Как и какие стихотворения Лермонтова легко выучить

Согласно школьной программе, детям нужно выучить несколько десятков текстов, среди которых есть и стихи Лермонтова. Эти произведения детям нравятся за воздушность конструкций. В них все взаимосвязано, свободно откладывается в голове, благодаря создаваемым картинкам. Стихи Лермонтова имеют четкую запоминающуюся рифму.

Общие принципы заучивания

Браться за стихи лучше всего вечером перед сном с хорошим настроением и повторить утром, как только открываются глаза. Стих читается целиком для общего восприятия. Потом его перечитывают не менее трех раз.

Текст делится на части, в соответствии с происходящими действиями.

За это время создается конкретный образ героев, явлений, предметов. Это позволяет построить логическую цепочку действий и событий, если школьник задается вопросом, как быстро выучить стихотворение «Родина» Лермонтова или тексты других поэтов.

Желательно переписать стихотворение на листочек, проговаривая каждое слово вслух. Механическая, зрительная, слуховая память помогут выучить стихи Лермонтова, независимо от сложности и размера.

Внимание! Повторять строчки произведения многократно, пока они не отложится в голове.

В помощь нашим читателям это интересное видео:

Особенности работы с некоторыми стихами

«Погиб поэт…»

Вопрос, как уложиться во времени и быстро выучить заданное учителем стихотворение М.В. Лермонтова «Смерть поэта», волнует учеников. В первую очередь, нужно понять, что это стихотворение в своей основе трагическое, написанное сразу после гибели Пушкина. В тексте две части, каждая из которых имеет свой слог, свое настроение.

Хорошо, если на уроке детям рассказали предысторию, помогли понять состояние поэта. Первая часть – вселенская скорбь по погибшему гению. В ней слова скорби и отчаяния. Даже ритм отличается от второй части. При заучивании нужно поставить себя на место Лермонтова, тогда слова стиха сами улягутся.

Можно выписать глаголы, поскольку в данном произведении у них особая роль – жечь сердца читателей, заставлять задумываться о жизни и смерти. Заучивать нужно законченные смысловые части.

Важно! Помогает быстро выучить это стихотворение жестикуляция и чтение перед зеркалом.

«Листок»

При работе со стихом «Листок» следует обратить внимание на два образа. Они противоположны друг другу. Можно выписать вот такие характеристики, как на этих картинках.


Потом произведение снова перечитывается, выделяются непонятные по значению слова, выясняется их значение. В стихах много прилагательных. Их желательно выписать в порядке следования. Каждая строфа четко связана с предыдущей, мысль развивается логически.

Если желаете выучить стихотворение «Листок» быстро, прислушайтесь к советам:

  • нарисуйте мысленно образы листка и чинары, потом соотнесите их описание в тексте;
  • перепишите текст на листочек, вооружитесь ластиком. Как только выучите 2 строчки, сотрите их. Повторите все, никуда не заглядывая. В конечном итоге, остается чистый лист.
  • каждый герой стиха обладает своим музыкальным ритмом, своеобразной мелодией. Можно попробовать не проговаривать, а напевать слова.

Внимание! Хорошо запоминается прочувствованная информация.

Стихотворение «Родина»

Стих «Родина», если подойти к работе над ним творчески, не представляет особых трудностей при заучивании. Строчки легко укладываются в голове. Главное, разбить текст на законченные смысловые части. В каждой из них есть свои важные слова, на которые следует опираться. Это патриотическое произведение, в котором автор передает свою любовь к Отчизне.

В тексте много прилагательных, описывающих знакомую всем природу. Попробуйте нарисовать иллюстрации, глядя на них рассказывайте текст.

Стихотворение наполнено патриотизмом, но в тоже время оно лирическое, напевное, можно подобрать легкую музыку и рассказывать стихотворение под нее. Увлекшись стихами можно самостоятельно изобрести приемы, которые станут подсказкой. Не забудьте потом ими поделиться!

Учить легко

Среди огромного числа стихотворений М. Ю. Лермонтова есть немало таких, которые выучить не составляет особого труда. Среди них:

  • «Утес» «Парус» и «Тучи»;
  • «Солнце», «Нищий» и «Молитва»;
  • «Силуэт», «И скучно и грустно»;
  • «Надежда», «Благодарю»;
  • «Черны очи», «Узник» и другие.

В этих стихах четкость ритма переплетается со стройностью композиции. В каждом лермонтовском стихе переплетаются действие и следствие. Чаще всего в них звучит грусть, но изобилование гласных или согласных звуков как раз создают настроение. Каждое слово выстрадано, любой читатель, даже маленький, сам того не замечая, становится соучастником событий.

Стихи нужно чувствовать - вместо заключения

Каким бы ни было стихотворение, его все равно придется учить. Если сюжет понятен, дошел до ученика, то и строчки запомнятся быстрее. Нужно представлять себе все, о чем читаете.

Стихи Лермонтова в этом плане – настоящая находка. Чаще всего проблем не возникает. Перед началом работы нужно поставить перед собой цель: не просто зазубрить, а выучить с пониманием. В этом случае и на уроке будет легче отвечать, не будет путаницу. А главное, когда человечек вырастет, он сможет с гордостью рассказать стихи своим детям.

Стихи Лермонтова, которые легко выучить

Утёс

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Тучи

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Нищий

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Солнце

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!..

Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит,
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?

Молитва

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Силуэт

Есть у меня твой силуэт,
Мне мил его печальный цвет;
Висит он на груди моей,
И мрачен он, как сердце в ней.

В глазах нет жизни и огня,
Зато он вечно близ меня;
Он тень твоя, но я люблю,
Как тень блаженства, тень твою.

«Нет, не тебя так пылко я люблю»

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

«Когда волнуется желтеющая нива»

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

На севере диком стоит одиноко

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Комментарии

На этой странице, уважаемые, есть опечатка. Сразу под видеороликом неверно указаны инициалы Лермонтова - М.Ю., а у вас М. В.. С уважением.

Добавить комментарий

You must have JavaScript enabled to use this form.