Архитектура Алексея Степановича Куничёва, как связующее звено между прошлым и будущим города Валуйки

Областной конкурс творческих открытий и инициатив

«Мы-Белгородцы! Думай, решай, действуй!»





Номинация «Наследие Белгородчины»

__________________________________________________________________


«Архитектура Алексея Степановича Куничёва,

как связующее звено между прошлым и будущим города Валуйки»




Копыл Николай Игоревич


МОУ СОШ №1 г. Валуйки, 9А класс











Руководитель:

Учитель истории

Марочкина Ирина Николаевна












Валуйки

2013/2014учебный год


Оглавление




Введение…………………………………………………………………………3


Глава I Зодчий нашего города…………………………………………….. 5


Глава II. Памятники истории и архитектуры………………………………..8


Заключение………………………………………………………………………19


Литература………………………………………………………….…………...21


Приложения































Введение

«Изучая дедов, узнаем внуков,

изучая предков, узнаём самих себя».

В. О. Ключевский

Вопрос о возникновении нашего города Валуйки, занимает особое место в краеведении Бєлгородской области. Острые дискуссии по данному вопросу остались в прошлом столетии, когда горожане отметили и трехсотлетие, и четырехсотлетие со дня основания города. Безусловно, каждое из напралений, исследующих возраст города Валуйки аргументировано и заслуживает внимания, но на сегодняшний день актуальным представляется сохранность объектов, напоминающих нам об уникальной в своём роде истории и города.

В постановлении губернатора Белгородской области от 8сентября 2004 года за № 178 подчеркивается необходимость обеспечения сохранности памятников истории и культуры Белгородской области.1

Вопрос о сохранении уцелевших зданий беспокоил не только администрацию нашего маленького городка, а так же и горожан. Наш город формировался на протяжении нескольких столетий. Сначала это была небольшая крепость основанная 1593году как город-крепость на Муравском шляхе ( приложение 1) основной цель которой являлась оборона от врага2. В конце 3-й четверти 17 века назрела необходимость заселения места вокруг крепости Валуйка. Так, после многолетнего и тревожного одиночества, Валуйка оказалась, наконец, в полной шеренге крепостей, выросших на Новой черте. Для привлечения к проживанию и обустройству на новом месте 5 марта 1680 года был обнародован царский указ, о льготах для желающих поселится на этом месте. Помимо прочих льгот (беспошлинность торговли, винокурения и т. д.) предоставлявшимся поселенцам они на 15 лет освобождались от всех налогов и государственных повинностей, кроме строительства и укрепления своего города. Существенное влияние на формирование города вокруг крепости, в частности на характер и темпы развития здесь ремесленного производства - оказали Азовские походы Петра 1 Великого 1695-1696 годов. Во времена первого из них крепость Валуйка принимала армию при ее возвращении из-под Азова, во время второго была сборным пунктом всех сухопутных сил, как при подготовке, так и по окончании похода. В этот период в городе сосредотачивается большое число специалистов, переведенных, по указам Петра I из других городов - колесников, кузовщиков, шорников, кузнецов (в городе возникает целая кузнечная слобода), портных, сапожников, калачников и т.д. У стен крепости появляются новые магазины, торговые лотки, на которых можно найти все - от калача до ружейного камня, палатки по ремонту обуви и одежды, квасные ряды... Город кишел народом. В марте 1696г. одних только офицеров, прибывших из Москвы, было расквартировано в Валуйке около 3 тысяч человек, армия составляла 75 тысяч человек. Весной и летом 1696г. в валуйском ремесленном производстве и торговле царило необычное оживление, потому что через город постоянно шли подводы на Азов и обратно. После неудачного Азовского похода, для крепости Валуйка настали сложные времена. Переселенцы не спешили в эти края, ремонт крепости по указу царя надлежало производить за счет самих жителей.3

После реформы Петра первого город Валуйки, как уездный центр, вошел в Азовскую губернию с центром в городе Азове. По прошествии десяти лет ,в 1719 г. переходит в состав Воронежской губернии ,с центром в городе Воронеже, а еще через десять лет город включили в состав Белгородской провинции уже Киевской губернии, с центром в городе Киеве. С 1778 года Валуйки вторично становятся центром Воронежской губернии. Игра в губернии значительно отразилась на развитии города. Город долго находился в прозябании. Подъем, хотя и незначительный, начался только во второй половине 19 столетия. В 18 веке городу был присвоен свой герб. С конца 18 столетия в городе началось плановое строительство, город был разбит на кварталы и улицы. Стали появляться купеческие и дворянские добротные домики, некоторые сохранились да наших дней. Город постепенно стал приобретать вид близкий к современному. До конца девятнадцатого столетия городская архитектура была однотипной и здания мало чем отличались друг от друга. Частные дома были разные по размеру и добротности. Нов них не было ни индивидуальности и явно выраженного стиля, об этом можно догадаться глядя на сохранившиеся до наших дней здания. В 1895 году в городе создается крупнейший железнодорожный узел, благодаря которому в жизни города и в архитектуре происходят хоть не значительные, но все же изменения.4

Во времена великой отечественной войны было уничтожено до 50%всех зданий в городе. Но с счастью горожан некоторые особо красивые по меркам провинциального города сохранились до наших дней. Они выполнены в основном в стиле модерн. Именно судьба этих зданий очень беспокоит горожан. Все эти здания разного значения, разного масштаба, но их объединяет имя архитектора, которого в Валуйках все называют наш зодчий.

Именно на этом человеке и его архитектуре я хочу заострить внимание. Цель нашего исследования – собрать, изучить, проанализировать и представить исчерпывающую информацию о сохранившихся до наших дней объектов градостроительства, хранящем великолепные культурные и исторические ценности.

Для достижения цели были использованы следующие методы и подходы: метод комплексного критического анализа литературы, сравнительно-исторический метод, метод наблюдения и обобщения.

Вследствие того, что большая часть историко-архивных документов, связанных с интересующими нас аспектами, была утрачена во время революции 1917г, пожаров в годы великой отечественной войны и пока ещё нет систематизированной информации касающейся этой темы, данная исследовательская работа является важной для современного обывателя интересующегося историей родного города, очевидна актуальность данной работы, призванной заполнить этот вакуум.

