Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 84

имени Героя России Дмитрия Петрова

Первомайского района города Ростова-на-Дону

СПРАВКА

30.06.2014 г.


Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 «А» и 11 «Б» классах (2014г.)

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.

В 2014 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 15 выпускников 11 « А» и 19 выпускников 11 «Б» класса – всего 34 обучающихся. Все участники успешно преодолели экзаменационные испытания. Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 11 класса школы имеет свое назначение – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в ссузы и вузы.

Выполнение экзаменационной работы потребовало от выпускников следующих умений:

Проводить различные виды анализа языковых единиц. Анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

  • Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

  • Разграничивать варианты норм. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные приемы информационной переработки текста.

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать собственные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

  • Владеть основными приемами информационной переработки текста.


Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменуемых учащихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их – и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.


Основные общие результаты экзамена по русскому языку

В 2014 году средний тестовый балл по русскому языку: в 11А – 61 балл, в 11Б 54 балла. Средний тестовый балл по школе составляет 57 баллов (в прошлом учебном году 63,2), что ниже показателей этого года по Первомайскому району, городу, Ростовской области и России в целом, а также в сравнении с предыдущими годами.



Результаты выпускников школы ЕГЭ по русскому языку можно условно разделить на несколько групп:


класс

ФИО учителя

условно на "2" (от 0 до 23 баллов)

условно на "3" (от 24 до 56 баллов)

условно на "4" (от 57 до 71 баллов)

условно на "5" (от 72 баллов и выше)

успеваемость, %

качество, %

11А

Свинаренко Т.Н.

0

4

10

1

100%

73%

11Б

Нечепоренко Е.А.

0

13

3

3

100%

32%

Всего


0

17

13

4

100%

50%


Качество знаний в 11А выше, чем в 11Б. Средний результат на уровне 50%, что даже с учетом пониженного проходного балла является невысоким достижением.


Результаты выполнения заданий базового уровня сложности (часть А)


Работа состоит из 39 заданий: заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 7, высокого — 8. Заданий с выбором ответа (тип А) — 30, с кратким ответом (тип В) — 8, с развернутым ответом (тип С) — 1.

Для аттестации выпускников школы важны, прежде всего, результаты выполнения заданий первой части (А), которая проверяет сформированность умений, обеспечивающих владение устной и письменной речью на базовом уровне. В таблице представлены результаты выполнения всех заданий первой части экзаменационной работы:

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

11А

53%

80%

93%

100%

47%

93%

100%

93%

80%

47%

11Б

63%

58%

84%

74%

53%

53%

79%

79%

47%

42%

Всего

59%

68%

88%

85%

50%

71%

88%

85%

62%

44%


 

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

11А

40%

80%

53%

73%

67%

80%

73%

60%

73%

93%

11Б

37%

74%

58%

68%

42%

74%

53%

53%

53%

58%

Всего

38%

76%

56%

71%

53%

76%

62%

56%

62%

74%


 

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

11А

87%

67%

53%

73%

80%

80%

87%

100%

73%

67%

11Б

79%

58%

37%

58%

74%

58%

84%

89%

37%

74%

Всего

82%

62%

44%

65%

76%

68%

85%

94%

53%

71%




Процент выполнения заданий по темам можно представить следующим образом.

Уровень сложности задания: Б- базовый, П- повышенный, В – высокий.


Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

11А,%

11Б,%

Всего, процент выполнения

Задание А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Б

53

63

59

Задание A2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

Б

80

58

68

Задание А3. Морфологические нормы (образование форм слова)

Б

93

84

88

Задание А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Б

100

74

85

Задание А5. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений

Б

47

53

50

Задание А6. Синтаксические нормы

Б

93

53

71

Задание А7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте

Б

100

79

88

Задание А8.Средства связи предложений в тексте

Б

93

79

85

Задание А9. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Б

80

47

62

Задание А10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи

Б

47

42

44

Задание А11. Части речи

Б

40

37

38

Задание А12. Лексическое значение слова

Б

80

74

76

Задание А13. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

Б

53

58

56

Задание А14. Правописание корней

Б

73

68

71

Задание А15. Правописание приставок

Б

67

42

53

Задание А16. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Б

80

74

76

Задание А17. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Б

73

53

62

Задание А18. Правописание НЕ и НИ

Б

60

53

56

Задание А19. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Б

73

53

62

Задание А20. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами

Б

93

58

74

Задание А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями)

Б

87

79

82

Задание А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Б

67

58

62

Задание А23. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами)

Б

53

37

44

Задание А24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Б

73

58

65

Задание А25. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

П

80

74

76

Задание А26. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи

П

80

58

68

Задание А27. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

П

87

84

85

Задание А28. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

П

100

89

94

Задание А29. Функционально-смысловые типы речи

П

73

37

53

Задание А30. Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами

П

67

74

71


Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что выпускниками хорошо усво- ены следующие темы:

1.Морфологические нормы (88%).

2.Синтаксические нормы (85%).

3. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложний в тексте (88%).

