речевая подготовка.

А почему он странный вы сможете понять, прочитав стихотворение Эммы Мошковской


Прогульщик

Шел Прогульщик на прогулку, и гулял киномеханик -

Шел и песенку свистел. Не показывал кино,

Захотел Прогульщик булку Футболисты и артисты

И баранку захотел. Прогуляли заодно...

Захотел он шоколадку, И обиделся Прогульщик!

Пососал бы леденцов.... И Прогульщик не смолчал!

Но прогуливал буфетчик, И прогульщикам Прогульщик

И не видно продавцов. «Вы - прогульщики!» - кричал.

Вопросы после чтения.

- Кто такой прогульщик? Найдите в тексте однокоренные слова к слову прогульщик.

  • Почему слово прогульщик написано с заглавной буквы? (Он так часто прогуливает уроки, что все забыли, как его звать. Это теперь новое имя мальчика - прозвище и т.д. Имя неважно - важен поступок...) Что же так возмутило Прогульщика?

  • Какой урок получил Прогульщик во время прогулки?

  • Каким тоном будем читать стихотворение?

Прочитайте стихотворение хором, выделяя голосом слова-действия. Особое внимание обратите на восклицательные предложения.

  • Как вы думаете, если мы заглянем в дневник Прогульщика, что мы сможем увидеть на его страницах? Быть может, странички его дневника или ему подобных помещены в учебнике на с. 127?

  • А пока Прогульщик безжалостно тратил время, сколько нового интересного узнали во время занятий наши друзья - клоуны.

Какие же «главные выводы» сделали ученики «Школы клоунов» во второй день занятий? (Люди общаются между собой при помощи разговоров, писем, телеграмм, записок. Мы можем беседовать с людьми, которые уже умерли, понимать их, потому что можем прочесть написанные ими книги.

- С каким настроением вы читали отрывки из книги?

- Какой представляет себе автор Школу радости? Каков его замысел?
(Автор захотел сделать так, чтобы все поняли, что учится можно с увлечением, что знания можно получить в игре, что учеба и уроки могут быть удовольствием даже для таких суперсерьезных личностей, как Помидоров, и т.д.) - Хочется ли вам побывать на других занятиях в Школе клоунов? Что для этого нужно сделать?

- Ну что же ребята мы прощаемся со Школой клоунов, но радость и смех остаются как и цирк. Поэтому давайте на минутку представим себя в роли клоунов

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Грустный клоун, веселый жонглер, фокусник с пальцем. Маленькие обезьянки. Школьники.

4. Б. Заходер «Перемена». Работа со стихотворением до чтения.
-Двоечники, озорники, лентяи...

А как еще их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные... (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес, архаровец, нерадивый и т.д.)

А знаете ли вы, что слово лодырь, пришло из немецкого языка?

Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» значило - увы! - бездельник. Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным. А вот еще всем знакомое слово балбес.

В старой русской гимназии ученика, который не выучил урок и читал с запинками, называли насмешливо заика. А по-латыни заика - балбус. Отсюда и обрусевшее балбес - неуч, «невежда», лентяй. (В. Волина «Занимательный этимологический словарь».)

  • Мы уже начали читать о представителях этой категории учеников в самом начале урока в стихотворении Э. Мошковской «Прогульщик». Эстафету принимает всеми любимый поэт Б. Заходер. Что уже можно предположить? Какой, по-вашему, будет тема стихотворения? - Можно ли предположить, каким по настроению будет стихотворение? (Увлекательным, с юмором, веселое, смешное..., как многие стихи Б. Заходера.)

  • Прочитайте название стихотворения. О чем оно может быть? Пофантазируйте, призвав на помощь иллюстрацию к стихотворению. Можно ли причислить мальчика с иллюстрации к компании двоечников и лодырей? Почему? Что означает слово перемена?

какое еще значение может иметь это слово? (Изменение.) - Действительно, перемена - увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Не случайно эти перерывы между уроками так любят дети.

- Почему школьники так любят перемены? - Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Перемена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение.

  • 5. Чтение стихотворения про себя.
    Вопросы после чтения О чем это стихотворение?

  • Б. Заходер - любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил
    в слово перемена в тексте? А в заглавии?

  • С кем же происходит «перемена» на «перемене»?

  • Сумели ли мы определить тему и настроение стихотворения?

Что необычного в настроении стихотворения, в eго композиции? Сколько в нем строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.)

- Прочитаем вслух, проследим, как развивается действие, чтобы попробовать нарисовать словесно диафильм к стихотворению Б. Заход ера.

6. Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения.

После прочтения 1-2 строк:

  • С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили? Чье настроение передается в них? Кому принадлежат слова - Перемена! Перемена! (Дети ждут перемену, радуются ей. Вот и в голосе звонка слышна мелодия, он заливается, а не дребезжит. Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда
    появятся ученики... Какие они? Читаем дальше.

После 3-6 строк:

  • Кого же мы видим? Каким предстает перед нами Вова? Его поведение на переменке - случайность? Как Б. Заходер об этом говорит? (Он так ведет себя всегда, «первый непременно вылетает» - всегда, обязательно, постоянно.)

После 7-12 строк:

- Какие предложения по интонации мы прочитали?

Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивление, не верим тому, что видим.)

  • Отчего же такое удивление?

  • Что имел в виду автор под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал, был пассивным.)

  • Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению? (Учитель, который вел урок; одноклассники Вовы... сам рассказчик.)

  • Что значит несомненно? (Действительно, в самом деле.)

  • Расставим логическое ударение в восклицательном предложении.
    Попробуем прочитать с верной интонацией. Если он, /То, несомненно,/ С ним бо-о-льшая перемена!

- В чем же она заключается, эта «большая перемена»? Будем читать дальше.

14-15 строки:

  • Как следует прочитать эти предложения? (С восторгом, восхищением...)

  • Какое слово вам показалось непонятным? Сможете ли объяснить его значение? Попробуйте подобрать однокоренные слова. [Беда, бедокурить.)

Откроем толковый словарь С.И. Ожегова, отыщем слово бедовый. Бедовый- (разг.) шустрый, смелый.

- Какое же определение больше походит к Вове? Что имел в виду Б. Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше.

16-27 строки:

- В каком же значении употребил автор слово бедовый? (Шустрый.)

- В каком темпе следует читать это предложение? Почему? (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал кучу дел».)


Как вы думаете, доволен ли собой Вова, докажите это словами поэта

(Предложение восклицательное. «Сделал все, что mot!».j Казалось бы, такому «удальцу» и награда полагается, а тут...

Чтение 28 строчки... «Ну а тут - опять звонок... - На что указывают знаки препинания: тире и многоточие? (Длительная пауза и резкая смена действия, настроения. Все пропало.)

- Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»? дочитывают до конца.)

- Подберите синонимы к слову плетется. (Медленно идет, тащится, идет нога за ногу..)

- Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл? («Нет лица не нем» - расстроен, очень устал.)

  • Как следует прочитать предпоследнее предложение, каким тоном? (С жалостью, медленно, с сочувствием.)

  • Но Вова - оптимист. Какое решение он находит? («На уроке отдохнем!»)

  • Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера? Где он по-настоящему трудится?

Работа с многозначным словом перемена. Выполнение задания в тетради.

7. Повторное чтение стихотворения с выделением глаголов, наблюдение за динамикой.

Вопросы перед чтением:

- Какой части речи отдает предпочтение Б. Заходер, чтобы показать перемену в состоянии своего героя? (Много глаголов.) Можно сказать, что стихотворение очень динамичное: действие развивается быстро.- Прочитаем еще раз стихотворение «Перемена», голосом выделяя глаголы. Проследим, отчего же наступила такая усталость».

Чтение стихотворения детьми.

- Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему неинтересно на уроках?

8. Работа со стихотворением после чтения.

  • Как, по-вашему, автор относится к герою своего стихотворения?
    (Снисходительно. Он подсмеивается над ним, иронизирует, но и сочувствует ему..)

  • Вы заметили, что рассказчик все время присутствует в стихотворении, наблюдает за Вовой, дает комментарий его поступкам на перемене. Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни, или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения? (Автор мог наблюдать такого Вову в школе. Такие мальчишки есть во

многих школах, они среди нас... Рассказчик - человек взрослый, мудрый, с юмором...)

_Как вы думаете, для кого написано это стихотворение и какие проблемы попытался решить автор?

Какое необыкновенное оружие он использует? Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как человеке? (Б. Заходер с помощью юморa хочет повлиять на нерадивых учеников, сделать так, чтобы посмотрели на себя со стороны, читая это стихотворение. Пишет

и для взрослых, учителей, чтобы они стремились сделать обучение детей интересным, увлекательным.)

- Авторы учебников предлагают нам порассуждать, отвечая на вопрос 2 после стихотворения, с. 128 (задание в тетради).

9. Дом. Задание выучить стих наизусть и нарисовать портрет Вовочки в тетрадях выписав его поведение и повадки.



Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.