Элемент новизны исследования в подходе к проблеме в том, что объекты, которые мы будем изучать, исследуются сквозь призму всей истории существования города и до сегодняшнего дня, т.е. от возникновения того или иного памятника, а также ранее построенных на их месте значимых для города и валуйчан объектов истории и культуры.

При работе над проблемой базой послужили исследования краеведов (В.И. Давыдова5, М.И.Карагодина, Н.В.Савиной6,М.И.Сухорукова7) и правовые акты правительства Белгородской области. А так же личное общение с внуком А.С.Куничёва - Олегом Ивановичем Сусловым, проживающем в нашем городе(приложение 54).

Интерпретировать результаты исследования представляется возможным на двух этапах: во-первых сделав заключение о используемом А.С.Куничёвым стиле в архитектуре; во-вторых – дав оценку историческим, архитектурным и культурным памятникам г.Валуйки.

Практическая значимость исследования в том, что его результаты могут быть использованы при разработке экскурсии по историческому центру города, при подготовке курсовых и дипломных работ, в рамках спецкурса по краеведению, как в общеобразовательных учреждениях8, так и в ВУЗах. Кроме того, работа содержит рекомендации, которые могут быть учтены при утверждении дополнительных списков памятников истории и культуры.

Глава 1 Зодчий нашего города.

Так кем же был зодчий Куничёв? (Приложение 2)

Память о нем живёт в Валуйках уже целый век и долго еще будет жить, так крепко «вросла» она в валуйскую землю каменными фундаментами его сооружений. Хотя среди нынешних горожан мало осталось тех, кто видел и помнит еще живого Мастера, но имя его на слуху у многих. И это не удивительно, если о самых красивых и прочных зданиях города уважительно говорят: «Это построил Куничев».

Званий он не имел ни научных, ни почётных, и весь его незаурядный талант и авторитет – в должности, именуемой «уездный техник Валуйской земской управы» А, по сути, это был валуйский Матвей Казаков – так обширно, красиво и добротно он обустраивал город и уезд. По его проектам и под его наблюдением в сёлах было построено 135 каменных зданий для начальных школ, кустарные маслозаводы и многое другое. В городе он проектировал и руководил возведением целых комплексов зданий, таких как Казённый винный склад (приложение 28 ), городская больница (приложение41), мужская гимназия ( приложение 55), городское двуклассное училище(приложение 16), Высшее начальное училище(приложение6), Народный дом ( приложение25), земская библиотека (приложение 9), почтовая контора( приложение 46), казначейство. Строил частные дома, например, дом доктора Воютцкого, созданный на средства купца Федосеева для дочери и зятя( ныне в нём располагается медицинское училище) ( приложение 17). Отреставрировал «Дом Петра I» и сделал футляр над ним, а также ажурную бетонную трибуну напротив библиотеки на прежней базарной площади.

Поскольку уезд был большим ( свыше 4000 км²), техник постоянно находился в дальних поездках по объектам строительства. И чтобы зодчий спокойно мог заниматься своим делом, земство за казённый счёт обеспечивало его семье соответствующие условия проживания, в течение двух лет оплачивая съёмный частный дом по ул. Ямской. А тем временем для него строился дом на территории большой усадьбы, на пересечении улиц Мещанской и Беловодской, который с 1913 года стоит поныне ( приложение 3,4). Земство также обеспечивало зодчего лошадьми, каретой, нанимало конюха и няню по уходу за детьми.9

Родился Алексей Степанович в 1883 году в провинциальном городке Воронежской губернии – Борисоглебске. Отец его происходил из мещан – сословия, обычным занятием которого была торговля. Однако Куничёвы, наоборот, торгового дела не любили, отец работал строителем. У Алексея было ещё два брата и две сестры. Один из братьев, Константин, также работал в Валуйском земстве строителем, В Борисоглебске Алексей окончил техническое училище, приехал в Валуйки и получил должность в земстве. Затем женился на местной дворяночке Феодосии Мироновой, происходившей их донских казаков. У них родилось четверо детей: Аркадий(1908г.), ставший полковником медицинской службы, и Леонид (1909г.) – также полковник медицинской службы, заслуженный врач, хирург. Оба участвовали в войне, были ранены. Третий сын, Алексей(1913г.), погиб на фронте, а дочь Вера(1911г.) проживала в Прибалтике.

В первые советские годы забота об образовании детей понудила Алексея Степановича совершить своеобразный жизненный зигзаг. Поскольку в то время детей служащих не принимали в вузы, то он в 1929 году уехал в Нижний Тагил зарабатывать пролетарский стаж. Чтобы в анкетах значиться рабочим, устроился на завод прорабом. Эта запись в трудовой книжке позволила детям поступить в вузы и получить образование. Из нижнего Тагила возвратился в Валуйки и продолжил своё дело, только уже не в земстве, а в райисполкоме.

Весь недюжинный талант зодчего Алексей Степанович Куничёв смолоду отдал принявшему его городу. До революции и после, до Великой Отечественной войны и позже украшал полюбившиеся Валуйки прекрасными архитектурными творениями. Только единожды уклонился от своего святого дела. Было это во время войны, когда оккупанты вознамерились воспользоваться его мастерством. Служить им не захотел – «спекульнул» возрастом и болезнью и отказался восстанавливать мост через Валуй. Думается, факт этот под стать поездке в Нижний Тагил: тут роль сыграл не «ура-патриотизм», каким часто страдают недалёкие люди, а проницательный ум. Он и помог этому мудрому человеку найти разумный выход из сложной и опасной ситуации.