4.Средства связи предложений в тексте (85%).

5.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (82%).

6. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (85%).

7. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста (94%).

Примечателен тот факт, что учащиеся справились с заданиями повышенного уровня сложности лучше, чем с заданиями базового уровня (53% - 94%).

Низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

1.Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи (44%).

2.Части речи (38).

3.Знаки препинания в простом осложненном предложении с однородными членами (44%).

Из 15 выпускников 11А и 19 выпускников 11Б классов никто не справился с выполнением заданий части А на 100%, что свидетельствует о непрочности знаний учащихся. Максимальное количество правильных ответов в части А (29) у Нискубиной М. (11А класс). Минимальное количество (7 баллов) у Варосяна С. (11Б класс). Только три задания (А4, А7, А28) выполнены учащимися на 100%. Самый низкий результат (38%) учащиеся показали в части А11 (части речи). Это серьезный пробел в знаниях выпускников, т.к. отсутствие представления о частях речи влечет за собой ошибки в правописании слов, пунктуационные и грамматические ошибки (ошибки в практическом применении знаний).


Результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности

(часть В)

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Вторая часть работы ориентирована как на итоговую аттестацию выпускников школы, так и отбор абитуриентов для продолжения учебы в вузе. Традиционно эти задания вызывают у выпускников наибольшие затруднения.

Уровень сформированности той или иной компетенции можно определить по результатам выполнения групп заданий, проверяющих соответствующие умения. Видно, что общий результат выполнения заданий повышенного уровня сложности низкий. Данные представлены в таблице ниже.


Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

11А,%

11Б,%

Всего, процент выполнения

Задание В1. Основные способы словообразования

В

47

47

47

Задание В2. Части речи

В

33

26

29

Задание В3. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание

В

67

37

50

Задание В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные

В

47

32

38

Задание В5.Простое осложненное предложение

В

60

42

50

Задание В6. Сложное предложение

В

40

26

32

Задание В7. Средства связи предложений в тексте

В

67

47

56

Задание В8. Речь. Языковые средства выразительности (максимально 4 балла)

В





 

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

11А

47%

33%

67%

47%

60%

40%

67%

11Б

47%

26%

37%

32%

42%

26%

47%

Всего

47%

29%

50%

38%

50%

32%

56%




В8 0 б

21%

В8 1 б

29%

В8 2 б

15%

В8 3 б

12%

В8 4 б

24%





Крайне низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

В2. Части речи (29%);

В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные (38%);

В6. Сложное предложение (32%).

Все указанные темы теснейшим образом связаны между собой. Пробелы в морфологии вызывают пробелы в синтаксисе, а далее – в пунктуации.

Задание В8 (анализ средств выразительности текста) предполагает оценивание от 0 до 4 баллов. Оценка зависит от количества правильных ответов. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

4 балла заработали 27 учащихся (55%).

3 балла – 7 учащихся (14%).

2 балла –5 учащийся (10%).

1 балл – 5 учащихся (10%).

0 баллов – 5 учащихся (10%).

Тот факт, что 10% выпускников не справилось с заданием В8, свидетельствует об отсутствии у них знаний, умений и навыков выявления художественных средств выразительности. Значит, в своей практике речевого общения они также не используют в полной мере ресурсы русского языка. Следовательно, их речь бедна и однообразна. А это говорит о том, что выпускники испытывают трудности при выражении своих мыслей, что скажется на их дальнейшей учебе.




Результаты выполнения заданий высокого уровня сложности

(часть С)

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2.  комментировать проблемы исходного текста;

  3. определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

  4.  выражать и аргументировать собственное мнение;

  5.  последовательно и логично излагать мысли;

  6.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  7.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

Значимость третьей части в структуре всего теста велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объеме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменующихся, оценить практическую грамотность.

Надо отметить, что все учащиеся приступили к выполнению части С. Правда, не всем удалось продемонстрировать свои коммуникативные навыки на должном уровне.

Сочинение оценивалось по критериям, каждый из которых имеет свою шкалу измерения (от 0 до 3 баллов): 0-1, 0-2, 0-3.

К 1. Умение выявлять и формулировать исходную проблему текста (0-1б.).

К 2. Умение комментировать исходную проблему текста (0-2б).

К 3. Умение отражать позицию автора текста (0-1б).

К 4.Умение аргументировать собственное мнение по проблеме (0-3б).

К 5. Умение создавать письменное высказывание, отличающееся смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения (0-2б).

К 6. Умение точно выражать свои мысли, уместно используя разнообразие грамматических форм, средства выразительности (0-2б).

К 7. Соблюдение на письме норм орфографии (0-3б).

К 8. Соблюдение на письме норм пунктуации (0-3б).

К 9. Соблюдение на письме языковых норм при оформлении высказывания (0-2б).

К 10. Соблюдение речевых норм (0-2б).

К 11. Соблюдение этических норм (0-1б).

