Анализ результатов ЕГЭ 2014 года по обществознанию

Анализ результатов ЕГЭ 2014 года по обществознанию

Учитель: Фаттахова Л.Р.

В 2014 году в ЕГЭ по обществознанию приняли 11 выпускников Новошешминской СОШ (79 % всех учащихся)

Успеваемость -100%.

Средний балл по школе- 58,6. Выше районных результатов на 4,1 балла; выше республиканских – на 2,75 и российских на 5,53 балла. Лучший результат – 72 балла (Семеняк А.)

Экзаменационная работа состояла из 3 частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и числу заданий. Часть1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня. Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня

сложности (В 4, В5, В6, В7). В части 3 – два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).

Анализ выполнения заданий части А

В части 1 работы (А1–А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.


Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Выполнили

верно

10

5

10

9

9

9

8

8

6

10

10

8

9

7

8

8

8

8

8

5

% выполнения

91

45

91

82

82

82

73

73

55

91

91

73

82

64

73

73

73

73

73

45

Из приведенной таблицы видно, что успешно (91%) справились выпускники с заданиями:

А 1- Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития(типы обществ);

А 3- Человек и общество. Познание и духовная жизнь;

А 10, 11 - Социальная стратификация и мобильность; социальные группы и др.; социальные отношения.


При выполнении заданий части А затруднение у экзаменуемых вызвали задания:

А 2- виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления;

А 20- право (задание на анализ двух суждений).


Анализ выполнения заданий части В


В части 2 на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1–В8) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 2 представлены все пять содержательных блоков-модулей. Умения, проверяемые в части 2 работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.


Задания части В

1

2

3

4

5

6

7

8

Выполнили верно (или частично)

11

8

11

10

8

5

10

7

% выполнения

100

73

100

91

73

45

91

64


Успешно справились (91-100%) учащиеся с заданиями:

В 1- выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц

В 3- классификация путем установления соответствия

В 4, 7 - осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

Сложность вызвало задание В 6, которое предполагает определение терминов и понятий, соответствующих

предлагаемому контексту. Выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (задание В 8) также вызвало затруднение у 4 (36 %) учащихся. В целом, с заданиями данного уровня сложности учащиеся справились на уровне выше среднего.


Анализ выполнения заданий части С

Задания части 3 (С1–С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию,

социальную психологию, правоведение). При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Часть С

1

2

3

4

5

6

7

8

9*

Выполнили верно (или частично)

11

9

7

9

8

6

7

6

11

% выполнения

100

82

64

82

73

55

64

55

100


Задания С1–С4, с которыми учащиеся успешно справились, объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Затруднение у учащихся вызвало задание С 8, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.

5 учащихся (45%) не справились с заданием С6, требующим конкретизации приведенных положений; оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Задание С9* оценивается по критериям в 5 баллов и нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения (эссе) по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, ученых-обществоведов. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения (справились 100%), формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях (73 % учащихся получили от 1 до 2 баллов по этому критерию), подготавливать творческую работу. Сложность в данном задании вызвало теоретическое обоснование выбранной проблемы. По этому критерию только 2 ученика (Семеняк, Малая) получили 1 балл из возможных 2 баллов.

В целом, итоги экзамена свидетельствуют о вышесреднем уровне обученности по предмету.

Рекомендации:

1.В течении учебного года тщательнее прорабатывать задания типа В 6, В 8, С8, С 9.

2.Способствовать осознанному выбору учащимися экзамена.

3.Учебный процесс осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода обучения, т необходимого для выполнения заданий, требующих комплексного подхода.


Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.