Всмотритесь в его творения. Все они очень изящны, как музыка, воплощённая в камне. Всюду угадывается особый, куничёвский, архитектурный почерк и характер самого творца – стиль модерн, возникший в русской архитектуре на рубеже XIX - XX веков и приспособленный к условиям малого города Черноземья. Этот стиль одновременно появился в нескольких странах и получил разные названия: в России – модерн, в Германии, Швеции, Финляндии – югендстиль, в Австралии – сецессион, во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США – ар нуво, в Италии – либерти.10 Выразительными примерами построек в стиле модерн в Москве являются здания Ярославского вокзала, особняки Рябушинского и Дерожинский архитектора Ф. Шехтеля, а также здание Казанского вокзала архитектора А. Щусева.11

В основе стиля модерн лежала актуальна в то время идея синтеза искусств. В архитектуре он выражался в объединении конструктивных и декоративных элементов, когда внешний облик здания определяло оптимальное, удобное расположение внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Такое построение называется «изнутри наружу», и оно дало начало современному искусству дизайна интерьеров. Фасады таких домов были несимметричны, что противоречило нормам классического стиля, отличающегося стремлением в ясности и чистоте пропорций, уравновешен-ности и гармонии форм.

Характерное для рубежа веков внимание к духовному миру человека нашло отражение и в архитектуре модерна. Оно проявилось в основном выразительном элементе – линии. Мастера того времени говорили, что линия «становится духовно несущей». 12Линия модерна отличалась от классической гибкостью, живостью и органичностью. Она создавала орнамент в виде плетущейся лианы или набегающей волны. Таким образом, в начале ХХ века закладывались основы нового вида искусства. Провинциальные архитекторы тиражировали это направление, облагораживая облик своих городов. Здания мастера Куничёва до сих пор радуют глаз, уставший от унылого облика советских сооружений грязно – белого и серого цветов, с жёсткими прямыми линями и углами.

Свободная планировка стиля модерн позволяла создавать индиви-дуализированный облик здания. Это было особенно важно для строительства в небольшом уездном городке официальных зданий и особняков, так как позволяло органично вписать их в окружающий природный ландшафт, подчеркнуть их предназначение и вкус владельца. Выразительность строений создавалась перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, округлыми дверными и оконными проёмами. Эту естественность создаёт и внешняя отделка стен из неоштукатуренного красного кирпича, которая подчёркивает природную красоту материала. Обратите внимание на то, как уважительно отнеслись к произведению архитектора реставраторы здания Валуйского музея (высшего начального училища), которые не стали закрывать кирпич бетоном в угоду нынешней моде, а только осторожно почистили старинные кирпичи наружных стен, чем сохранили избранный Куничёвым стиль модерн начала XX века (приложение 6).

Глава 2 Памятники истории и архитектуры.

Таким почерком «выписывал» А.С. Куничев город, начиная с собственного дома ( приложение 3 ). Все здания своеобразны, отличны друг от друга, но каждое — законченное произведение, в котором все элементы связаны единой гармонией. Именно это заставляет путника остановиться и залюбоваться. Даже каменная громада ликёроводочного завода воспринимается как таинственный сказочный замок.

Но давайте не будем забегать вперёд и попытаемся взглянуть на архитектуру города сквозь призму времен. Культурным центром города всегда оставалась Базарная площадь (приложение5). Сейчас её называют Красной. Здесь кипела жизнь и именно близ её расположено несколько сохранившихся шедевров созданных этим мастером. Одно из них - здание расположенное в самом центре города, построено в 1913 году валуйским земством как здание Высшего начального училища по проекту архитектора Куничева  Алексея Степановича (приложение 6). Оно является редким для Белгородского региона образцом учебного заведения, построенного в эпоху модерна с преобладанием в архитектурном декоре классистических приемов и деталей. Центральная часть выделена неглубоким ризалитом. Планировка анфиладно-зальная. В интерьерах сохранилась парадная лестница с кованным металлическим ограждением ажурного рисунка. Во время реставрационных работ были воссозданы пышные лепные карнизы, розетки, фризы. Это - памятник истории и культуры регионального значения,  занесен в Реестр Памятников истории и культуры Белгородской области и принят под охрану государства.(Приложение 50-а )

С 2001 по 2003 годы  была осуществлена  капитальная реконструкция  здания на спонсорские  ассигнования ОАО «Белгородэнерго».

В наши дни в этом старинном здании располагается «Валуйский историко-художественный музей».

В просторных залах созданы все условия для комфортного и приятного просмотра, где проводятся не только экскурсии, но и музейные уроки, гостиные, лекции по изобразительному искусству и истории Валуйского края,  вечера, праздники, викторины и беседы. К услугам посетителей два выставочных зала, в которых ежегодно проводится более 15 выставок.

Но вернёмся немного назад и рассмотрим ещё кое, - какие моменты истории, связанные с Центральной площадью города и именем знаменитого зодчего.

Общепризнано, что в начале XX века Валуйское земство было наилучшим в Воронежской губернии. Особенно значительных успехов оно добилось при председателе управы Семене Андреевиче Блинове (приложение 8) в 1903–1913 годы. 13

За этот период в уезде были построены 134 типовых школьных здания (приложение 7), Народный дом и библиотека, мужская и женская гимназии,

высшее начальное училище, организованы постоянные педагогические курсы для подготовки учителей. Начальные школы были переведены с трёхлетнего на четырёхлетнее обучение. В уездные учреждения образования и культуры приглашались знаменитые учёные: филологи Д. Н. Овсянико-Куликовский и Н. К. Кульман, естествоиспытатели К. Д. Глинка и Б. О. Келлер, историки В. О. Ключевский иС. Ф. Платонов, деятели культуры К. С. Станиславский, Ф. И. Ша-ляпин, Ф. В. Комиссаржевская. Работал здесь и знаменитый селекционер

И. В. Мичурин.

Особую роль в культурном воспитании населения Семен Андреевич отводил книге. Сам полюбивший ее с детских лет и понявший ее великую облагоражи-вающую роль, он стремился сделать книгу доступной каждому желающему, с тем, чтобы число грамотных увеличивалось. И он этого добился: Валуйский уезд обрел самую высокую в губернии грамотность.

В 1909 году Валуйской уездной земской управой построено специальное здание, в котором была открыта первая Публичная библиотека (приложение 9) 19 августа 1909 года в городе Валуйки в честь 200-летия доблестной победы России в Полтавской битве была открыта земская публичная библиотека. В честь Петра I она получила название «Петровской». Её фонд составлял более 5 тыс. книг. Пополнялся он в основном за счёт пожертвований.