К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (0-1б).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что экзаменуемые успешно справляются с выполнением заданий по критериям К1, К3, К11, К12. В то же время можно увидеть, что затруднения у выпускников вызывает критерий К2 (комментарий к сформулированной проблеме). Можно предположить, что это связано, прежде всего, с их узким кругозором, т.к. развернутый комментарий требует от выпускника определенных знаний об окружающей действительности и месте данной проблемы в обществе. По-прежнему трудности у детей вызывают задания, связанные с аргументацией собственного мнения. Это опять же свидетельствует об ограниченных знаниях экзаменуемых о жизни современного мира, но самое главное здесь – отсутствие у выпускников читательского опыта (нет примеров из произведений художественной литературы, которые могли бы иллюстрировать ту или иную проблему текста). Крайне низкий балл по критериям К6 и К10 указывает на бедность и невыразительность речи выпускников, что, безусловно, является следствием безразличного отношения к книге. Традиционно слабо выпускники справились с критериями К7 и К8 (соблюдение правил орфографии и пунктуации). Причина – отсутствие прочных знаний, умений и навыков в области орфографии и пунктуации.


Результаты выполнения задания С1 (сочинения) представлены в таблице (получили максимальное количество баллов по критерям).


Задание С1. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации (максимально 23 балла)

11А,%

11Б,%

Всего, процент выполнения

К1 Формулировка проблем исходного текста

87

84

85

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

20

16

18

К3 Отражение позиции автора исходного текста

80

68

74

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

7

16

12

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

33

26

29

К6 Точность и выразительность речи

7

16

12

К7 Соблюдение орфографических норм

20

32

26

К8 Соблюдение пунктуационных норм

13

11

12

К9 Соблюдение языковых норм

27

21

24

К10 Соблюдение речевых норм

7

11

9

К11 Соблюдение этических норм

100

100

100

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

80

79

79


Получили максимальное количество баллов по критериям:

 

К1 (1)

К2 (2)

К3 (1)

К4 (3)

К5 (2)

К6 (2)

К7 (3)

К8 (3)

К9 (2)

К10 (2)

К11 (1)

К12 (1)

11А

87%

20%

80%

7%

33%

7%

20%

13%

27%

7%

100%

80%

11Б

84%

16%

68%

16%

26%

16%

32%

11%

21%

11%

100%

79%

Всего

85%

18%

74%

12%

29%

12%

26%

12%

24%

9%

100%

79%





Следует отметить, что все экзаменующиеся МБОУ СОШ №84 2014 года приступили к написанию части С1. Однако высоких результатов не достигли. Наивысшего количества баллов (23) в части С1 не набрал никто из выпускников. Максимальный балл (19) набрали Гладких Д. (11Б) и Панибратова К. (11Б). Минимальное количество баллов (6) набрал Боровиченко М.(11Б).


Выводы и рекомендации

Опыт проведения ЕГЭ, анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 2014 году позволяет высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания русского языка в школе. При подготовке выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку необходимо настраивать учащихся на выполнение всей работы полностью, а не только ориентировать на демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов, т.к. включённые в него задания, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ. Следует усилить контроль за выполнением заданий второй части работы,

проверяющих сформированность лингвистической компетенции, обратить внимание на недостаточно усвоенные разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений, на несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом. Необходимо максимально использовать работу над текстами сочинений для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков. Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах. К последним относятся умения, связанные с чтением, пониманием текста и умением его интерпретировать. Эти ведущие общеучебные умения необходимы школьнику для успешного усвоения не только курса русского языка, но и других предметов.

В связи с этим следует:

- больше внимания на уроках русского языка уделять анализу текстов различных стилей и типов речи;

- целенаправленно развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;

- формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе лингвистическую) тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;

- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

- обучать анализу текста, при этом обращать особое внимание на эстетическую функцию языка;

- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

  1. При подготовке к ЕГЭ следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты не только художественного, но и официально-делового, публицистического и научного стилей речи.

  2. Более последовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в понимании учащимися важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

  3. Проблема формирования языковой компетенции по-прежнему остается острой, а задача совершенствования культуры речи выпускников – социально значимой. Учитывая то, что практическая грамотность вырабатывается только в процессе письма и нуждается в значительном объеме тренировочной работы, в результате которой осознанные знания по орфографии превращаются в автоматизированные навыки грамотного письма, следует максимально использовать работу над текстами сочинений. При этом следует совершенствовать методику работы над таким новым для школы видом сочинения, как сочинение по прочитанному тексту.

  4. Следует более интенсивно внедрять в практику работы школы личностно ориентированные методы обучения языку, что позволит реализовать разноуровневый подход при обучении русскому языку.

  5. Осуществлять интегрированный подход в обучении. Анализ выполнения обучающимися задания С1 позволил актуализировать проблему использования выпускниками опыта изучения других предметов, в частности предметов гуманитарного цикла (литературы, истории).

  6. Продолжить осуществлять специальную подготовку обучающихся к экзамену (проводить цикл независимых тестирований с целью подготовки к ЕГЭ).


Руководитель МО --------------------------------------------------/Свинаренко Т.Н./