Долгое время в этой библиотеке работала заведующей правнучка русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева Ольга Петровна Тютчева. И ещё в начале тридцатых годов в нашем городе находился Лев Давыдович Троцкий, член Политбюро ЦК партии (большевиков) и выступал на городском митинге с балкона публичной библиотеки. Этот балкон сохранился и сейчас (приложение9).

Разместилась новая библиотека в специально выстроенном 2-этажном здании по ул. Подгорной(9 Января, д.3) До 1917 года читателями библиотеки были около 600 человек, преимущественно учащаяся молодежь. По данным земского отчета за 1913-1914 годы Валуйская публичная библиотека и через пять лет после своего основания имела всего лишь 5500 книг.  Кроме этого в городе было еще три библиотеки: при земской управе с фондом в 1,5 тыс. книг и 236 читателями; при дворянском клубе с фондом в 360 книг; при городском училище с фондом в 50 книг.

В годы гражданской войны библиотекари снабжали книгами красногвардейские отряды, создавали передвижные пункты выдачи книг в эскадронах Первой Конной Армии, расквартированных в Валуйках; проводили беседы, громкие читки. Все эти годы работники библиотеки бережно хранили книги и старались сохранить старинное здание. И сегодня в здании располагается «Межпоселенческая центральная библиотека Валуйского района», здание находится в прекрасном состоянии и по-прежнему украшает улицы нашего города.

Напротив библиотеки (ул. Стрелецкая (Степана Разина, д.12)) расположена  средняя школа № 1- старинное здание, построенное в 1914 году для размещения женской и мужской гимназии (Приложение 10). В 1919 году здесь был госпиталь 1-й Конной армии. Из стен этого здания вышли знаменитые валуйчане: авиаконструктор К. А. Калинин14, создавший самый большой самолёт в мире К-7, который явился  прототипом нынешних сверхзвуковых самолётов, первый в мире бомбардировщик, созданный по безхвостовой системе, А. И. Игнатьев15 - народный художник Киргизской ССР, основатель Валуйского художественного музея.

Это красивое нарядное здание могло в то время с успехом конкурировать с гимназическими зданиями губернских городов. С открытием его и связывается начало, собственно, истории средней школы №1, или как все называли её « белой» школы.

За 99 лет существования этого шедевра архитектуры созданного Куничёвым, произошло много событий, которые могли изменить его внешний облик или вовсе стереть с лица земли. В годы Великой Отечественной Войны в здание попала бомба и просто чудо, что это не нанесло большого ущерба.

За эти годы был сделан ни один капитальный ремонт, но полная реконструкция состоялась в 1996 году. В ходе её были заменены деревянные перекрытия, перекрыта крыша, полностью отреставрирован холл здания и парадная лестница (приложение 12), сохранившаяся ещё с тех времен в первозданном виде. Реставраторы очень бережно отнеслись к реконструкции стен и потолков, благодаря чему были сохранены и частично восстановлены лепные карнизы, фризы, розетки и балюстрады.

Полностью здание «переодели» и снаружи. С фасада здания была удалена вся штукатурка, восстановлен фасадный декор, пострадавший от времени. Здание отштукатурили заново уже по новым технологиям и с применением последних разработок в этой области (приложение11). Здание находится под охраной государства и считается памятником истории (приложение50).

Пройдёт ни один десяток лет, а двери этой школы будут открыты для всех и из её стен выйдет ни одно поколение. Это здание ещё надолго останется одним из самых красивых в нашем городе.

На противоположной стороне площади находятся нынешние здания районного суда, а в те годы земской управы (ул. Мещанская (Пролетарская, 14)) и детской школы искусств (в те годы - нумера Илющенко, (ул. Пролетарская, 16)). К сожалению здание земской управы не сохранилось и мы можем увидеть его только на старых фотографиях (приложение 5). Что касается здания гостиницы, то она и ныне здравствует. В ней располагается Детская школа искусств №1 города Валуйки. Здесь, как и прежде бурлит жизнь, звучит музыка и одно за другим меняются поколения учеников и учителей, продолжая писать историю этого прекрасного памятника истории и культуры (приложение13). В здании проводились частичные ремонтные работы, но полная реконструкция здания запланирована на 2014 год, об этом говорится в Долгосрочной целевой программе «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы» утвержденной постановлением правительства Белгородской области от « 27» июня 2011 г. № 240-пп. 16

От площади шли две улицы: Подгорная (9 Января) и Мещанская (Пролетарская). На них были расположены частные дома, так же обязанные своим существованием Куничёву. Таких домов были десятки, но к сожалению до наших дней удалось сохраниться не многим. А те которые сохранились, в большинстве случаев, были перепланированы, а их фасады облицованы современными материалами или поштукатурены. Я могу предложить вашему вниманию только несколько зданий, которые сохранились в своём первоначальном виде и в наши дни (приложение 14,15).

Но не только детям посчастливилось получать музыкальное образование в стенах такого прекрасного здания. Этой привилегии удостоились и студенты педагогического колледжа, который разместил свои отделения в необыкновенно красивых зданиях созданных Куничёвым. Это здание непосредственно педагогического училища построенного в 1912 году (ул.Харьковская( М.Горького,д.41) (приложение 16 ) и в здании частного дома доктора Воютцкого по ул.Подгорная (9 Января) в котором сейчас разместилось медицинское отделение педагогического колледжа ( приложение 17).

Будучи интеллектуалом, Семен Андреевич уделял исключительное внимание развитию в уезде народного образования и культуры . Согласно данным официальных отчетов Валуйского уездного земства, за четверть века до Первой мировой войны в уезде было построено 154 добротных школьных здания, включающих 288 классов на 11,5 тыс. учащихся.

Если разделить этот период времени пополам, то обнаружим: за первую его половину было построено 30 школ, а за вторую половину (блиновскую) – 124. Соответственно делятся и денежные затраты на их строительство: 96 тыс. руб. и 1 091 тыс. руб. С целью закрепления в уезде учительских кадров С. А. Блинов, наряду со школами, построил 217 квартир для учителей ( приложение 18 ). Когда в селе открывалась новая школа, ни заведующему, ни родителям не нужно было ни о чем заботиться – все было уже на месте: шкафы, парты, доски, учебники, карандаши, тетради, прочие пособия, телефон и квартира учителя (заведующего) тут же при школе.

Таков был порядок в уезде у Семена Андреевича Блинова. Он понимал, что педагогические кадры быстро собрать со стороны невозможно, поэтому следует организовать их подготовку на месте. Понимая необходимость просвещения для развития буржуазной экономики, уездная земская управа в 1908 г. обратилась в Министерство Народного Просвещения с ходатайством об открытии постоянных педагогических курсов по подготовке учителей для начальной школы. 
Но только в феврале 1911 года последовало открытие постоянных подготовительных пятимесячных педагогических курсов.

Именно с этого момента начинает свой отсчёт история Валуйского педагогического колледжа. Вот те немногие даты, с которыми она связана.

1911 год, февраль - открытие первых подготовительных педагогических курсов; 
1921 год, 1 сентября - курсы были преобразованы в педагогический техникум;
1937 год, ноябрь - открытие Валуйской медицинской школы;
2009 год, 1 января - реорганизация медицинского училища и педагогического колледжа. Образовано новое учебное заведение среднего профессионального образования – Валуйский колледж, который включает два отделения – педа-гогическое и медицинское.
Получив разрешение на открытие педагогических курсов, валуйской уездной земской управой начинается строительство нового здания, предназначенное для этих целей. В 1912 году здание было построено. Его главный корпус сохранился и в наши дни. Хотя оно сильно расстроилось в связи с увеличением количества студентов. В нём, как и прежде размещается педагогическое отделение колледжа (приложение 19).

Немного из истории медицинского отделения. 18 сентября 1936 года Совет народных комиссаров СССР принимает Постановление № 1649 «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров», а Наркомат здравоохранения на его основании утверждает «Положение о средних медицинских школах».
Во исполнение документа Курский облисполком, а затем Валуйский исполком депутатов трудящихся выделил для Валуйской медицинской школы, начавший отчет своей истории в ноябре (месяц начала собственно занятий) 1937 года, отдельное здание, а также общежитие для учащихся. В ходе реализации упомянутого Постановление Правительства СССР на территории Курской области, включающей до 1954 года и территорию Белгородчины, было открыто 12 медицинских образовательных учреждений для подготовки средних медицинских специалистов. Позже эта сеть медшкол закрепляется дополнительно приказом по Наркомату здравоохранения № 280 от 13 мая 1938 года. Создание на территории Белгородчины 4-х медицинских разно - профильных школ (Белгород, Старый Оскол и Валуйки) позволило в бурные годы первых пятилеток, а именно уже к 40-м годам XX столетия, решить в определённой степени проблему дефицита медицинских кадров, а значит укрепления здоровья населения. А после того – восполнить нехватку медиков в годы Великой Отечественной войны и по её окончании. Курсы медицинских сестер работали до 1936 года, так как в 1937 году все функции по подготовке средних медицинских работников перешли в Валуйскую школу меди-цинскихттсестёр. .
В 1943 году Исполкомом города Валуйки Валуйскому медицинскому училищу было предоставлено здание по ул.Подгорной( 9 Января 43), дом «Воютцкого» - дом бывшего земского врача.

Сегодняшнее здание училища сохранилось почти в первоначальном виде до наших дней, оно является учебным корпусом № 1 и охраняется как памятник архитектуры (приложение 20).

В бывшей Воронежской губернии при царском строе г. Валуйки именовался культурным городом. В сведениях о населенных местах Воронежской губернии за 1906 год значилось, что в Валуйках имелось три церкви, один клуб. По этим же сведениям имелось пять библиотек, в том числе три школьных. В земском клубе собиралась молодежь, иногда ставились пьесы, но все это происходило под строгим контролем городскоготначальства.
В 1906 за городом на самой окраине по проекту Куничёва был построен народный дом на 400 посадочных мест (приложение 25), с большой сценой, оркестровой ямой, уборными комнатами тут же за сценой. Большое фойе, буфет, раздевалка, мужские и дамские тёплые туалеты для артистов и посетителей. Всё это даже сегодня кажется роскошью. Финансирование осуществляла графиня Панина(приложение 21).
17

Выбор места расположения оказался не случаен, так как Валуйское дворянство в те времена держало специальных выездных лошадей, изготавливало красивые кареты и фаэтоны. По выходным и праздникам совершались семейные выезды в народный дом.

Народный дом был точной копией первого народного дома в Петербур-ге построенного ею же. К сожалению, первый народный дом не сохранился до наших дней.

После революции 1917 года в здании расположилась читальня и агитационно-культурные бригады. Народный дом был преобразован в клуб. С его сцены после революции выступал член политбюро ЦК ВКП(б) Лев Давыдович Троцкий.

После того как в центре города Был построен новый Дворец культуры и спорта, здание бывшего народного дома было признано аварийным и использовалось частично. Позже оно было заброшено (приложение 22). За несколько лет его полностью разграбили. К 2010 году от него остались только стены. Это произведение искусства спасло только то, что он является историческим памятником и находится под защитой государства.(приложения 50,50-а)

14 июля 2011года было написано обращение от администрации города к начальнику управления культуры Белгородской области С.И.Курганскому с просьбой, разрешить реконструкцию здания под бассейн(приложение48). Разрешение было получено и начались работы по реконструкции здания (приложение23). Изначальная стоимость превращения аварийного здания в городской бассейн составляла 39 млн рублей, однако в неё не заложена внешняя канализация, ряд коммуникаций, а также нет достаточной суммы для восстановления фасада памятника архитектуры. Губернатор Евгений Савченко согласился рассмотреть заявку валуйских властей на уровне правительства области после соответствующих экспертиз. Само здание, вероятно, не полностью будет иметь прежний вид. Часть стен закроют современными фасадами, а исторический облик будет восстановлен с лицевой стороны строения.

Открыть бассейн планировалось в сентябре 2012 года, как подарок жителям, в аккурат ко Дню города. Но строителям не удалось уложиться в установленные сроки.

Его открыли 14 декабря в торжественной церемонии дав ему скромное название «Волна» (приложение24). Главная особенность бассейна в том, что водоподготовка будет осуществляться при помощи ионов серебра и меди, при полном отказе от хлорсодержащих веществ.
200 квадратных метров водной глади, две сауны, тренерская, душевые, подсобные помещения, удобные диванчики и кресла в небольших холлах... Общее мнение: всё сделано и оборудовано на совесть, бассейн не будет пустовать – не станут же валуйчане лишать себя  удовольствия  в любую погоду «купаться, нырять, кувыркаться»! (приложение 26)

Фасад здания, как и предполагалось, был сохранён частично (приложения 27 ). Слишком большим оказался ущерб, нанесённый временем и людьми.

Пройдя один квартал от народного дома, мы можем увидеть, не скрывая восхищения, огромное здание главного корпуса ликероводочного завода. Но начнём с начала…

Промышленник Добычин, открывая в 1870 году Валуйках винокурню, положил здесь начало производству водочной продукции - непременного атрибута праздничного стола и торжественного приема. На северной окраине города (в ту пору это была именно окраина) в 1978 году начали строить казенный винный склад № 5с комплексом зданий, необходимых для производства водки на промышленной основе. И до сегодняшнего дня сохранился главный корпус (приложение 28) и кирпичный дом (приложение 29), которым исполнилось 135 лет. Алексей Куничёв проектировал и руководил строительством казённого винного склада. В комплекс зданий винного склада входил главный производственный корпус (он цел и сегодня), здание мастерских, а также складские помещения, а рядом был выстроен двухэтажный дом для сотрудников. Заводу, нужно сказать, очень повезло. За все годы существования он не потерял ни одного здания. Здание завода в последние годы сильно расширилось, в связи с увеличением производ-ства. Менялась и планировка. В приложении приведён план здания главного производственного корпуса до реконструкции (приложение30) Цокольный этаж (приложение31), первый этаж (приложение32), второй этаж (приложение 33).

На сегодняшний день здание находится в идеальном состоянии. Это тот редкий случай, когда с годами облик здания только улучшается (приложение 34).

Рядом купеческий дом - гармония стиля модерн. Этот дом был построен в 1911 году по проекту Алексея Степановича Куничёва (Приложение35).

Мимо этого двухэтажного шедевра, расположенного в Валуйках на пересечении улиц Тимирязева (бывшая Кладбищенская) и Свердлова (бывшая Беловодская) равнодушно пройти невозможно. Строение из красного кирпича всем своим видом будто бы говорит: «Умели же раньше жить с размахом!» Подойдя поближе к зданию и по внимательнее присмотревшись, замечаешь на фронтоне дома каменную надпись: «Олейниковы Я.Х. и П.И.» (приложение 36).

Валуйчанам давно знакомо это сооружение, и называют они его домом купцов Олейниковых. Такое название местные жители дали почти сто лет назад, с тех самых пор, как в нём поселилась семья купца Олейникова.

Дому купцов Олейниковых довелось пережить многое.После революции в здании размещалась женская консультация, затем – городская и детская библиотеки. В 1971 году на втором этаже открылся музей изобразительных искусств. После перевода в 1987 году музея в здание средней школы № 1 в бывшем купеческом доме работала детская поликлиника.

Но в начале нынешнего века поликлинику перенесли в другое здание. Врачи, медсёстры и дети, находящиеся на лечении, оставаться в доме Олейниковых больше не могли. Дом был признан аварийным, ведь за всё время его существования в нём не делали ремонта, несколько лет он простоял закрытым.

В ноябре 2011 года началась реконструкция. За три месяца дом привели в полный порядок и нашли ему новое предназначение. К сожалению, внутренняя часть здания полностью изменилась, оно подверглось перепланировке с учётом новых требований. А вот лестницу на второй этаж здания, которая была уничтожена за годы советской власти, восстановили полностью. Сложно было подходить к фасаду здания. Ведь дом купцов Олейниковых - историческое здание (приложение50-а). Перед реставраторами встал вопрос: «Как сохранить фасад в первоначальном виде?». Для этого старые технологии не подходили.  Были проведены сервисные работы по очистке фасада здания методом мягкого бластинга. В начале февраля нынешнего года купеческий дом, реконструкция которого обошлась в пять миллионов рублей, открыли в торжественной обстановке. Валуйчане назвали этот день историческим…. Теперь в нём располагается районный комитет образования (приложение 37).

Но вернёмся к прошлому и рассмотрим другие аспекты жизни города, с которыми связана Куничёвская архитектура. Одним из таких аспектов является здравоохранение.

В 1885 году на западной окраине нашего города уездная земская управа построила первую земскую больницу на 20 коек. Одно из этих зданий сохранилось и в наши дни. В нём размещается ветеринарная лечебница (приложение 38).

К началу 20 столетия, имеющаяся в городе на Харьковской улице (М.Горького) больница в связи с ростом населения города не в состоянии была удовлетворить спрос валуйчан. И тогда стараниями уездной земской управы в Валуйках вместо 20-коечной больницы была построена больница на 170 коек- это чуть ли не в десять раз больше прежней.18

К 1912 году появились поликлиника (приложение39 ), инфекционное отделение (приложение40) и ещё один производственный лечебный корпус (приложение41 ). Все корпуса этой больницы получили воду из почти ещё нового городского водопровода, везде было оборудовано водяное отопление. В Валуйском земском листке сохранилось сообщение о том, что 22 сентября 1915 года протоиреем валуйского Владимирского собора Иоанном Сахаровым был освящён главный корпус больницы. Все эти строения ещё и сейчас несут свою службу. По волостям также возводились больницы, фельдшерские пункты, аптеки, куда требовалось много медицинских работников. С. А. Блинов приглашал их из Петербурга, Москвы, Харькова, Киева и других городов, обеспечивая жильем с отоплением, освещением и мебелью. Более века здание больницы служит здравоохранению города и района. Ныне это межрайонное учреждение.

Архитектор А.С. Куничев сумел так продумать расположение отделений больницы, что на протяжении многих лет каждое из них остается на своем месте.

О красно-коричневом комплексе корпусов старой больницы профессиональный архитектор, директор Музея Л.П. Коханова отозвалась: «Из всей архитектуры города этот ансамбль меня особенно чарует. Очень хорошая архитектура. Шикарная».

С медициной оказались связанны и другие частные дома созданные Алексеем

В городе есть ещё большое количество зданий, история возникновения которых связана с именем Куничёва. Это здание в котором в настоящее время располо-жен районный военный комиссариат (приложение 44) , здание банка РКЦ, которое в 1902 году строилось специально для городского банка (приложение 45),бывшая конно-почтовая станция (приложение 46),Дом коллежского советника Иванова, в котором уже много лет располагается городская детская библиотека(приложение 47), мужская гимназия (приложение 55) и многие другие.

Ряд памятников истории и культуры Валуек были взяты на государст-венную охрану в 1980-х годах(приложение 50,50-а), а другие получили это право только сейчас(приложение 49,49-а). Обидно, что зачастую их уже невозможно восстановить в их первозданном виде.

Беседуя с внуком А.С.Куничёва - Олегом Ивановичем Сусловым, интересуюсь, почему они покрыли стены штукатуркой, ведь дом был выложен из красивого красного кирпича. Ответ оказался до банальности прост. Во всём оказалась виноватой Великая Отечественная Война. Во время бомбёжек стены были настолько повреждены осколками, что реставрировать их было не возможно. И так с большинством зданий, хотя даже в таком состоянии они выглядят гармонично.

В каждом творении Алексея Степановича поражает сочетание двух вещей: своеобразие здания, продиктованное его назначением, и законченная гармония элементов, его составляющих. Как добивался этого Куничёв? Загадку объяснила его дочь, Вера Алексеевна. На вопрос, чем отец увлекался больше всего, она ответила: «Чертежами!» Потом пояснила: «У него был кабинет с огромным окном, перед которым работал без устали днями и вечерами. Чертежи, чертежи…» Подумав, добавила: «Было ещё одно необычное увлечение — любил купаться в речке при луне. Валуй ведь был тогда глубокий и чистый».19 
Олег Иванович показывает копию свидетельства о смерти (приложение 56). Договорившись с Олегом Ивановичем о проведении открытого урока в школе, я прощаюсь с семьёй Сусловых( потомками А.С. Куничёва), еду на кладбище. Нахожу его могилу(приложение 57) и всматриваюсь в фотографию, не совсем понимая, что хочу увидеть ещё неизвестного для себя. Считаю… Умер в возрасте 75 лет. Так написано и во всех печатных источниках, которые я изучал. Мне стала понятна причина моей заинтересованности чуть позже: в свидетельстве о смерти указан возраст 77лет. Что это? Ошибка нотариуса или не правильно установленная дата рождения? Вот ещё один повод встретиться с его внуком и продолжать исследовать эту тему.

И так, в1958 году зодчий Куничёв простился со своими творениями и городом. Но и поныне именно его здания создают неповторимое лицо города, радуют своей живой теплотой.



Заключение.

Данное исследование дает нам основание полагать, что тема, архитектурного наследия Алексея Степановича Куничёва выбрана не случайно. Несмотря на то, что Валуйский район имеет множество памятников истории и культуры, именно его творения заслужил право на особое внимание. Эту честь, здания построенные этим зодчим заслужили не в одночасье. Судьба многих объектов была на грани гибели и исчезновения. Кроме того, очевидна и новизна в решении проблемы сохранности и защиты памятников, ведь пойти на шаг, связанный с ограничением деятельности на территории в самом центре города требует определенной ответственности за принятое решение, в том числе и по вопросу застройки. К сожалению, далеко не все значимые для истории и культуры памятники, находящиеся на территории Валуйского района и города Валуйки, вошли в число объектов охраняемых государством. Существует ряд зданий и памятников искусства, которые ожидают своего часа.

Так, например, вдоль улицы Беловодской по сей день стоит Дом коллежского советника Иванова ( Свердлова35), давно дожидающийся реставрации. Хотя в здании и находится городская детская библиотека, оно нуждается в срочном капитальном ремонте. В нескольких десятках метров от него сворачиваем на улицу Пролетарская(Мещанская) одно за другим перед нами оказываются : дом, в котором находилась квартира командарма 1-й Конной армии С.М.Будённого(Мещанская 30); дом, где в 1919 году находился Реввоенсовет 1-й Конной армии (Мещанская,3);дом, где в 1919году находился штаб 1-й Конной армии (Мещанская,16); здание Валуйской уездной управы (Мещанская,10); здание в котором расположился «Комбинат Благоустройства» (Мещанская,2). Все они находятся в плачевном и ждут когда мы вспомним о них. То же самое можно сказать и о здании Городской стоматологической поликлинике (Луначарского,13). Оно сохранилось в своем первоначальном виде, но требует срочного капитального ремонта (приложение 53).В центральной части города сохранилось множество зданий, построенных А.С. Куничёвым, в большинстве случаев их занимают государственные учреждения, но много небольших домов, которые относятся к частному сектору.

Хочется надеяться, что возникшая тенденция трепетного отношения к истории родного города не утратит своей актуальности и со временем облик нашего города станет ещё прекраснее, пополнившись другими объектами, значимыми для нашего города.

Думается, проблема сохранности памятников истории и архитектуры может получить свое решение сосредоточением в них учреждений государственных структур. Ведь сегодня уже стало очевидным, что те исторические здания нашего города, где разместились государственные учреждения, воплощают значительный уровень сохранности по сравнению с теми, которые не находятся в ведении государства.

Заканчивая работу над данной темой, я могу с уверенностью сказать, что мне удалось систематизировать имеющиеся ранее и полученные лично мной сведения о строениях, которые своим существованием обязаны прекрасному архитектору – Алексею Степановичу Куничёву. Эти данные были получены мной в ходе изучения уже имеющихся работ Валуйских краеведов Карагодина М.И. и Сухорукова М.И., изучения законодательных актов, а так же из моего личного общения с внуком А.С. Куничёва - Олегом Ивановичем Сусловым и изучением документов, хранящихся в их личном архиве. Я считаю, что эта работа имеет практическое значение. Изученный мной материал, касающийся архитектора А.С.Куничёва и его творений, размещён на сайте нашей школы20 и может быть доступен для изучения всем желающим. Кроме того, были проведены уроки истории и мировой художественной культуры и изобразительного искусства, на которых была освещена эта тема. Разработанный мной материал используется сотрудниками «Валуйского историко-художественного музея» при проведении экскурсий по городу. На сегодняшний день идёт подготовка экспозиции посвящённой 130- летию А.С. Куничёва в музее нашей школы. Что касается дальнейшей судьбы данной работы, то мне не хотелось бы останавливаться на достигнутом и намериваюсь продолжить изучение данной темы с целью издания брошюры о А.С. Куничёве и его творениях. Я уверен, что моя деятельность привлечёт внимание властей города и области, а также меценатов и они по-другому взглянут на проблему охраны исторических и культурных памятников. А так же объектов архитектуры находящихся под угрозой исчезновения и являющихся связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим нашего любимого города.







Литература


  1. Постановление губернатора Белгородсой области от 8 сентября 2004г. №178 об утверждении дополнительного списка объектов культурного наследия белгородской области

  2. Давыдов В.И. Духовные родники святого Белогорья. – Белгород: Областная типография, 1999. – 112 с.

  3. Сухоруков М. И. Валуйки - форпост Отечества: Альбом - летопись. 1999 . С. 17.

  4. Первые топоровские чтения на Белгородчине25 ноября 2009 года//Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2010 -42 с.

  5. Карагодин М.И. Еще о Валуйской крепости. // Звезда. 1976.. -3 с.

  6. Карагодин М.И., Савина Н.В. Среднее поосколье. Исторический перекрёсток.// Белгород «Бел.Ру» 2008 -223 с.

  7. Памятники Отечества. Святое Белогорье. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 190 с.

  8. Долгосрочной целевой программе «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы» утвержденной постановлением правительства Белгородской области от « 27» июня 2011 г. № 240-пп , 22с.

  9. Памятная книжка Воронежской губерніи Составлена подъ редакціей члена-секретаря Губернскаго Статистическаго Комитета Д. Г. Тюменева.Изданіе Воронежскаго Губернскаго Статистическаго Комитета.Воронежъ.Типо-Литографія Губернскаго Правленія.1915

  10. Графиня Панина С.В. http://vyazemskiy.ucoz.ru/Panina.pdf

  11. Калинин Константин Алексеевич http://www.ussr encyclopedia.ru/?aid=30851

  12. Игнатьев Александр Илларионович. http://artchive.ru/artists/aleksandr_ilarionovich_ignatev/biography

  13. Википедия .Модерн. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%E4%E5%F0%ED

  14. Модерн. Архитектурно-Художественная Компания Киевград. http://www.zodchiy.net/ru/guide/guide/styles/modern/

  15. Архитектура стиля модерн http://smallbay.ru/architec081.html

  16. Федеральный закон от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

























1 Постановление губернатора Белгородской области от 8 сентября 2004г. №178 об утверждении дополнительного списка объектов культурного наследия белгородской области http://www.belkult.ru/stat/File/post_gubernatora_178_2004.doc

2 Сухоруков М. И. Валуйки - форпост Отечества: Альбом - летопись. 1999 . С. 17.


3 Карагодин М.И. Еще о Валуйской крепости. // Звезда. 1976. С.3.

4 Карагодин М.И., Савина Н.В. Среднее поосколье. Исторический перекрёсток.// Белгород «Бел.Ру» 2008

5 Давыдов В.И. Духовные родники святого Белогорья. – Белгород: Областная типография, 1999.

6 Карагодин М.И., Савина Н.В. Среднее поосколье. Исторический перекрёсток.// Белгород «Бел.Ру» 2008

7Сухоруков М. И. Валуйки - форпост Отечества: Альбом - летопись. 1999 .



8 Зодчий куничёв. http://valsoch1.ucoz.ru/arkhitektura.rar

9 Карагодин М.И., Савина Н.В. Среднее поосколье. Исторический перекрёсток.// Белгород «Бел.Ру» 2008

10 Википедия .Модерн. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%E4%E5%F0%ED

11Модерн. Архитектурно-Художественная Компания Киевград. http://www.zodchiy.net/ru/guide/guide/styles/modern/

12А рхитектура стиля модерн http://smallbay.ru/architec081.html

13 Первые топоровские чтения на Белгородчине25 ноября 2009 года//Белгородская государственная универсальная научная библиотека, 2010 стр.42//http://new.bgunb.ru/bgunb/biblonline/resource/1topchten.pdf

14 Калинин Константин Алексеевичhttp://www.ussr-encyclopedia.ru/?aid=30851


15 Игнатьев Александр Илларионович. http://artchive.ru/artists/aleksandr_ilarionovich_ignatev/biography

16 Долгосрочная целевая программа«Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы» утвержденной постановлениемправительства Белгородской областиот « 27» июня 2011 г. № 240-пп , стр 22 http://www.belkult.ru/stat/File/Plan/2011/240-progr.doc

17 Графиня Панина С.В. http://vyazemskiy.ucoz.ru/Panina.pdf

18Памятная книжка Воронежской губерніиСостаѣлена подъ редакціей члена-секретаря Губернскаго Статистическаго Комитета Д. Г. Тюменева.Изданіе Воронежскаго Губернскаго Статистическаго Комитета.Воронежъ.Типо-Литографія Губернскаго Правленія.1915. personalhistory.rupapers/1915_Pam_kngub114.htm

19 Карагодин М.И., Савина Н.В. Среднее поосколье. Исторический перекрёсток.// Белгород «Бел.Ру» 2008

29


Добавить комментарий